Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа
Рассматриваема проблема, наиболее актуальна среди отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.
Введение……………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы………………………………………………...…....4
1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...7
1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7
1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11
1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18
Выводы ………………………………………………………….……….................24
2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков ………25
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28
Выводы…………………………………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40
Материал и оборудование: стимульный материал – тест методики, бланк ответа, ручка или карандаш.
Процедура исследования. Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого испытуемые получают стимульный материал и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором.
Испытуемым необходимо внимательно прочитать суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на бланке ответов. Если испытуемый считает, что суждение верно и соответствует его представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отмечается степень согласия с ним, используя предложенную шкалу:
6 – обычно; 3 – случайно;
5 – часто; 2 – редко;
4 – иногда; 1 – никогда.
Обработка и
интерпретация результатов прои
Тест на выявление степени выраженности табачной аддикции П. Барабаш был разработан в 2005г. при создании серий тренингов по избавлению от табачной зависимости. Тестовый материал методики состоит из 12 вопросов, разделенных на 3 группы (а – курение как ценность, б – курение как выгода, в – курение как рефлекторный акт) в каждой из которых по 4 вопроса.
Материал и оборудование: стимульный материал (Приложение 3), бланк ответов (Приложение 4), ручка или карандаш.
Процедура исследования. Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого испытуемые получают стимульный материал и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором.
Испытуемым необходимо внимательно прочитать суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на бланке ответов. Если испытуемый считает, что суждение верно и соответствует его представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отмечается степень согласия с ним, используя предложенную шкалу:
4 – всегда; 2 – редко;
3 – редко; 1 – никогда.
Обработка и
интерпретация результатов
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков
Результаты проведенного эмпирического исследования (Приложение 5), позволили определить показатели уровней враждебности у подростков (см. таблицы 2.2.1 – 2.2.3).
Таблица 2.2.1 - Результаты эмпирического исследования показателей по шкале враждебности у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
1 |
3 |
Средний показатель с тенденцией к высокому |
4 |
13 |
Средний показатель с тенденцией к низкому |
12 |
40 |
Низкий показатель |
13 |
44 |
Данный показатель характеризует степень восприятия испытуемым окружающего мира как враждебного по отношению к себе. Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.1), можно сделать вывод о том, что по шкале враждебности высокий показатель получил один испытуемый из всей выборки – 3 %;
средний показатель с тенденцией к высокому получило 4 человека, что составляет 13 % от общей выборки; средний показатель с тенденцией к низкому получило 12 человек, что составляет 40 % от общей выборки;
низкий показатель получило 13 человек – 44 %. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.1).
Рисунок 2.2.1 –
Графическое представление
Анализируя рисунок 2.2.1, можно заключить, что большинству подростков не свойственно чувство враждебности.
Таблица 2.2.2 - Результаты эмпирического исследования показателей по шкале цинизма у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
1 |
3 |
Средний показатель с тенденцией к высокому |
15 |
50 |
Средний показатель с тенденцией к низкому |
9 |
30 |
Низкий показатель |
5 |
17 |
Цинизм является устойчивым презрительным отношением к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.2), можно сделать вывод о том, что по шкале цинизма высокий показатель получил один испытуемый из всей выборки – 3 %;
средний показатель с тенденцией к высокому получило 15 человек, что составляет 50 % от общей выборки – наибольший показатель;
средний показатель с тенденцией к низкому получило 9 человек, что составляет 30 % от общей выборки;
низкий показатель получило 5 человек – 17 %. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.2).
Рисунок 2.2.2 – Графическое представление результатов исследования по шкале цинизма
Таким образом, исходя из рисунка 2.2.2, можно заключить, что для данной группы испытуемых характерно проявление цинизма в пределах среднего показателя с тенденцией к высокому.
Таблица 2.2.3 - Результаты эмпирического исследования показателей по шкале агрессивности у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
0 |
0 |
Средний показатель с тенденцией к высокому |
7 |
23 |
Средний показатель с тенденцией к низкому |
17 |
57 |
Низкий показатель |
6 |
20 |
Агрессивность является устойчивой характеристикой субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние. Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.3), можно сделать вывод о том, что по шкале агрессивности высокий показатель на данной выборке отсутствует;
средний показатель с тенденцией к высокому получило 7 человек, что составляет 23 % от общей выборки;
средний показатель с тенденцией к низкому получило 17 человек, что составляет 57 % от общей выборки – наибольший показатель;
низкий показатель получило 6 человек – 20 %. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.3).
Рисунок 2.2.3 – Графическое представление результатов исследования по шкале агрессивности
Таким образом, исходя из рисунка 2.2.3, можно заключить, что для данной группы испытуемых наиболее характерно проявление агрессивности в пределах среднего показателя с тенденцией к низкому.
Полученные
результаты тестирования по методике
Кука-Медли показали, что в группе
испытуемых отсутствуют подростки
с высоким уровнем
Результаты проведенного эмпирического исследования (Приложение 5), позволили определить показатели степени выраженности табачной аддикции у подростков (см. таблицы 2.2.4 – 2.2.7).
Таблица 2.2.4 - Результаты эмпирического исследования показателей по группе курение как ценность у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
2 |
7 |
Средний показатель |
13 |
43 |
Низкий показатель |
15 |
50 |
Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.4), можно сделать вывод о том, что по группе курение как ценность высокий показатель на данной выборке получило 2 человека – 7%;
средний показатель получило 13 человек, что составляет 43 % от общей выборки;
низкий показатель получило 15 человек – 50 %. Это означает, что для половины выборки сигарета является большой ценностью, само табакокурения имеет большое значение в жизни.
Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.4).
Рисунок 2.2.4 – Графическое представление результатов исследования по группе курение как ценность
Таким образом, исходя из рисунка 2.2.4, можно заключить, что для данной группы испытуемых наиболее характерно проявление низкого показателя табачной аддикции по группе курение как ценность.
Таблица 2.2.5 - Результаты эмпирического исследования показателей по группе курение как выгода у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
0 |
0 |
Средний показатель |
15 |
50 |
Низкий показатель |
15 |
50 |
Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.5), можно сделать вывод о том, что по группе курение как выгода высокий показатель на данной выборке не показал никто – 0%;
средний и высокий показатели получило по 15 человек, что составляет по 50 % от общей выборки. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.5).
Рисунок 2.2.5 – Графическое представление результатов исследования по группе курение как выгода
Таким образом, исходя из рисунка 2.2.5, можно заключить, что для данной группы испытуемых наиболее характерно проявление среднего и низкого показателя табачной аддикции по группе курение как выгода, это говорит о том, что курение для подростков является хорошим способом расслабиться, снять напряжение и избавиться от стресса, однако при отказе от курения все перечисленные вторичные выгоды могут быть заменены.
Таблица 2.2.6 - Результаты эмпирического исследования показателей по группе курение как рефлекторный акт у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
4 |
13 |
Средний показатель |
16 |
54 |
Низкий показатель |
10 |
33 |
Анализируя полученные результаты (табл. 2.2.6), можно сделать вывод о том, что по группе курение как рефлекторный акт высокий показатель на данной выборке показало 4 человека – 13%;
средний показатель получило 16 человек, что составляет 54 % от общей выборки;
низкий показатель получило 10 человек – 33%. Для большей наглядности полученные результаты представлены графически (см. рис. 2.2.6).
Рисунок 2.2.6 – Графическое представление результатов исследования по группе курение как рефлекторный акт
Таким образом, исходя из рисунка 2.2.6, можно заключить, что для данной группы испытуемых наиболее характерно проявление среднего показателя табачной аддикции по группе курение как рефлекторный акт, это говорит о том, что курение для подростков стало привычным занятием, условно рефлекторным актом, испытуемые курят неосознанно.
Таблица 2.2.7 - Результаты эмпирического исследования общего показателя табачной аддикции у подростков
Показатели |
Абсолютная величина |
Процентное выражение |
Высокий показатель |
1 |
3 |
Средний показатель |
20 |
67 |
Низкий показатель |
9 |
30 |
Информация о работе Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков