Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30
Как уже упоминалось, существуют также атрибутивные модели мотивации достижения. Один из наиболее известных подходов предложен Вайнером, который развивает когнитивную концепцию мотива. Мотив достижения для него - это склонность воспринимать успех как обусловленный внутренними факторами, особенно усилиями.
Во
всех рассмотренных моделях не подвергается
сомнению основное положение о когнитивном
взвешивании личностью
В отечественной психологии разрабатывается принципиально иной подход, согласно которому, личность осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми.
В
российской и отечественной психологии
проблема мотивации достижения стала
активно разрабатываться с
М.Ш.
Магомед-Эминов, первый среди российских
психологов, предпринял попытку изучить
структуру и механизмы
10
мотивации достижения. Традиционно, как уже отмечалось ранее, в зарубежной психологии проблемы мотивации достижения исследовались в рамках модели "ожидания х ценность", направленной на предсказание выбора цели. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов (инициации или побуждения деятельности, целеобразования, реализации намерения, постреализации - процессов, направленных на прекращение действия или смену одного действия другим), каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществления деятельности.
Рассмотрение
М.Ш. Магомед-Эминовым мотивации как
"сложной многоуровневой функциональной
системы, в которой интегрированы
воедино аффективные и
Считается,
что результат деятельности сам
по себе не реализует мотив достижения,
который является широко обобщенным
по предметному содержанию личностным
мотивом, и характеризируется тем,
какие особенности личности проявляются
при выполнении деятельности достижения.
Таким образом, ожидания и ценность
результата как ситуационные детерминанты
не являются определяющими в мотивации
достижения успеха. У одного и того
же человека мотив достижения успеха
может проявляться не во всех видах
деятельности и не в одинаковой мере,
то есть для каждого индивида существует
характерный круг деятельностей, в
которых реализуется мотив
Одним
из основных механизмов актуализации
мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову,
выступает мотивационно-
Для ситуации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, характерны следующие особенности: наличие задачи, требующей индивидуального выполнения деятельности; возможность успешного или неуспешного
11
выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других).
Мотивация
достижения изучается в социально-
Мотивация
достижения изучается отечественными
психологами с разных сторон: исследуются
сущность, структура и механизмы
функционирования мотивации достижения;
изучается мотивация достижения
в учебной деятельности; исследуется
влияние мотивации достижения на
процесс психической и
Мотивация
достижения изучается также в
социально-психологическом
Данные исследований показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший
12
интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо».
Итак,
у человека есть два разных мотива,
функционально связанных с
Важной
особенностью мотивации человека является
двухмодальное, положительно-отрицательное
её строение. Эти две модальности
побуждений проявляются в виде двух
видов эмоциональных
Важное значение эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически постоянно одновременно проявляются мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха-неуспеха служат в качестве «универсального механизма, которые подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности». [4] Эмоции успеха-неуспеха, согласно В.К. Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая эмоция сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удачное действие, «санкционирует» его, закрепляет, а отрицательная – ведет к поискам новых проб, задерживая при этом
13
неудавшийся способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и погашая его при предвосхищении трудностей и неудач.
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.
Личность
человека неповторима. Нет одинаковых
людей. От рождения человек обладает
определенными, только ему присущими
психологическими свойствами. Эти свойства
одинаково проявляются в
Темперамент (лат.temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; темп проявляется в силе чувств, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене.
Темперамент всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма. Эта физиологическая ветвь учения о темпераменте восходит к временам античности.
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа ( V-VI вв. до н.э.). Его подход был чисто физиологическим: Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis – лат.), слизь (phlegmа – греч.), желчь (chole – греч.) и черная желчь (melaina chole – греч.). При правильном смешении этих
14
жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из этих жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это и определяет тип темперамента человека (сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический).
Со временем появились умозаключения о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием в организме одной из четырех жидкостей. Отсюда появились психологические описания – «портреты» темпераментов. Первая попытка принадлежала античному врачу Галену (II вв.н.э.).
Гораздо
позднее полунаучные-
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли немецкий психолог В.Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У.Шелдон и другие исследователи.
В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).
Различаются
собственно темперамент как определенное
устойчивое сочетание психодинамических
свойств, проявляющихся в деятельности
и поведении, и его органическая
основа. Известны три основные системы
объяснений её сущности, из которых
две первые имеют лишь исторический
интерес: 1) гуморальная – связывала
состояние организма с
Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха