Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:
- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;
- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;
- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;
- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;
- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7
1.1 Теория малых групп 7
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9
1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22
Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29
2.1 Процедура исследования 29
2.2 Описание методик исследования 30
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 41
Список литературы 42
д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
е) половая дифференциация взаимоотношений.
В
результате проведенного социометрического
исследования в танцевальном коллективе
с целью изучения характеристики
межличностных отношений мы определили
следующие диагностические
Статусные категории каждого участника. В итоге: «звезды» - 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14 члены группы; «предпочитаемые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11, 12, 15 и 16 члены группы; «не принятые» - 3 человека, согласно приложению 1 это 3, 7 и 9 члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в данном танцевальном коллективе влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группе больше.
Коэффициент
взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,
выражает различный характер отношений
, существующих в группе. КВ - 34% (из 32
возможных 11 взаимных выборов), из чего
следует, что данная группа относится
ко 3-ому уровню взаимности (высокий
уровень). Значение коэффициента взаимности
и построение социограммы на основе
вычисленных взаимных выборов дает
нам представление о характере
отношений, существующих в группе, то
есть свидетельствует о достаточной
сплоченности группы, т.е. в группе практически
нет деления на разобщенные группировки.
В группе существует несколько лидеров
и все взаимоотношения "завязаны"
именно на них, причем существуют достаточно
тесные связи между членами группы
всех статусных образований, кроме
последнего (тех участников, которые
не получили не одного выбора, хотя и
их выборы находят своего адресата
во всех статусных уровнях). Причем
мы заметили, что девушки и юноши
не создают свои группировки обособлено
друг от друга, то есть, не наблюдается
половая дифференциация в группе
(это видно на карте дифференциации8),
что опровергает
Из условного распределения людей на группы мы видим, что участники, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те , которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к неблагополучной, статусную категорию «не принятые» имеют четыре ребенка.
Выяснили,
каким образом участники
Изучение
природы межличностных
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений, как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.
Результаты,
полученные при проверке этой гипотезы,
позволяют сделать некоторые
выводы относительной влияния