Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа
Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:
- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;
- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;
- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;
- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;
- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7
1.1 Теория малых групп 7
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9
1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22
Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29
2.1 Процедура исследования 29
2.2 Описание методик исследования 30
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Заключение 41
Список литературы 42
В
соответствие с целями и задачами
исследования, на основе теоретического
анализа литературы были выделены критерии
для анализа социальной адаптации
подростков, а именно: для анализа
социальной адаптации: адаптивность, принятие
себя, принятие других, эмоциональный
комфорт, внутренний контроль, доминирование,
эскапизм; восприятие окружающей действительности,
восприятие своего «Я», своего организма,
построение систем отношений к себе,
к окружающим, общения с окружающими,
способности к труду, научению, организации
досуга, самообслуживанию, взаимообслуживанию,
адаптивность к ролевым ожиданиям
других, самоутверждение в роли деятеля
и потребителя; для анализа социометрического
статуса подростков были выделены следующие
критерии: общение в учебной
В
соответствии с целью исследования
в результате теоретико-методологического
обоснования мы пришли к необходимости
исследования двух групп учащихся,
состоящих из 18 и 17 человек. Для этого
подобраны методики: 20 предложений
самоотношений, социометрия, диагностика
социально-психологической
Методики
предлагались в следующей
1. Д.П.А
2. Социометрия
3. 20 Я
Все
вопросы зачитывались испытуемым устно,
у учащихся была возможность задавать
встречные вопросы. Методики проводились
на учащихся 10 А и 10 Б классов физико-
Диагностика
социально-психологической
Для
диагностики социально-
Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление к доминированию», 7 - «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
Методика
может быть использована для изучения
особенностей формирования самосознания
подростков в процессе адаптации
к новым условиям, измерения школьной
адаптации-дезадаптации, диагностика
и изучение структуры эмоционально-
Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав
или прослушав очередное
«0» - это ко мне совершенно не относится;
«1» - мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это к себе;
«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» - это на меня похоже;
«6» - это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Для
исследования взаимоотношений в
классе был использован метод
социометрии. Социометрия - созданные
Дж. Морено наука об обществе, психологическая
теория общества и одновременно - экспериментальный
метод, социально-психологический
Основу социометрии составляет социометрический опрос.
Социометрический
опрос - одна из разновидностей опроса,
в ходе которого выясняются взаимоотношения
между членами коллектива, положение
в нем отдельных членов путем
взаимовыборов по предложенным критериям.
Социометрический опрос позволяет
анализировать
Условия и требования проведения опроса:
- проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
- оптимальное количество членов группы 10-15 человек;
- все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
- содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
Инструкция: В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии и имена ваших товарищей. Анонимность результатов опроса гарантируется.
Результаты
исследования доказывают, что не может
быть одной, раз и навсегда сложившейся,
устоявшейся структуры общения,
универсальной для любой
Доказано, что в основе теории коммуникативной деятельности лежит принцип саморегуляции творческих потенций личности в сфере общения. Педагогический коллектив выступает как фактор корректирования содержания и форм общения, избранного студентами, его педагогической целесообразности, обогащения, интеллектуального, духовного насыщения;
Исследование
подтвердило исходную гипотезу, а
формирующий эксперимент
Основными
направлениями и условиями
Учебным заведениям:
-
организовать клубы по
-
внедрять и применять
-
разработать систему обмена
- систематически организовывать встречи с деятелями культуры и искусства;
-
сосредоточить внимание на
-
активнее использовать
-
пропагандировать
Обработка
результатов социометрического
изучения коллектива осуществляем следующим
образом: в заготовленной
Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а)
социометрический статус человека в
системе межличностных
Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1
и 2 статусная группы являются
благоприятными. Исходя из этого,
мы можем знать насколько
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;