Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

Содержание

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа для интернета.docx

— 129.60 Кб (Скачать документ)

     Как уже упоминалось, существуют также  атрибутивные модели мотивации достижения. Один из наиболее известных подходов предложен Вайнером, который развивает  когнитивную концепцию мотива. Мотив  достижения для него - это склонность воспринимать успех как обусловленный  внутренними факторами, особенно усилиями.

     Во  всех рассмотренных моделях не подвергается сомнению основное положение о когнитивном  взвешивании личностью альтернатив  цели и действия. При этом личность рассматривается вырванной из контекста  ее жизнедеятельности и поставленной в искусственную ситуацию выбора альтернатив.

     В отечественной психологии разрабатывается  принципиально иной подход, согласно которому, личность осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с  другими людьми.

     В российской и отечественной психологии проблема мотивации достижения стала  активно разрабатываться с середины 70-х гг. И первые исследования (Р.С. Вайсмана, 1973; Р.С. Немова, 1973; А.Б. Орлова, 1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались лишь отдельных аспектов мотивации  достижения. Мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими.

     М.Ш. Магомед-Эминов, первый среди российских психологов, предпринял попытку изучить  структуру и механизмы функционирования

10

мотивации достижения. Традиционно, как уже  отмечалось ранее, в зарубежной психологии проблемы мотивации достижения исследовались  в рамках модели "ожидания х ценность", направленной на предсказание выбора цели. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех  структурных компонентов (инициации  или побуждения деятельности, целеобразования, реализации намерения, постреализации - процессов, направленных на прекращение действия или смену одного действия другим), каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществления деятельности.

     Рассмотрение  М.Ш. Магомед-Эминовым мотивации как "сложной многоуровневой функциональной системы, в которой интегрированы  воедино аффективные и когнитивные  процессы", позволяет преодолеть одностороннюю трактовку мотива достижения, характерную для зарубежных исследователей, как динамического  образования, либо как когнитивного, а также позволяет противопоставить трактовке мотивации, как гипотетического  промежуточного процесса, взгляд на мотивацию  как на психический процесс, регулирующий деятельность конкретного субъекта в актуальной ситуации.

     Считается, что результат деятельности сам  по себе не реализует мотив достижения, который является широко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом, и характеризируется тем, какие особенности личности проявляются  при выполнении деятельности достижения. Таким образом, ожидания и ценность результата как ситуационные детерминанты не являются определяющими в мотивации  достижения успеха. У одного и того же человека мотив достижения успеха может проявляться не во всех видах  деятельности и не в одинаковой мере, то есть для каждого индивида существует характерный круг деятельностей, в  которых реализуется мотив достижения успеха.

     Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональная  оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в  ситуации достижения.

     Для ситуации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, характерны следующие особенности: наличие задачи, требующей индивидуального  выполнения деятельности; возможность  успешного или неуспешного 

11

выполнения  деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание  субъектом чувства собственной  ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной  шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других).

     Мотивация достижения изучается в социально-психологическом  аспекте. Так, М.Л. Кубышкина попыталась рассмотреть мотив достижения в  широком социальном контексте как  стремление к социальному успеху. М.Л. Кубышкиной выделены и проанализированы основные аспекты мотива социального  успеха: стремление к достижению высоких  результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения; стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; стремление к соперничеству, противоборству, конкуренции.

     Мотивация достижения изучается отечественными психологами с разных сторон: исследуются  сущность, структура и механизмы  функционирования мотивации достижения; изучается мотивация достижения в учебной деятельности; исследуется  влияние мотивации достижения на процесс психической и психофизической  адаптации; разрабатываются методики для диагностики мотивации достижения и средства для ее измерения.

     Мотивация достижения изучается также в  социально-психологическом аспекте, как мотив социального успеха, способствующий достижению значимых результатов  в деятельности и завоеванию высокого общественного положения. Большое  внимание ученые уделяют исследованию роли мотивации достижения в профессиональной деятельности, влиянию мотивации  достижения на эффективность деятельности групп, на формирование психологического климата в коллективе, изучается  связь мотивации достижения с  личностными особенностями (самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью и  др.).

     Данные  исследований показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей  достижения, а также освоением  необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием  комбинаций, которые образуются   различными   мыслями   и   чувствами   человека. «Чем больший

12

интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать  это дело хорошо».

     Итак, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это  – мотив достижения успеха и мотив  избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какой  вид мотивации у него доминирует. Замечено, что люди, у которых  сильнее выражено стремление к достижению успеха добиваются в жизни большего, чем те, у которых оно слабо  выражено или отсутствует. Мотив  достижения отражает потребность личности всеми доступными способами избежать неудачи и достичь желаемого результата. И здесь огромную роль играет мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения.

     Важной  особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительно-отрицательное  её строение. Эти две модальности  побуждений проявляются в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания. «Эмоциональные переживания, - пишет В.К. Вилюнас, - являются единственным представителем мотивационных  процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности  открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия». [4]

     Важное  значение эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает  прошлое, планирует будущее. В поведении  человека практически постоянно  одновременно проявляются мотивационные  факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим  на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха-неуспеха служат в качестве «универсального механизма, которые подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает  индивида о достижимости целей и  оправданности активности». [4]        Эмоции успеха-неуспеха, согласно В.К. Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая эмоция сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удачное действие, «санкционирует» его, закрепляет, а отрицательная   –   ведет  к   поискам   новых   проб,   задерживая   при   этом

13

неудавшийся способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и погашая его при предвосхищении трудностей и неудач.

     В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.

    1. Теоретические основы изучения темперамента

     Личность  человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, только ему присущими  психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной  деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными  на протяжении всей жизни. В своих  взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

     Темперамент (лат.temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; темп проявляется в силе чувств, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене.

     Темперамент всегда связывался с органическими  основами или физиологическими особенностями  организма. Эта физиологическая ветвь учения о темпераменте восходит к временам античности.

     Родоначальником учения о темпераменте принято считать  древнегреческого врача Гиппократа ( V-VI вв. до н.э.). Его подход был чисто физиологическим: Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis – лат.), слизь (phlegmа – греч.), желчь (chole – греч.) и черная   желчь   (melaina   chole – греч.).   При   правильном   смешении   этих

14

жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из этих жидкостей  преобладает, считал Гиппократ. Это  и определяет тип темперамента человека (сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический).

     Со  временем появились умозаключения  о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием  в организме одной из четырех  жидкостей. Отсюда появились психологические  описания – «портреты» темпераментов. Первая попытка принадлежала античному  врачу Галену (II вв.н.э.).

     Гораздо позднее полунаучные-полухудожественные портреты темпераментов дал немецкий философ И.Кант (конец XVIII в.), и они довольно быстро перешли в общую культуру.

     В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли немецкий психолог В.Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У.Шелдон и другие исследователи.

     В большинстве классификаций и  теорий темперамента присутствуют две  его компоненты – активность и  эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

     Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических  свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы  объяснений её сущности, из которых  две первые имеют лишь исторический интерес: 1) гуморальная – связывала  состояние организма с соотношениями  различных жидкостей, в связи  с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинистический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и  пр.);  эта  терминология  стала  широко  употребительной; 2) конституциональная – исходит из различий и конституции  организма – его физического  строения, соотношения его отдельных  частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.); 3) типы темперамента связываются  с деятельностью центральной  нервной системы.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха