Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Рассматриваема проблема, наиболее актуальна среди отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы………………………………………………...…....4
1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...7
1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7
1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11
1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18
Выводы ………………………………………………………….……….................24
2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков ………25
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28
Выводы…………………………………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязи враждебности и табачной аддикции.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание  прежде установившейся системы интересов  ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и так далее. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценки, все больше опора на внутренние критерии. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков [3; 6].

Одной из главных характеристик подросткового  возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола [8]. Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Вместе с тем  в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 сантиметров в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими [22].

В подростковый период в связи с быстрым развитием  организма возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок [23].

В этот период у  подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими [24].

Завершается окончательная  сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек [25].

В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников.

Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для тинэйджеров отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди [9].

Существует пять подходов к изучению подростков.

Первый  — это биологический подход, когда предметом изучения является происходящий в этом возрасте процесс полового созревания и физического роста (включая созревание и начало функционирования женских и мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков, а также сопровождающие пубертатный период тенденции к изменению роста и веса). В связи с этим возникают вопросы, связанные со здоровьем (правильное питание, поддержание оптимального веса, физическая привлекательность) и эмоциональными реакциями подростков на изменения, происходящие в организме [24].

Второй  подход — когнитивный — имеет два главных аспекта исследований:

1) качественная  модификация мышления подростков  и 

2) количественные перемены, происходящие в сфере интеллектуальной обработки информации.

Особенно  важно выявить, как изменения  в мышлении влияют на личность подростка и его поведение. Многие темы (определение коэффициента умственного развития, тесты на проверку способности к обучению, возможностей памяти, мышления, умения решать поставленные задачи и принимать решения) рассматриваются в связи с проблемами образования и обучения подростков.

Третий  подход к изучению подростков — психосексуальный, исследующий развитие эмоциональной и личностной сфер, включая становление самосознания, самоуважения, принятия своего пола и индивидуальности. Предметом изучения являются также вопросы психического здоровья, эмоциональные переживания и последствия стресса. В сферу внимания попадают и сексуальные пристрастия, сексуальное поведение и половое воспитание подростка [24].

Четвертый подход к изучению подростков — социальный. Он весьма многогранен и включает в себя проработку проблем социального развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных устоев, характера, ценностей, убеждений, верований и поведения. При этом принимается во внимание подростковый социум, его культура и субкультура. Взаимоотношения с родителями рассматриваются в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из разведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими отпрысками, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи [8]. Эти проблемы подробно анализируются. Особое внимание уделяется тому, как современное общество и существующие в нем силы влияют на жизнь подростка. Существуют значительные отличия между детьми из разных этнических, расовых и культурных групп. Мы обращаем ваше внимание на некоторые из этих отличий и делаем сравнительный анализ. И, наконец, весьма значимыми для общества являются такие психосоциальные проблемы, как преступность несовершеннолетних, побеги из дома, самоубийства и злоупотребление наркотическими веществами [24].

Пятый подход к изучению подростков – эклектический. Он является по сути дела междисциплинарным, берущим не какой-либо один аспект подросткового развития, но рассматривающий их все вместе. Действительно, отдельно взятый подход не может быть достаточным и исчерпывающим. По существу, важен вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и социологов, и антропологов, и медицинских работников. Если мы хотим получить полную картину происходящего с подростком, мы должны изучать его со всех сторон [22]. Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Резко выраженные психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый  комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Таким образом, подростковый возраст –  это остро протекающий процесс  перехода растущего человека из собственно детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как  члену общества [24].

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.

Жизнь подростка должна быть заполнена  какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в  подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка.

 

ВЫВОДЫ

Анализ  литературных данных позволил сделать  ряд выводов относительно феномена враждебности и табачной аддикции в подростковом возрасте:

1) Враждебность  является сложным неоднозначным  понятием, которое трактуется по-разному.  В работах, посвященных обсуждаемой  проблеме его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев. Наиболее корректным является определение Дж. Берифут, который рассматривает враждебность как оппозиционное отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

2) Девиантным называется  поведение, отклоняющееся от действующих  социальных норм. Аддиктивное поведение  является специфическим типом  девиантного поведения. Химическая аддикция представляет собой злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающие на фоне измененного состояния сознания. Личность с подобными привычками идентифицируется как аддикт или аддиктивная личность. Наиболее распространенной аддикцией в современном мире считается табачная аддикиця. Под табачной аддикции следует понимать психическое состояние, возникающее в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психических и социогенных потребностей личности.

3) Подростковый возраст – это остро протекающий процесс перехода растущего человека из собственно детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как  члену общества. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЖДЕБНОСТИ И  ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация, методы  и этапы проведения эмпирического  исследования

Основная цель исследования – выявление взаимосвязи между враждебностью и табачной аддикцией в подростковом возрасте.

В соответствии с цель, были поставлены следующие  задачи исследования:

1. Рассмотреть  понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии;

2. Выявить специфику табачной аддикции и механизмы ее формирования;

3. Освятить психологические особенности подросткового возраста;

4. Провести эмпирическое  исследование взаимосвязи враждебности  и табачной аддикции у подростков;

5. Сформулировать  выводы по исследованию.

Объект исследования – табачная аддикция.

Предмет исследования – взаимосвязь враждебности и  табачной аддикции у подростков.

В исследовании была поставлена следующая гипотеза:

существует  взаимосвязь между враждебностью  и табачной аддикцией в подростковом возрасте.

Для решения заявленной проблемы было проведено эмпирическое исследование. Исследование включало в себя два этапа. Во время первого, подготовительного этапа проводился анализ психологической литературы по проблеме исследования, производилась разработка исходных позиций исследования, формировался блок методик сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого исследования.

На втором этапе  исследования осуществлялось выявление взаимосвязи между враждебностью и табачной аддикцией у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Также второй этап связан с уточнением теоретических и практических выводов и анализом полученных результатов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе филиала РГСУ в г. Минске. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 17-18 лет. Всего 30 человек, из них 15 мальчиков (что составляет 50 % от общей выборки), и 15 девочек (что составляет 50 % от общей выборки).

В исследовании использовался метод психологического тестирования – опросник враждебности Кука-Медли [28], тест на выявление степени выраженности табачной аддикции П. Барабаш [5].

Информация о работе Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков