Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Рассматриваема проблема, наиболее актуальна среди отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы………………………………………………...…....4
1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...7
1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7
1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11
1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18
Выводы ………………………………………………………….……….................24
2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков ………25
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28
Выводы…………………………………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязи враждебности и табачной аддикции.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

 

Анализируя  полученные результаты (табл. 2.2.7), можно сделать вывод о том, что по результатам эмпирического исследования общего показателя табачной аддикции у подростков высокий показатель на данной выборке получил 1 человек – 3%;

средний показатель получило 20 человек, что составляет 67 % от общей выборки;

низкий показатель получило 9 человек – 30 %. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.7).

Рисунок 2.2.7 – Графическое представление результатов исследования общего показателя табачной аддикции у подростков

В ходе эмпирического  исследования была осуществлена проверка выборочного распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (с поправкой Лилльефорса) в системе Statistica 6.0 по всем изучаемым переменным, исходя из полученных результатов проверки распределения на нормальность, можно заключить, что для подтверждения гипотезы о взаимосвязи враждебности и табачной аддикции потребуется метод обработки статистических данных – ранговая корреляция Спирмена [21].

Таким образом, взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков была выявлена с помощью программы Statistica 6.0 – расчет ранговой корреляции Спирмена (см. таблицу 2.2.8).

Таблица 2.2.8 - Корреляционный анализ показателей враждебности и табачной аддикции у подростков

Учитывая полученные данные, можно заключить, что враждебность находится в статистически значимой положительной связи с показателями табачной аддикции курение как выгода и курение как рефлекторный акт (при R = 0,512; p = 0,003 и R = 0,381; p = 0,03). Это говорит о том, что чем выше у индивидуума показатель враждебности, тем более ярко выражена табачная аддикция и наоборот.

Также показатель враждебности находится в статистически  значимой положительной связи с  общим показателем табачной аддикции (при R = 0,479; p = 0,007), что подтверждает взаимосвязь табачной аддикции и враждебности.

Анализируя  таблицу 2.2.8 также можно заключить, что существует статистически значимая положительная связь между показателем агрессивности и показателем табачной аддикции - курение как рефлекторный акт, что говорит о том, что чем выше агрессивность, тем чаще человек прибегает к неосознанному курению.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного  можно заключить, что выдвинутая гипотеза эмпирического исследования о том, что существует взаимосвязь между враждебностью и табачной аддикцией у подростков подтвердилась на 5% уровне достоверности.

Полученные  данные свидетельствуют лишь о наличии  взаимосвязи, однако не раскрывают причинно-следственные связи данного явления, что представляет острый научный интерес. Однако, полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для более глубоко изучения враждебности и табачной аддикции в подростковом возрасте.

 

ВЫВОДЫ

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать  следующие выводы:

1) Полученные  результаты тестирования по методике  Кука-Медли показали, что в группе испытуемых отсутствуют подростки с высоким уровнем агрессивности. Для них, в основном, характерен средний агрессивности с тенденцией к низкому. Также большинство испытуемых не проявляют враждебность или имеют средние показатели с тенденцией к низкому. Наиболее высокий процент среднего показателя с тенденцией к высокому наблюдается по шкале цинизма.

2) Полученные  результаты исследования по методике  П. Барабаш показали, что в группе  испытуемых подростков преобладает  средний показатель табачной  аддикции.

3) По результатам корреляционного исследования можно заключить, что враждебность находится в статистически значимой положительной связи с показателями табачной аддикции курение как выгода, курение как рефлекторный акт, а также с общим показателем табачной аддикции. Это говорит о том, что чем выше у индивидуума показатель враждебности, тем более ярко выражена табачная аддикция и наоборот. Также существует статистически значимая положительная связь между показателем агрессивности и показателем табачной аддикции - курение как рефлекторный акт, что говорит о том, что чем выше агрессивность, тем чаще человек прибегает к неосознанному курению.

4) Выдвинутая гипотеза эмпирического исследования о том, что существует взаимосвязь между враждебностью и табачной аддикцией у подростков подтвердилась на 5% уровне достоверности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Враждебность  является сложным неоднозначным  понятием, которое трактуется по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой  проблеме его, как правило, употребляют  наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев. Наиболее корректным является определение Дж. Берифут, который рассматривает враждебность как оппозиционное отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Часто враждебность рассматривают неотъемлемой частью девиантного поведения.

Девиантным  называется поведение, отклоняющееся  от действующих социальных норм. Аддиктивное  поведение является специфическим  типом девиантного поведения. Химическая аддикция представляет собой злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающие на фоне измененного состояния сознания. Личность с подобными привычками идентифицируется как аддикт или аддиктивная личность. Наиболее распространенной аддикцией в современном мире считается табачная аддикиця. Под табачной аддикции следует понимать психическое состояние, возникающее в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психических и социогенных потребностей личности. В настоящее время табачная аддикция является весьма распространенным явлением среди лиц подросткового возраста.

Подростковый  возраст – это остро протекающий  процесс перехода растущего человека из собственно детства во взрослое состояние, выхода на качественно новую  социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как  члену общества. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.

Борьба с  курением в подростковом возрасте – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь успеха в личностном и профессиональном развитии. Молодежь, как правило, не обладает исчерпывающими знаниями обо всех опасностях, связанных с курением табака, а начинающие курильщики чаще всего недооценивают риск возникновения табачной зависимости.

В данной работе была предпринята попытка выявить взаимосвязь между враждебностью и табачной аддикцией в подростковом возрасте.

Полученные  результаты эмпирического исследования враждебности показали, что в группе испытуемых отсутствуют подростки с высоким уровнем агрессивности. Для них, в основном, характерен средний агрессивности с тенденцией к низкому. Также большинство испытуемых не проявляют враждебность или имеют средние показатели с тенденцией к низкому. Наиболее высокий процент среднего показателя с тенденцией к высокому наблюдается по шкале цинизма. Полученные результаты исследования табачной аддикции показали, что в группе испытуемых подростков преобладает средний показатель табачной аддикции.

По результатам  корреляционного исследования можно  заключить, что враждебность находится в статистически значимой положительной связи с показателями табачной аддикции курение как выгода, курение как рефлекторный акт, а также с общим показателем табачной аддикции. Это говорит о том, что чем выше у индивидуума показатель враждебности, тем более ярко выражена табачная аддикция и наоборот. Также существует статистически значимая положительная связь между показателем агрессивности и показателем табачной аддикции - курение как рефлекторный акт, что говорит о том, что чем выше агрессивность, тем чаще человек прибегает к неосознанному курению.

Выдвинутая  гипотеза эмпирического исследования о том, что существует взаимосвязь  между враждебностью и табачной аддикцией у подростков подтвердилась  на 5% уровне достоверности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. / В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 – 379 с.
  2. Анализ данных о распространения курения в Республике Беларусь // Ресурсный центр по контролю за табаком [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.adic.ogr.ua/nosmoking/2003/08/by-survey.htm.
  3. Арпадьев, Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий / Г. Арпадьев // Развитие личности. - 2000. - № 2.
  4. Бабурин, А.Н. Медико-психологические виды помощи при табакокурении / А.Н. Бабурин // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. — Мн.: Харвест, 2004. – с. 404-425
  5. Барабаш, П. Брось курить сейчас! Тренинг по избавлению от табачной зависимости / П. Барабаш. – СПб.: Крылов, 2007. – 192 с.
  6. Беличева, С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
  7. Ваксман, А.В. Враждебность и агрессивность в структуре депрессии (закономерности формирования, прогностическая значимость, терапия и социально-психическая адаптация) / А.В. Ваксман // Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. мед. наук. - М., 2005. – 47 с.
  8. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс]. – 2001. – № 4. – Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010405
  9. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979
  10. Гаранян, Н.Г. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // «Психология: современные направления междисциплинарных исследований»: материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корр. РАН А.В. Брушлинского под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабриной. – М.: 2003. – С. 100-114.
  11. Ениколопов, С. Н. Враждебность и проблема здоровья человека / С.Н. Ениколопов, А.В. Садовская // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. – 2000. – №7. – 59-64.
  12. Змановская, Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 288 с.
  13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.-752 с.
  15. Кузнецова, С.О. Психологические особенности враждебности при психической патологии (шизофрении, шизоаффективном и аффективном расстройствах): автореф. ... дис. канд. псих. наук: 19.00.04 / С.О. Кузнецова. – Моск. гос. ун-т М.В. Ломоносова. – М., 2007. – 22 с.
  16. Курение: Тонкости, хитрости и секреты / под ред. Ю.В. Татуры. – М.: Бук-пресс, 2006. – 352 с.
  17. Кушнир, Н.Я. Социально-психологические детерминанты табакокурения как вида аддиктивного поведения / Н.Я. Кушнир, В.А. Хриптопич // Сацыяльна-педагагiчная работа, 2005. - №7. - С.15-20.
  18. Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / В.Т. Лисовский. – М., 1994. – 97 с.
  19. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевич — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
  20. Паздников, М.А. Девиантное поведение как педагогический феномен / М.А. Паздников // Сацыяльна – педагагичная работа. – 2007. – № 8 (78)
  21. Пашкевич, О.И. Использование многомерных статистических методов в системе STATISTICA 5.5 : учеб.-метод. пособие / О. И. Пашкевич. – Минск: РИПО, 2008. – 66 с.
  22. Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. - 656 с.
  23. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова - М.: Академия, 2000. - 184 с.
  24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
  25. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт - М.: Мир, 1994. - 320 с.
  26. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
  27. Садовская, А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности / А.В. Садовская // Интернет-журнал «Ломоносов» [Электронный ресурс]. – 2000. - № 7. – Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156821&s=122103000
  28. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Психотерапия, 2009. - С.388-391
  29. Фурманов, И.А. Здоровый образ жизни. 15 уроков по профилактике вредных пристрастий: метод, пособие / И.А. Фурманов. — Мн.: Тесей, 2003. – 64 с.
  30. Хриптович В.А. Механизмы формирования табачной аддикции у подростков / В.А. Хриптович // Психологический журнал. – 2008. - №1. – С. 55-59

Информация о работе Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков