Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 20:30, реферат
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект - трудовой коллектив.
Предмет – стили управления руководителя и социально-психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе
2. Исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей.
3. Изучить социально-психологический климат с целью выявления социально-психологического климата в коллективе.
4. Выявить взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата коллектива.
3)
стиль, поощряющий к принятию
решений подчиненными. Руководитель
делится информацией с
4)
стиль, ориентированный на
Наиболее предпочитаемый подчиненными и соответствующий ситуации, стиль руководства зависит от их личных качеств и требований среды. Стиль поддержки более эффективен, когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность уже воспринимается как чрезмерный контроль. Поддерживающее лидерство лучше влияет на подчиненных, работающих над задачами, вызывающими стресс и фрустрацию. Директивный стиль эффективен и субъективно приемлем для подчиненных, выполняющих неопределенные задачи. Когда задача достаточно структурирована, а ее большая структурированность уже воспринимается как чрезмерный контроль, стиль отрицательно влияет на удовлетворенность и ожидания подчиненных и т.п.
Используя
один из четырех стилей в зависимости
от ситуационных переменных, руководитель
воздействует на восприятие и мотивацию
подчиненных, ведет их к ясности
ролевого поведения и целевых
ожиданий, удовлетворенности и
По теории «Жизненного цикла» П.Херси - К.Бланшара стили лидерства зависят от "зрелости" исполнителей: их желания достигать поставленные цели, образования и опыта, готовности нести ответственность за свое поведение.
Соответственно различаются два основных фактора («Задачи» и «Отношения») и четыре стиля:
1)
"Указания" (директивный) - при
незрелых исполнителях с
2) "Продажи" (поддерживающий стиль) - средняя зрелость исполнителей, ориентация руководителя, как на задачи, так и на взаимоотношения;
3)
"Участия» (ориентации на участие
в принятии решений) - умеренно
высокий уровень зрелости
4)
"Делегирования" – при высокой
зрелости подчиненных стиль
По Н.В.Ревенко, стили руководства являются интегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой выражаются его личные качества, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности. Выраженность стилей руководства по фактору "авторитарность - либеральность" может быть различной - до его крайних форм, однако стиль не может быть полно описан лишь в рамках этого фактора. В основу общей классификации могут быть положены несколько факторов: "авторитарность - либеральность", "общественная - эгоцентристкая ориентация", "деловая активность - инертность", "контактность - дистантность", "властвование - подчинение", "ориентация на выполнение работы - на человеческие отношения", "стрессоустойчивость - нетолерантность".
Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных [8, с. 97].
Три атрибута стиля руководства называет А.Л.Журавлев:
1)
целостность: стиль есть
2)
устойчивость: система включает
наиболее характерные,
3)
индивидуальность: система взаимодействий
характеризуется своей
Воплощая
структурно-функциональный подход, А.А.Русалинова
полагает, что тип или типический
стиль можно определить как
стабильно проявляющиеся
Следует отметить еще два стиля руководства, которые, по мнению зарубежных специалистов по менеджменту, являются достаточно эффективными стилями управления - это новаторско - аналитический стиль (используется в преуспевающих фирмах) и партисипативный (соучаствующий) стиль.
Новаторско-
Партисипативный
стиль является более эффективным.
Существенное воздействие на становление
стиля оказывают интеллект и уровень культурного
развития руководителя, профессиональный
опыт, особенности характера и темперамента,
мировоззрение и присущие руководителю
нравственные ценности, установки, преломленные
в определенной мере через призму особенностей
и потребностей возглавляемого им коллектива.
1.2.
Подходы к изучению
социально-психологического
климата и его основные
характеристики
В отечественной психологии ученые приступили к изучению социально-психологического климата сравнительно недавно, под влиянием потребностей практики 70-80-х годов. Само это понятие у разных отечественных исследователей носило различные названия, хотя большинство вкладывали в них один и тот же смысл. В отечественной литературе встречаются следующие термины: «психологическая атмосфера» (О.И. Зотова, Н.С. Мансуров, Б.Д. Парыгин); «морально-психологическая установка» и «морально-психологические условия» ((И.Н. Нейман); «социологический климат» (В.Н. Шубкин, Г.Н. Кочетов); «социально-психологический климат» (В.В. Новиков, К.К. Платонов) [17,с.123].
Большинство
исследователей считали социально-
На
сегодняшний день существует более
сотни определений социально-
Г.А.
Моченов и М.Н.Ночевник считают, что
СПК проявляется в тех
Г.М.Андреева определила СПК как «Целостное состояние коллектива. Относительно устойчивый для него эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений [15, с. 391].
Дается
и более узкое определение
понятию: «СПК – качественная сторона
отношений между людьми, проявляющаяся
в виде совокупности психологических
условий, способствующих или препятствующих
продуктивной совместной деятельности
и всестороннему развитию личности
в трудовом коллективе. СПК складывается
постепенно в процессе совместной жизнедеятельности
людей, приобретает относительную
самостоятельность и сам
Б.Д.Парыгин
понимает атмосферу в коллективе
как неустойчивую, постоянно изменяющуюся
сторону коллективного
Другие авторы отмечают и такие характеристики СПК, как:
В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.
А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:
Важнейшей
проблемой в изучении социально
- психологического климата является
выявление факторов, которые его
формируют. Наиболее важными факторами,
определяющими уровень
На состояние СПК влияют:
Система
групповых отношений
Важнейшие факторы макросреды, выделенные А.Л.Свенцицким, - это общественно-экономическая формация, социально-политический строй государства. Особенности современного этапа накладывают свой отпечаток на СПК коллектива [19, c.46-62].
Воздействия
со стороны микросреды предприятия,
как «поля» непосредственного
Информация о работе Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе