Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 20:30, реферат
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект - трудовой коллектив.
Предмет – стили управления руководителя и социально-психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе
2. Исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей.
3. Изучить социально-психологический климат с целью выявления социально-психологического климата в коллективе.
4. Выявить взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата коллектива.
Другую
группу факторов микросреды составляют
воздействия, представляющие собой
групповые явления и процессы,
происходящие в коллективе. Их иногда
называют социально-психологическими.
Они включают в себя характер официальных
организационных связей между членами
коллектива, закрепленный в формальной
структуре данного
Экспериментальные исследования Л.И. Уманского показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива [4].
Наряду
с системой официального взаимодействия
на СПК первичного производственного
коллектива огромное влияние оказывает
его неофициальная
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, играет важную роль в создании социально - психологического климата коллектива. Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.
Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу.
Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
Таким
образом, руководитель может существенно
повлиять на характер межличностных
отношений в рабочем
Состояние
СПК является показателем управляемости
процессами в коллективах. Это во
многом зависит от активности руководителя,
его творческого участия в
делах коллектива. Е.С.Кузьмин и
А.Л.Свенцицкий предложили следующие
характеристики руководителя, непосредственно
детерминирующие его отношение
к подчиненным и
В
отечественной литературе приводятся
следующие особенности
Среди особенностей отрицательно воздействующих на членов коллектива отмечаются:
«Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя в его деятельности, - пишет А.Л.Журавлев, - должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих» [9, с. 184].
Отсюда вытекает возможность и необходимость определения в самом общем виде тех требований, которым должен соответствовать руководитель. Эффективность его деятельности во многом определяется его специальными знаниями и умениями. В основе их лежат организаторские способности.
В
отечественной психологической
литературе вопросы организаторских
способностей рассматривались в
работах А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева.
Наиболее крупный вклад в эту
проблематику был внесен коллективом,
работающим под руководством Л.И.Уманского.
Ими изучались природные
Л.И.Уманский вышеперечисленные свойства рассматривает в единстве, используя термин «организаторское чутье». Также он отмечает такое свойство, как эмоционально-волевую воздейственность, которая включает в себя:
Кроме того он выделяет такое свойство личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в ней, стеничность чувств при ее выполнении.
Л.И.Уманский
отмечает, что указанные свойства
иерархизированы. В этой иерархии первенствует
организаторское чутье, на котором
базируется эмоционально-волевая
Ю.Н.Емельянов ввел понятие «организаторского потенциала» как «системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности» [25, с.87]. Это «системное качество» возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.
В работах Л.Д. Кудряшовой внимание привлечено к явлению целостности личности руководителя (наличию общих способностей, не сводимых к сумме частных, специальных способностей и качеств) [26].
Наиболее
значимыми качествами для формирования
благоприятного СПК коллектива являются
следующие черты личности руководителя:
объективность и
Л.И.Уманский
рассматривал управленческую деятельность
как конечное звено в системе
управления людьми. Он подчеркивал, что
в первичных коллективах
Л.И.Уманский подчеркивает, что в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.
В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя.
Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются следующие:
Способность мыслить широко. Масштабно, системно, комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач.
Многие исследователи (Т.С. Кабаченко, Н.Г. Яновский, А.М. Омаров, А.В. Быков) подчеркивают, что в реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Предпочтение того или иного стиля управления обусловлено личностными особенностями руководителя [15,с. 23].
Изучение литературы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы:
Стиль управления (руководства) представляет собой совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных, при помощи которых решается задача и достигается цель, стоящая перед коллективом.
Существует множество классификаций стилей руководства. Общепринятым является выделение трех «классических» стилей управления: авторитарный, демократический и пассивный (либеральный). Важнейшим общим основанием выделения этих является характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
Социально-
Говоря
о влиянии стиля руководства
на социально-психологический
Информация о работе Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе