Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 20:30, реферат

Описание

Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект - трудовой коллектив.
Предмет – стили управления руководителя и социально-психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе
2. Исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей.
3. Изучить социально-психологический климат с целью выявления социально-психологического климата в коллективе.
4. Выявить взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата коллектива.

Работа состоит из  1 файл

Часть 1-ая(Таня).docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

      3) стиль, поощряющий к принятию  решений подчиненными. Руководитель  делится информацией с подчиненными, использует их предложения, но  решения принимает самостоятельно;

      4) стиль, ориентированный на достижения. Особенность стиля - постановка  перед подчиненными довольно  напряженных целей, акцент на  необходимости повышения уровня  индивидуальной выработки, демонстрация  руководителем уверенности в успешности решения задач.

      Наиболее  предпочитаемый подчиненными и соответствующий  ситуации, стиль руководства зависит  от их личных качеств и требований среды. Стиль поддержки более  эффективен, когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность  уже воспринимается как чрезмерный контроль. Поддерживающее лидерство  лучше влияет на подчиненных, работающих над задачами, вызывающими стресс и фрустрацию. Директивный стиль  эффективен и субъективно приемлем для подчиненных, выполняющих неопределенные задачи. Когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность  уже воспринимается как чрезмерный контроль, стиль отрицательно влияет на удовлетворенность и ожидания подчиненных и т.п.

      Используя один из четырех стилей в зависимости  от ситуационных переменных, руководитель воздействует на восприятие и мотивацию  подчиненных, ведет их к ясности  ролевого поведения и целевых  ожиданий, удовлетворенности и эффективным  действия [10, с. 74].

      По  теории «Жизненного цикла» П.Херси - К.Бланшара стили лидерства зависят  от "зрелости" исполнителей: их желания  достигать поставленные цели, образования  и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение.

      Соответственно  различаются два основных фактора («Задачи» и «Отношения») и четыре стиля:

      1) "Указания" (директивный) - при  незрелых исполнителях с высокой  ориентацией руководителя на  задачу и низкой - на взаимоотношения  с группой; 

      2) "Продажи" (поддерживающий стиль) - средняя зрелость исполнителей, ориентация руководителя, как на  задачи, так и на взаимоотношения; 

      3) "Участия» (ориентации на участие  в принятии решений) - умеренно  высокий уровень зрелости подчиненных,  сильная ориентация руководителя  на взаимоотношения и слабая - на задачи;

      4) "Делегирования" – при высокой  зрелости подчиненных стиль руководителя  отличается низкой направленностью  управленческих воздействий, как  на задачи, так и на отношения.  Руководитель малоактивен и осуществляет  минимальное руководство и поддержку  подчиненных, так как «зрелые»  – высокопрофессиональные и мотивированные  сотрудники сами достаточно активны  и организованы, им делегирована  значительная часть функций управления [9, с. 92].

      По  Н.В.Ревенко, стили руководства являются интегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой выражаются его личные качества, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности. Выраженность стилей руководства по фактору "авторитарность - либеральность" может быть различной - до его крайних форм, однако стиль не может быть полно описан лишь в рамках этого фактора. В основу общей классификации могут быть положены несколько факторов: "авторитарность - либеральность", "общественная - эгоцентристкая ориентация", "деловая активность - инертность", "контактность - дистантность", "властвование - подчинение", "ориентация на выполнение работы - на человеческие отношения", "стрессоустойчивость - нетолерантность".

      Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости  от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных [8, с. 97].

      Три атрибута стиля руководства называет А.Л.Журавлев:

      1) целостность: стиль есть единство, внутренняя взаимосвязанность всех  взаимодействий руководителя с  коллективом; 

      2) устойчивость: система включает  наиболее характерные, относительно  устойчивые варианты для конкретного  руководителя;

      3) индивидуальность: система взаимодействий  характеризуется своей специфичностью  в каждом конкретном случае.

      Воплощая  структурно-функциональный подход, А.А.Русалинова полагает, что тип или типический   стиль   можно определить как  стабильно проявляющиеся особенности  взаимодействия  руководителя с  коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных, так и  субъективных условий управления, личных особенностей руководителя. Стиль влияет на взаимоотношения по вертикали  и по горизонтали. Стиль руководства  не связан жестко с личностными характеристиками руководителя.

      Следует отметить еще два стиля руководства, которые, по мнению зарубежных специалистов по менеджменту, являются достаточно эффективными стилями управления - это новаторско - аналитический стиль (используется в преуспевающих фирмах) и партисипативный (соучаствующий) стиль.

      Новаторско-аналитический  стиль способен обеспечить организационное  выживание в условиях острейшей  рыночной конкуренции. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большего числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать  реалистичность и перспективность  идеи, быстрое принятие решений и  практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы.

      Партисипативный стиль является более эффективным. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и уровень культурного развития руководителя, профессиональный опыт, особенности характера и темперамента, мировоззрение и присущие руководителю нравственные ценности, установки, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей возглавляемого им коллектива. 
1.2. Подходы к изучению социально-психологического климата и его основные характеристики

      В отечественной психологии ученые приступили к изучению социально-психологического климата сравнительно недавно, под влиянием потребностей практики 70-80-х годов. Само это понятие у разных отечественных исследователей носило различные названия, хотя большинство вкладывали в них один и тот же смысл. В отечественной литературе встречаются следующие термины: «психологическая атмосфера» (О.И. Зотова, Н.С. Мансуров, Б.Д. Парыгин); «морально-психологическая установка» и «морально-психологические условия» ((И.Н. Нейман); «социологический климат» (В.Н. Шубкин, Г.Н. Кочетов); «социально-психологический климат» (В.В. Новиков, К.К. Платонов) [17,с.123].

      Большинство исследователей считали социально-психологический  климат результатом тех взаимоотношений  между участниками производства, которые складываются в процессе производственной деятельности. Так, по мнению Б.Д. Парыгина, «под социально-психологическим  климатом подразумевается преобладающая  и относительно устойчивая атмосфера  коллектива, проявляющаяся как в  стиле и тоне отношений друг к  другу, так и в отношении к  общему делу [18,с.45]. Развивая это определение, он говорил о том, что одним из критериев здорового психологического климата является преобладание и устойчивость атмосферы взаимного уважения, духа товарищества, принципиальности, высокой дисциплинированности, требовательности и ответственности.

      На  сегодняшний день существует более  сотни определений социально-психологического климата.

      Г.А. Моченов и М.Н.Ночевник считают, что  СПК проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми [6, c.5-25].

      Г.М.Андреева  определила СПК как «Целостное состояние  коллектива. Относительно устойчивый для него эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация  труда) и характер межличностных отношений [15, с. 391].

      Дается  и более узкое определение  понятию: «СПК – качественная сторона  отношений между людьми, проявляющаяся  в виде совокупности психологических  условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в трудовом коллективе. СПК складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности  людей, приобретает относительную  самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива» [12, с.6].

      Б.Д.Парыгин  понимает атмосферу в коллективе как неустойчивую, постоянно изменяющуюся  сторону коллективного сознания. Однако понятие СПК используется не для обозначения тех или  иных ситуативных переменных в преобладающем  настроении людей, а лишь его устойчивые черты [20, с.9-10]. К.К.Платонов тоже определяет СПК как «стойкое настроение группы», в отличие от психологической атмосферы, которая отличается меньшей устойчивостью и не всегда отчетливо осознается [21, с.11].

      Другие  авторы отмечают  и такие характеристики СПК, как:

  • общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;
  • настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;
  • атмосфера, складывающаяся между  работниками, непосредственно контактирующих друг с другом;
  • социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;
  • состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;
  • отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;
  • отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и  тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;
  • морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое [2, с. 16-20].

      В западной социальной психологии социально-психологический  климат  рассматривается более  широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной  частью организационной культуры.

      А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном  настрое коллектива отражается система  групповых отношений:

  1. «по вертикали» (между руководителем и подчиненными);
  2. «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);
  3. отношение группы к труду;
  4. общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе» [12, с. 5].

   Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его  формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система  подбора и расстановки административных кадров [22,с.678]. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива [14,с.111] .

   На  состояние СПК влияют:

  1. тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;
  2. образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;
  3. социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.

   Система групповых отношений складывается под воздействием объективных и  субъективных факторов микро- и макросред, которые составляют общую производственную обстановку, в условиях которой функционирует  коллектив.

      Важнейшие факторы макросреды, выделенные А.Л.Свенцицким,  - это общественно-экономическая  формация, социально-политический строй  государства. Особенности современного этапа накладывают свой отпечаток на СПК коллектива [19, c.46-62].

      Воздействия со стороны микросреды предприятия, как «поля» непосредственного функционирования коллектива: предметно-вещественная сфера  его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических  и организационных элементов, которые  входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация» [3, c.395].

Информация о работе Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе