Автор работы: l**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:41, дипломная работа
Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
Определение и типы конфликта
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65
число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53
для такого числа степеней свободы находим
12,71 для р ≤ 0,05
tкр1. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 1 12,71 63,66 64,60
Различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
12,71 для р ≤ 0,05
tкр2. = { 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>
64,60 для р ≤0,001 2.65 12,71 63,66 64,60
Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.
Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.
Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп | СТ | ЛТ |
1 | Г.Е. | 8 | 2 | 8 | 8 | 4 | 42 | 43 |
2 | П.Ю. | 11 | 5 | 7 | 5 | 2 | 21 | 40 |
3 | Д.Ю. | 8 | 2 | 8 | 7 | 5 | 43 | 41 |
4 | Д.Н. | 4 | 11 | 7 | 4 | 4 | 49 | 47 |
5 | Г.Л. | 9 | 3 | 9 | 6 | 3 | 37 | 44 |
6 | М.К. | 8 | 4 | 11 | 3 | 4 | 32 | 36 |
7 | И.К. | 5 | 10 | 6 | 2 | 7 | 62 | 46 |
8 | Х.З. | 6 | 9 | 4 | 7 | 4 | 47 | 45 |
9 | Д.Е. | 6 | 10 | 7 | 4 | 3 | 44 | 45 |
10 | Р.И. | 8 | 4 | 5 | 8 | 5 | 33 | 33 |
11 | Б.К. | 7 | 1 | 9 | 6 | 7 | 35 | 35 |
12 | П.Н. | 12 | 4 | 6 | 5 | 3 | 34 | 43 |
13 | К.Е. | 8 | 3 | 4 | 5 | 10 | 28 | 41 |
14 | Л.И. | 9 | - | 10 | 4 | 7 | 29 | 37 |
15 | Ф.А. | 7 | 1 | 10 | 7 | 5 | 27 | 35 |
16 | А.Л. | 8 | 3 | 10 | 6 | 3 | 29 | 41 |
17 | П.Е. | 9 | 5 | 12 | 2 | 2 | 34 | 39 |
18 | А.Е. | 6 | 11 | 6 | 6 | 1 | 60 | 57 |
19 | С.Т. | 6 | 12 | 7 | 2 | 3 | 56 | 56 |
20 | П.Ю. | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 44 | 45 |
21 | Д.Ю. | 9 | 3 | 8 | 8 | 2 | 44 | 39 |
22 | Т.В. | 8 | 6 | 10 | 1 | 5 | 37 | 39 |
23 | К.К. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 54 | 56 |
24 | П.П. | 3 | 11 | 6 | 9 | 1 | 62 | 68 |
25 | А.Е. | 8 | 5 | 3 | 8 | 6 | 37 | 36 |
26 | К.Л. | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 | 51 | 53 |
27 | М.Л. | 6 | 9 | 5 | 7 | 3 | 44 | 52 |
28 | К.Г. | 10 | 2 | 8 | 4 | 6 | 35 | 41 |
Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.
Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у юношей.
№ | Ф.И. | Сотр. | Сопер. | Компр. | Избег. | Присп. | СТ | ЛТ |
1 | Р.Я. | 9 | 4 | 8 | 5 | 4 | 37 | 44 |
2 | Б.В. | 8 | 9 | 6 | - | 7 | 50 | 45 |
3 | И.Э. | 8 | 6 | 7 | 4 | 5 | 38 | 47 |
4 | Б.А. | 10 | 6 | 8 | - | 6 | 31 | 28 |
5 | К.И. | 8 | 3 | 9 | 5 | 5 | 2 | 34 |
6 | Г.Л. | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 | 55 | 48 |
7 | Т.Е. | 9 | - | 6 | 8 | 7 | 36 | 31 |
8 | Р.М. | 8 | 1 | 9 | 5 | 7 | 40 | 41 |
9 | П.К. | 8 | - | 8 | 6 | 8 | 32 | 37 |
10 | З.С. | 6 | 4 | 10 | 5 | 5 | 32 | 30 |
11 | М.Р. | 10 | 4 | 8 | 7 | 1 | 35 | 31 |
12 | Я.Р. | 9 | - | 8 | 5 | 7 | 24 | 27 |
13 | З.А. | 7 | 5 | 6 | 3 | 9 | 37 | 30 |
14 | Г.Д. | 9 | 7 | 3 | 5 | 6 | 31 | 32 |
15 | С.М. | 8 | 2 | 8 | 6 | 6 | 35 | 44 |
16 | М.К. | 7 | 4 | 9 | 5 | 5 | 35 | 42 |
17 | А.Д. | 12 | 6 | 8 | 2 | 2 | 29 | 31 |
18 | Ф.Ю. | 9 | 6 | 8 | 1 | 6 | 36 | 38 |
19 | Е.А. | 7 | 5 | 8 | 6 | 4 | 30 | 33 |
20 | К.А. | 8 | 10 | 3 | 7 | 2 | 57 | 53 |
21 | А.Р. | 9 | 4 | 4 | 5 | 8 | 31 | 39 |
22 | Б.В. | 5 | 9 | 7 | 8 | 2 | 49 | 55 |
23 | С.Н. | 6 | 10 | 4 | 7 | 3 | 47 | 44 |
24 | З.Р. | 9 | 2 | 9 | 7 | 3 | 42 | 42 |
25 | П.А. | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 | 39 | 36 |
26 | Т.Р. | 7 | 9 | 1 | 6 | 7 | 53 | 45 |
27 | З.И. | 9 | 5 | 7 | 6 | 3 | 43 | 37 |
Таблица
№5 показывает, что юноши с высоким
уровнем тревожности в
Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.
диаграмма №1
Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.
Сравним
юношей и девушек по стилям поведения
в конфликтных ситуациях и
представим результаты в диаграмме
№2.
диаграмма №2
Диаграмма
№2 показывает, что по стилям поведения
девушки болеесклонны к соперничеству,
легче идут на компромисс чем юноши, а
юноши более склонны к приспособлению.
Стиль приспособления означает, что человек
действует совместно с другой стороной,
но при этом не пытается отстаивать собственные
интересы в целях сглаживания атмосферы
и восстановления нормальной рабочей
атмосферы. Томас и Килменн считают, что
этот стиль наиболее эффективен, когда
исход дела чрезвычайно важен для другой
стороны и не очень существен для вас или
кода вы жертвуете собственными интересами
в пользу другой стороны.
3. Результаты исследования по рисуночному тесту «Несуществующее животное».
В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У 5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости. Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи. Многие девушки нарисовали оперенных животных с прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
На 60% рисунков отсутствует хвост. На 20% он опущен вниз – у этих девушек выражено недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном и сказанном. На 18 % он поднят вверх - это означает, что девушки чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 % кроме основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30% рисунков девушки выводили жирную контурную линию туловища – это говорит о тревожности связанной с их телом. Все девушки уподобили рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более. 3 девушки одели животное в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. На 10% рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки, феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые. Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы, когти, зубы – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее может быть фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты. Проанализировав все рисунки, я заметила, что все девушки использовали готовых животных и просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях, оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции и знаний. Остальные не выражали конкретных названий, а соединяли два смысловых значения.
Рисунки юношей расположены посередине. У 3 юношей они находятся внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95% рисунков голова направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3 стороны сразу, это значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е - голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит о том, что не все юноши заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе. На 80% присутствует рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности, болтливости и зубы о вербальной агрессии защитной – огрызаются, грубят в ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не испытывают явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка, на которых явно вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1 рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше – испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих. На 70% рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями, шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе – легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения. На остальных они малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о небольшой значимости для испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 % рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке. На рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.
На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях