Взаймотношение учащихся СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является - попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.

Гипотеза исследования : процесс формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения станет эффективным и управляемым, если:

- удастся раскрыть механизм формирования культуры общения студентов среднего профессионального учебного заведения;

- процесс формирования культуры общения студентов строится на субъектно-деятельностной основе;

- обеспечиваются самодеятельные коллективные действия сверстников, позитивно воспринимающие цели воспитательного взаимодействия с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

- применяются педагогические методики и технологии, обеспечивающие три уровня развития личности в коллективе: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию;

- студентами осознается личностный смысл культурной деятельности, под которым понимается эмоционально окрашенное внутреннее состояние, приобретающее характер личносгно-пережитого;

- студенческая молодежь приобщается к общественно значимым ценностям культуры.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы взаимоотношения в коллективе 7

1.1 Теория малых групп 7

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива. 9

1.3 Особенности взаимоотношений у обучающихся СПО 22

Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха 29

2.1 Процедура исследования 29

2.2 Описание методик исследования 30

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 33

Заключение 41

Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсова.docx

— 64.79 Кб (Скачать документ)

 

Глава 2 Исследование мотивации достижения успеха

2.1 Процедура исследования

     В соответствие с целями и задачами исследования, на основе теоретического анализа литературы были выделены критерии для анализа социальной адаптации  подростков, а именно: для анализа  социальной адаптации: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный  комфорт, внутренний контроль, доминирование, эскапизм; восприятие окружающей действительности, восприятие своего «Я», своего организма, построение систем отношений к себе, к окружающим, общения с окружающими, способности к труду, научению, организации  досуга, самообслуживанию, взаимообслуживанию, адаптивность к ролевым ожиданиям  других, самоутверждение в роли деятеля  и потребителя; для анализа социометрического  статуса подростков были выделены следующие  критерии: общение в учебной деятельности, неформальное общение, творческое взаимодействие, приятность в общении.

     В соответствии с целью исследования в результате теоретико-методологического  обоснования мы пришли к необходимости  исследования двух групп учащихся, состоящих из 18 и 17 человек. Для этого  подобраны методики: 20 предложений  самоотношений, социометрия, диагностика  социально-психологической адаптации

     Методики  предлагались в следующей последовательности:

     1. Д.П.А

     2. Социометрия

     3. 20 Я

     Все вопросы зачитывались испытуемым устно, у учащихся была возможность задавать встречные вопросы. Методики проводились  на учащихся 10 А и 10 Б классов физико-математического  лицея №145 во время уроков в четверг 16.04.09. Все три методики были проведены  в течении 45 минут в каждом классе. адаптация социальный подросток коллектив

2.2 Описание методик  исследования

 

     Диагностика социально-психологической адаптации

     Для диагностики социально-психологической  адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической  адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного  числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая  форма была использована авторами для  того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда  испытуемые сознательно, напрямую соотносят  утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки  тестируемых на социально-желательные  ответы. В методике предусмотрена  достаточно дифференцированная, 7 - бальная  шкала ответов.

     Авторами  выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление  к доминированию», 7 - «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

     Методика  может быть использована для изучения особенностей формирования самосознания подростков в процессе адаптации  к новым условиям, измерения школьной адаптации-дезадаптации, диагностика  и изучение структуры эмоционально-поведенческих  нарушений у трудных детей  в условиях массовой школы.

     Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле  поведения. Их всегда можно соотнести  с нашим собственным образом  жизни.

     Прочитав  или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим  привычкам, своему образу жизни и  оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для  того чтобы обозначить ваш ответ  в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О»  до «6»:

     «0» - это ко мне совершенно не относится;

     «1» - мне это не свойственно в большинстве  случаев;

     «2» - сомневаюсь, что это можно отнести  ко мне;

     «3» - не решаюсь отнести это к себе;

     «4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

     «5» - это на меня похоже;

     «6» - это точно про меня.

     Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей  порядковому номеру высказывания.

     Для исследования взаимоотношений в  классе был использован метод  социометрии. Социометрия - созданные  Дж. Морено наука об обществе, психологическая  теория общества и одновременно - экспериментальный  метод, социально-психологический тест, обеспечивающие изучение и регуляцию  отношений между людьми, применяемые  для оценки межличностных и эмоциональных  связей в группе.

     Основу  социометрии составляет социометрический опрос.

     Социометрический  опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения  между членами коллектива, положение  в нем отдельных членов путем  взаимовыборов по предложенным критериям. Социометрический опрос позволяет  анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать  структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных  членов, оценить психологическую  совместимость и уровень его  группового единства.

     Условия и требования проведения опроса:

     - проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;

     - оптимальное количество членов группы 10-15 человек;

     - все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;

     - содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

     Инструкция: В целях изучения взаимоотношений  в Вашем коллективе просим Вас  ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии и имена ваших товарищей. Анонимность результатов опроса гарантируется.

2.3 Анализ и интерпретация  полученных результатов

 

     Результаты  исследования доказывают, что не может  быть одной, раз и навсегда сложившейся, устоявшейся структуры общения, универсальной для любой социальной группы. Каждая социальная группа, имеющая  свои отличительные признаки и особенности, в свою очередь имеет свойственную ей структуру общения, отличающуюся характерным соотношением видов  деятельности и соответствующих  им конкретных занятий;

     Доказано, что в основе теории коммуникативной  деятельности лежит принцип саморегуляции  творческих потенций личности в сфере  общения. Педагогический коллектив  выступает как фактор корректирования  содержания и форм общения, избранного студентами, его педагогической целесообразности, обогащения, интеллектуального, духовного  насыщения;

     Исследование  подтвердило исходную гипотезу, а  формирующий эксперимент позволяет  утверждать, что реализация требования трехэтапного формирования культуры общения  за относительно короткое время (3 года) у студентов средних профессиональных заведений позволяет развить  мотивированные потребности духовно  насыщать свои отношения со сверстниками, родителями, педагогами и т.д., а также  сформировать умения и навыки реализации этих потребностей.

     Основными направлениями и условиями совершенствования  педагогического процесса в учебных  заведениях среднего профессионального  образования по формированию культуры общения студентов являются: а) оптимизация  коммуникативной ориентации молодых  людей предполагающая: совершенствование  культурного образования; улучшение  информационного обеспечения коммуникативной  деятельности; создание условий для  формирования культуры общения общения  студентов; б) усиление культурно - просветительской направленности при подготовке педагогического  состава техникумов к работе со студентами, включающей: обновление содержания профессиональной подготовки педагогов; побуждение их к  самообразованию; развитие общей культуры преподавателей учебных заведений  профобразования; в) развитие сотрудничества учебных заведений с учреждениями культуры по формированию культуры общения  студентов.

     Учебным заведениям:

     - организовать клубы по интересам,  в т.ч. гуманитарной, специальной  и технической направленности;

     - внедрять и применять возможности  компьютерной техники для сбора  и обработки информации;

     - разработать систему обмена информацией  об общении студентов вне учебного  заведения с органами внутренних  дел и родителями,

     - систематически организовывать  встречи с деятелями культуры  и искусства; 

     - сосредоточить внимание на качественном  планировании, согласовании совместных  мероприятий с государственными  органами, общественными организациями,  культурно-досуговыми учреждениями по формированию культуры общения студентов,

     - активнее использовать воспитательный  потенциал празднования юбилейных  дат в культурной жизни страны, края, города;

     - пропагандировать положительный  опыт проведения знаменательных  мероприятий студентами через  прессу, телевидение.

     Обработка результатов социометрического  изучения коллектива осуществляем следующим  образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице)6 мы фиксируем выборы участников. Потом осуществляем подсчет  выборов, полученных каждым участником и находим взаимные выборы, которые  подсчитываем и записываем. Далее  результаты экспериментов оформляем  графически в виде социограммы7 (карты  групповой дифференциации). Вначале  чертим четыре концентрические окружности. Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей на социограмме будет соответствовать  числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут  находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

     Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидим характер связей, особенности  половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

     Следующий этап работы – определение диагностических  показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В  качестве таковых выступают:

     а) социометрический статус человека в  системе межличностных отношений.

     Статус  определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в  зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий:

     1 – «звезды»: 5 и более выборов,

     2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

     3 – «принятые» - 1-2 выбора,

     4 – «не принятые» - 0 выборов.

     1 и 2 статусная группы являются  благоприятными. Исходя из этого,  мы можем знать насколько благоприятен  статус каждого участника в  группе. Иными словами, насколько  человек желанен в системе  межличностных отношений, испытывают  ли к нему остальные участники  симпатию или нет. В зависимости  от этого можно говорить об  эмоциональном климате группы  для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

     б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в  группе людей с неблагоприятным  статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе  межличностных отношений, их неудовлетворенность  в общении, признании сверстниками;

     в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в  группе. Он может быть показателем  действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать  о фактической разобщенности  группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

     г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно  считать благополучной, если в ней  нет изолированных, или их число  достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

Информация о работе Взаймотношение учащихся СПО