Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94
ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................
Методика личностного дифференциала
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им.В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений 119 .
ЛД используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого с себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.
В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы).
Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________
О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы):
1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.
2. Фактор Силы (С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов.
При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции.
Для выявления различий в содержании образа Я юношей и девушек мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.
После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты.
Средние значения по методике ЛД и t-критерий
№ | Название шкалы | Средние значения | Сигма | t-критер. | ||
|
| девушки | юноши | девушки | юноши |
|
1 | обаятельный | 5,97 | 5,73 | 0,95 | 1,09 | 1,15 |
2 | сильный | 5,27 | 5,67 | 1,54 | 1,27 | -1,4 |
3 | разговорчивый | 5,48 | 5,66 | 1,62 | 1,74 | -0,5 |
4 | добросовестный | 5,32 | 4,6 | 1,49 | 1,53 | 2,41 |
5 | упрямый | 4,82 | 4,66 | 1,65 | 191 | 0,45 |
6 | открытый | 5,26 | 5,39 | 1,79 | 1,54 | -0,4 |
7 | добрый | 5,15 | 5,27 | 1,40 | 1,87 | -0,4 |
8 | независимый | 4,38 | 4,38 | 1,75 | 1,82 | 0 |
9 | деятельный | 5,65 | 5,56 | 1,16 | 1,53 | 0,33 |
10 | отзывчивый | 6,43 | 5,71 | 0,78 | 1,39 | 3,1 |
11 | решительный | 5,33 | 5,22 | 1,48 | 1,59 | 0,36 |
12 | энергичный | 6,07 | 5,86 | 0,94 | 1,27 | 0,93 |
13 | справедливый | 5,65 | 5,47 | 1,18 | 1,55 | 0,64 |
14 | напряженный | 4,29 | 3,52 | 1,67 | 1,61 | 2,36 |
15 | суетливый | 3,87 | 3,06 | 1,99 | 1,86 | 2,01 |
16 | дружелюбный | 6,13 | 5,36 | 0,95 | 1,53 | -2,6 |
17 | уверенный | 5,36 | 5,34 | 1,36 | 1,63 | 0,07 |
18 | общительный | 6,15 | 5,75 | 0,97 | 1,53 | 1,51 |
19 | честный | 5,29 | 4,84 | 1,37 | 1,68 | 1,42 |
20 | самостоятельный | 5,97 | 5,68 | 1,32 | 1,49 | 1,01 |
21 | раздражительный | 4,52 | 4,22 | 1,84 | 1,68 | 0,85 |
О | фактор Оценки | 40 | 37,1 | 4,63 | 7,29 | 2,33 |
С | фактор Силы | 35,4 | 34,4 | 5,81 | 5,55 | 0,9 |
А | фактор Активности | 38,9 | 35,8 | 6,16 | 6,71 | 2,38 |
Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1,984 при уровне значимости 5% и 2,626 при уровне значимости 1%.
По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.
Методика “ Полярные профили”
Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [8] .
Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).
Ф.И.О. _____________________возраст__
107
Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость
Низкий интеллект
Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость
Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию
покорность, мягкость
Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив-
внимательность, серъезность
Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор-
вание общественных норм
Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис-
ность
Жесткость, суровость
Доверчивость
Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое
оценка реальности
Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет-
венность поведения
Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность
чувство вины
Консерватизм
Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок-
ровка на социальное одобрение
(конформизм)
Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль,
линированность
Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден-
ция
Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности