Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:
- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;
- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;
- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;
- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;
- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7
1.1 Теория малых групп 7
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9
1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22
Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29
2.1 Процедура исследования 29
2.2 Описание методик исследования 30
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 41
Список литературы 42
особенность взаимоотношения в коллективе обучающихся СПО
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7
1.1 Теория малых групп 7
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9
1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22
Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29
2.1 Процедура исследования 29
2.2 Описание методик исследования 30
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 41
Список
литературы 42
Природа взаимоотношения в любых общностях достаточно сложна.
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе взаймотношений.
Вступая в взаимоотношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Объект исследования: взаимоотношении субъектов как феномен психологии.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений в коллективе у обучающихся СПО.
Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:
-
удастся раскрыть механизм
-
процесс формирования культуры
общения студентов строится на
субъектно-деятельностной
-
обеспечиваются самодеятельные
коллективные действия
-
применяются педагогические
-
студентами осознается
-
студенческая молодежь
Задачи исследования:
-
теоретический анализ
- подбор методик для проведения тестирования;
-
проведение и анализ
- разработка рекомендации.
Методы исследования:
-
теоретические (анализ
- эмпирические (тестирование, наблюдение, опрос)
Теоретическая основа исследования. В теоретическом плане исследование опирается на ведущие концепции и идеи:
-
фшюсофско-психологические (Г.
-
идеи гуманизации и
Ш.А.Амонашвили, В.П.Беспалько, О.С.Газман, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский, Н.Е.1Цуркова и др.) [3,13,33,108,146,168].
База исследования: впиши вася
Теория малых групп – направление экспериментального анализа в рамках микросоциологии и социальной психологии. Основатели – Морено, Левин, Гурвич, Мэйо и д.р. Активные исследования малых групп начались в первые годы 20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические предпосылки исследований малых групп сводились к тому, что малая группа является главным объектом социологии; их изучение – единственной возможностью реализации собственного научного, экспериментального подхода в социологии, а результаты этих исследований могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.
Исследования малых групп
В последнее время деление
исследований малых групп по
традиционным методическим
Исследования малых групп
Исследования малых групп
Социально
– психологическая
Реальность общественных
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей,
Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы – большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
Социальная психология