Взаймотношение учащихся СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.

Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:

- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;

- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;

- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;

- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;

- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7

1.1 Теория малых групп 7

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9

1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22

Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29

2.1 Процедура исследования 29

2.2 Описание методик исследования 30

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33

Заключение 41

Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсова.docx

— 64.79 Кб (Скачать документ)

     особенность взаимоотношения в коллективе обучающихся  СПО

 

     Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7

1.1 Теория малых групп 7

1.2 Психологическая  характеристика группы  и коллектива. 9

1.3 Особенности взаимоотношений  у обучающихся  СПО 22

Глава 2 Исследование мотивации  достижения успеха 29

2.1 Процедура исследования 29

2.2 Описание методик  исследования 30

2.3 Анализ и интерпретация  полученных результатов 33

Заключение 41

Список  литературы 42 

 

Введение

 

     Природа взаимоотношения в любых общностях достаточно сложна.

     В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе взаймотношений.

     Вступая в взаимоотношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

       Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

     Объект  исследования: взаимоотношении субъектов как феномен психологии.

     Предмет исследования: особенности взаимоотношений в коллективе у обучающихся СПО.

     Цель  курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.

     Гипотеза  исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения  станет эффективным и управляемым, если:

     - удастся раскрыть механизм формирования  культуры общения студентов среднего  профессионального учебного заведения; 

     - процесс формирования культуры  общения студентов строится на  субъектно-деятельностной основе;

     - обеспечиваются самодеятельные  коллективные действия сверстников,  позитивно воспринимающие цели  воспитательного взаимодействия  с педагогическим коллективом  образовательного учреждения;

     - применяются педагогические методики  и технологии, обеспечивающие три  уровня развития личности в  коллективе: адаптацию, индивидуализацию  и интеграцию;

     - студентами осознается личностный  смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально  окрашенное внутреннее состояние,  приобретающее характер личносгно-пережитого;

     - студенческая молодежь приобщается  к общественно значимым ценностям  культуры.

     Задачи  исследования:

     - теоретический анализ разработки  проблемы в современной психологической  и педагогической науке; 

     - подбор методик для проведения  тестирования;

     - проведение и анализ результатов  тестирования;

     - разработка рекомендации.

     Методы  исследования:

     - теоретические (анализ литературы)

     - эмпирические (тестирование, наблюдение, опрос) 

     Теоретическая основа исследования. В теоретическом  плане исследование опирается на ведущие концепции и идеи:

     - фшюсофско-психологические (Г.С.Батищев,  НА.Бердяев, В.Н.Мясищев, М.Хайдеггер,  АААдлер, А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс  и др.)[9,12,102,160,2, 91, 130], педагогические (П.Ф.Каптеров, ПФ.Лесгафг, КДУшинский  и др.) положения, раскрывающие  основополагающее понятие исследования -«становление», «формирование» [58,85,154];

     - идеи гуманизации и гуманитаризации  образования как условия усвоения  студентами общечеловеческой культуры (О.А.Абдуллина, Л.И.Вербицкая, Н.С.Розов  и др.) [1,30,125]; личностно-ориентированный  подход, позволяющий рассматривать  становление и формирование культуры  общения студенческой молодежи  как процесс диалогического взаимодействия  и развертывания механизмов личностно-профессионалъного  становления (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов,  Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, И.СЛкиманская  и др.) [4,7,17,18,170]; концепции в области  построения воспитательного процесса 

     Ш.А.Амонашвили, В.П.Беспалько, О.С.Газман, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский, Н.Е.1Цуркова и др.) [3,13,33,108,146,168].

     База  исследования: впиши вася

 

     

Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе

1.1 Теория малых групп

 

     Теория  малых групп – направление  экспериментального анализа в рамках микросоциологии и социальной психологии. Основатели – Морено, Левин, Гурвич, Мэйо и д.р. Активные исследования малых  групп начались в первые годы 20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические  предпосылки исследований малых  групп сводились к тому, что  малая группа является главным объектом социологии; их изучение – единственной возможностью реализации собственного научного, экспериментального подхода  в социологии, а результаты этих исследований могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.

       Исследования малых групп подразделяются  по разным основаниям. Наиболее  известная классификация – в  соответствии с тем, какими  методами проводятся исследования. С этой точки зрения, они включают  социометрическое направление (социометрия), исходящее из необходимости количественного  измерения тех межличностных  отношений симпатии и антипатии,  которые  образуют неформальную  структуру отношений в малых  группах; направление, вытекающее  из теории групповой динамики, ставящей акцент на качественном  анализе и лабораторном моделировании  отношений внутри группы, динамики  власти и подчинения, стилей лидерства  и т.д.; психотерапевтическое направление,  исходящее из идеи игрового, «спонтанного» моделирования межличностных отношений (К. Роджерс).

       В последнее время деление  исследований малых групп по  традиционным методическим направлениям  сменяется подразделением по  тем функциональным процессам,  которые в наибольшей степени  интересуют исследователей: направление  изучения лидерства; «самораскрытие»  индивидов; общение с другими  людьми; механизмов принятия решений  в группе; коммуникативных (интерактивных)  связей и процессов; социально-психологической  перцепции и д.р.

       Исследования малых групп носят  прикладной характер. Они включают  вопросы управления в малых  группах, особенности взаимоотношений  между руководителем и подчиненным,  проблемы оптимизации социально-психологического  климата, общения, воспитания  и образования, коррекции отклоняющегося  поведения, социально-психологической  помощи при некоторых психических  расстройствах.

       Исследования малых групп чрезвычайно  развиты в современной прагматически  ориентированной западной социальной  психологии и социологии. Недостатки теории малых групп – слабость теоретического и методологического обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп, некорректный перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментов на все социальное поведение и законы социального развития в целом.

1.2 Психологическая  характеристика группы  и коллектива.

     Социально – психологическая характеристика групп. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

       Реальность общественных отношений  всегда дана как реальность  отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

       «Группа - это некоторая совокупность  людей, рассматриваемых их с  точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].

     С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

       С другой стороны, в целом  цикле общественных наук под  группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

       Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более,  условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

       Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).

     Первичная или ограниченная группа является основой  для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы – большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

       Социальная психология предпринимала  многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Информация о работе Взаймотношение учащихся СПО