Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.
В
отношении меланхолика
От
темперамента зависит, каким способом
человек реализует свои действия,
но при этом не зависит их содержательная
сторона. Темперамент проявляется
в особенностях протекания психических
процессов, влияя на скорость воспоминания
и прочность запоминания, беглость мыслительных
операций, устойчивость и переключаемость
внимания.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижения успеха
2.1. Процедура проведения исследований
В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и темперамента студентов педагогического колледжа с целью выявления взаимосвязи этих двух характеристик личности. Общий объем выборки составил 50 человек.
Целью первого этапа является составление двух групп испытуемых: в первую группу вошли слушатели с выраженным мотивом достижения успеха, во вторую – слушатели с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха.
Первый этап мы разбили на подэтапы. Сначала для выявления у слушателей мотива достижения успеха использовалась методика Т. Элерса "Мотивация к успеху". Трактовка мотивации к успеху, данная Т. Элерсом, приравнивается к нашему пониманию мотива достижения успеха. Мотивация
22
достижения по Элерсу - это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других - это менее важно. Выделяют факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения: стремление достигнуть высоких результатов (успехов); стремление делать все как можно лучше, лучше всех; выбор сложных заданий и желание их выполнить; стремление совершенствовать себя в своем мастерстве. Таким образом, методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.
В
ходе проведения исследования с помощью
данной методики испытуемым предлагается
ответить на 41 вопрос, выражая свое
согласие или несогласие ответами "да"
или "нет". Ответы суммируются
по одному баллу при совпадении с
ключом. Таким образом, определяются
уровни выраженности мотивации достижения.
Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов - низкая
мотивация к достижению успеха; от
11 до 16 баллов - средний уровень мотивации
к достижению успеха; от 17 до 20 баллов
- умеренно высокий уровень мотивации
к достижению успеха; свыше 21 балла
- слишком высокий уровень
Но поскольку эта методика является методикой субъективной оценки, т.е. человек сам определяет, характерны ли для него те или иные способы поведения в ситуациях успеха, свою степень стремления к достижению цели, то для достоверности результатов при составлении групп было решено провести методику групповой оценки личности (ГОЛ).
Таким
образом, на основе результатов, полученных
по методике Т. Элерса и методике групповой
оценки личности, составляются две
группы испытуемых – с выраженным
мотивом достижения и низкой выраженностью
данного мотива. В первую группу
были включены испытуемые, набравшие
от 17 и выше баллов по методике Элерса
и получившие наибольшее число выборов
по "ГОЛ". Во вторую – наоборот,
получившие наименьшее число выборов
по методике групповой оценки личности
или не получившие выборов вообще
и наименьший балл по методике Элерса.
Испытуемые, получившие средние характеристики
по данным тестам, исключаются из дальнейшего
исследования.
23
На втором этапе мы выявляем преобладающий тип темперамента у студентов с использованием «Формулы темперамента» А. Белова. Испытуемым предлагаются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента: 1 карточка – холерика, 2 – сангвиника, 3 – флегматика, 4 – меланхолика. Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак «+», если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак «-», если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к донному типу темперамента, встречаются редко. Чаще людям свойственны смешаннее типы темперамента. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим, если 30-39% - то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
На
третьем этапе мы выявляем взаимосвязи
мотивации достижения успеха и особенностей
темперамента студентов педколледжа.
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов перколледжа
Результаты изучения степени выраженности мотива достижения успеха у студентов Борисовского педколледжа представлены на рисунке ниже.
Большинство
испытуемых, а именно 57,5% имеют средний
уровень мотивации к достижению
успеха, у 40% испытуемых выявлен высокий
уровень мотивации к достижению
успеха и у 2,5% - низкий.
24
Изначально предполагалось разбить испытуемых на две группы – с высоким и с низким мотивом достижения успеха. Но так как среди студентов с низким мотивом достижения оказалось всего лишь 2,5%, то в дальнейшем исследовании будут принимать участие лишь студенты с высокой выраженностью мотива достижения.
В ходе проведения методики групповой оценки личности была выявлена группа студентов, получившая наибольшее количество выборов среди одногруппников при оценке выраженности мотива достижения. В эту группу вошли всего 27, 5% из числа всех испытуемых. Большинство испытуемых (45%) получили среднее количество выборов среди одногруппников. 27,5% испытуемых получили небольшое количество выборов (1, 2 выбора) или не получили выборов вовсе.
Итак, в группу, члены которой получили наибольшее количество выборов среди одногруппников вошли студенты, которые при самооценке своей личности определили наличие у себя как высокого, так и среднего мотива достижения.
Также в ходе исследования выделилась группа испытуемых, субъективно оценивших себя высоко на наличие мотива достижения, но получивших мало выборов у окружающих или не получивших их вовсе.
Затем
мы сравнили результаты, полученные с
помощью методики Элерса и групповой
оценки личности. На основе данных, полученных
по методикам Элерса и "ГОЛ", мы
выделили группу студентов с выраженным
мотивом достижения успеха. В эту группу
были включены студенты, набравшие большое
количество выборов по "ГОЛ" и высоким
мотивом достижения, а также студенты,
получившие большое количество выборов,
но имеющие среднюю выраженность мотива
достижения.
25
2.3. Типы темперамента у студентов
педагогического колледжа
Из 100% опрошенных 20% имеют преобладающий холерический тип темперамента. У них реактивность явно преобладает над активностью, поэтому они необузданны, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Они менее пластичны и более инертны, чем сангвиники. Отсюда – большая устойчивость стремлении и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты.
Сангвиники составляют 60%. Эти студенты обладают повышенной реактивностью, им присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Они обладают живой мимикой и выразительными движениями. По из лицу легко угадать их настроение, отношение к предмету или человека. Они активно принимаются за новое дело и могут долго работать не утомляясь, способны быстро сосредоточиться, дисциплинированны. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключаются с одной работы на другую, но и переучиваются, овладевая новыми навыками. У сангвиников чувства легко возникают и легко сменяются.
Флегматики составили 20% из числа обследуемых студентов. Они обладают высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Они ненаходчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. При этом они энергичны и работоспособны. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, они трудно сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления, интроверты. Недостатком флегматиков является их инертность, малоподвижность, что сказывается и на косности их стереотипов, трудности их перестройки. Однако инертность имеет и положительное значение, поскольку содействует основательности, постоянству личности.
Меланхолики
составили 16%. Эти люди обладают высокой
чувствительностью и малой
26
Мимика и движения их невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно они неуверенны в себе, робки, малейшая трудность заставляет их опускать руки. Меланхолики ненастойчивы, легко утомляются и мало работоспособны. Они проявляют неустойчивое внимание, легко отвлекаются, имеют замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов – интроверты. Меланхолики застенчивы, нерешительны, робки, однако в спокойной привычной обстановке могут успешно справляться с жизненными задачами.
В результате сравнения полученных выше данных было установлено, что одна из характерных особенностей обследуемой группы – преобладание мотивации к достижению успеха. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.
Оба
исследуемых признака (темперамент
и мотивация к достижению успеха)
относятся к количественной шкале.
Для проверки гипотезы исследования
был применен параметрический метод
корреляционного анализа
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха
у студентов педагогического колледжа
Уровень значимости был взят 0,05. Для выборки в 50 человек критическое значение коэффициента корреляции rкр=0,279.
В результате математической обработки было установлено, что наблюдается очень слабая корреляционная связь (r=0,87) у студентов с преобладающим флегматичным типом темперамента с мотивацией к достижению успеха. Объяснить это можно особенностями, характерными для флегматиков.
27
Мотив достижения успеха показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Флегматику характерна высокая активность, он энергичен, работоспособен. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека. Особенность флегматика в постоянстве личности, он медленно перестраивает навыки и привычки. Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье. Флегматик отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
Связей
мотивации достижения успеха и другими
типами темперамента выявлено не было.
Выявленная корреляционная связь очень
слабая. Возможно, данной выборки было
недостаточно для выявления взаимосвязи
между мотивацией достижения успеха
и темпераментом личности.
Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха