Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)


                Министерство  народного  образования  Российской  Федерации 

                                 Магнитогорский  ордена  “Знак  почета” 

                              государственный  педагогический  институт

 

 

                                      Теплых     Дмитрий   Анатольевич

              

 

                       Я - КОНЦЕПЦИЯ    КАК   ФАКТОР   ЛИЧНОСТНОГО                 

                           САМООПРЕДЕЛЕНИЯ   В   РАННЕЙ   ЮНОСТИ

 

         

                                                    Дипломная  работа

                                     студента  психологического  факультета

 

 

 

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  старший преподаватель

                                                                  кафедры ОиПП

                                                                  Козловская С.Н.

 

                                                                   Рецензент:

                                                                   ассистент  кафедры ОиПП

                                                                    Бахчеева Э.П.

 

                                                   Магнитогорск

                                                          1999

     

                                С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

   ВВЕДЕНИЕ  .......................................................................................... 3 - 6

 

   ГЛАВА  1.   Я-концепция в раннем юношеском возрасте  .................  7 - 33

   1.1    Самосознание и его место в психической организации

         человека  .........................................................................................  7 - 9

   1.2     Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19 

   1.3     Становление самосознания в ранней юности как источник                            

    формирования   Я-концепции ............................................................. 20 - 24

    1.4     Особенности  Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

    

    ГЛАВА  2.     Личностное самоопределение как психологическое

    новообразование ранней юности .......................................................  34 - 55

    2.1     Личностное самоопределение как психологическая

    проблема  ............................................................................................  35 - 45

    2.2     Психологическое содержание личностного самоопределения

    в ранней юности .................................................................................   45 - 55

 

    ГЛАВА  3.     Практическое изучение  Я-концепции как фактора    

    личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте ......   56 - 94

 

     ВЫВОДЫ   .......................................................................................    95 - 98

     Список литературы  ..........................................................................  99 - 105

     Приложения  .......................................................................................    106

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая  термином    Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

       Периодом возникновения сознательного  “я”  , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст.  Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста..

       Рост самосознания и интереса к собственному   Я   у  подростков  ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте  ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.  К  16-17  годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином    самоопределение.

      Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности    обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования :  “  Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.

      Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

        Объект исследования :  юноши и девушки в возрасте  15- 16 лет.

     Предмет исследования :  взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

         Основная гипотеза исследования :   существует корреляционная связь между содержательными характеристиками Я-концепции и  личностным самоопределением в ранней юности.

        Рабочая гипотеза исследования : содержательные характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

 

    Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующие  задачи :

1.                      На  основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

  1. Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.
  2.     Определить показатели  личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте .
  3. .   Провести  практическое изучение  Я-концепции и личностного самоопределения  юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
  4.     Выявить  наличие или отсутствие корреляционной зависимости между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением юношей и девушек.
  5.      Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

       Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования : 

   сравнителный метод,

   констатирующий ксперимент,

   комплекс методов психологической диагностики ,

   методы первичной и вторичной обработки данных.

       Теоретическая значимость работы  состоит в том, что  на основе анализа  литературы  мы устанавливаем соотношение между  двумя   научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения  в ранней юности.

Практическая значимость нашего исследования  в том, что а) мы определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития личности в ранней юности,  б) конкретизация связи между Я-концепцией и личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те характеристики системы представлений о себе,  динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения  юношей и девушек на том возрастном тапе развития личности.

Новизна нашего исследования состоит в том., что  а)  мы рассматриваем Я-концепцию как фактор личностного самоопределения;        б)  рассматривая личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу мы связываем  успешность личностного самоопределения с показателями осмысленности жизни личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     ГЛАВА  1.  Я-КОНЦЕПЦИЯ  В  РАННЕЙ  ЮНОСТИ  

         1.1.   САМОСОЗНАНИЕ  И  ЕГО   МЕСТО  В  ПСИХИЧЕСКОЙ                    

                                ОРГАНИЗАЦИИ   ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

 

       Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии .  Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов.   В  работах Б.Г. Ананьева  [4, 5] , Л.И.Божович [10,11], А.Н.Леонтьева [38], С.Л.Рубинштейна [66], И.И.Чесноковой [92], В.В.Столина    [78], А.Г.Спиркина [77] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются  более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания  [9]. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным  самосознанием  [ 31,87,89 и др.]. Работы И.С.Кона  [31-34], в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.  Зарубежная  литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса [25],  З.Фрейда [88], К.Роджерса [64], .Эриксона [97] , Р.Бернса [7], В.Франкла [87]    и многих других выдающихся ученых.

        Самосознание  -  это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного      “я“  как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок  [43 ].  Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения,   вызванные  внешними  предметами,  и ощущения , вызванные   собственным телом, сознание  “я”  -  примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических  качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

       А.Г.Спиркин дает следующее определение :   “ самосознание  -  это осознание и оценка человеком своих действий и  их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.  Самосознание  -  конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “  [77; 149 ]. 

       Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя.  Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире,  знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода   “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “ [20 ;201].

       Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.  Он становится существом не только для других, но и для себя.  Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать  “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего  “я”  [77;143].

       Самосознание является венцом развития высших психических функций   оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.  Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности