Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94
ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................
2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.
3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
4. Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).
5. Шкала Стремление к доминированию. Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность.
После двухэтапной обработки данных мы получили следующие результаты. (см. приложение, табл. ).
После применения метода сравнения по средним показателям Стьюдента (t-критерий) значимых отличий в по показателям опросника СПА между юношами и девушками нами выявлено не было.
Итак, теперь мы переходим к рассмотрению связи выделенных нами показателей личностного самоопределения (тест СЖО) и показателей адаптированности-
На первом этапе мы определяли корреляционные зависимости между показателями теста СЖО и опросника СПА при помощи метода линейного корреляционного анализа.
Метод корреляций показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях друг с другом.
Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Коэффициенты линейных корреляций мы определяли по формуле Пирсона (см. приложение).
После проведенного корреляционного анализа мы получили следующие результаты (см. приложение, табл. , ).
Анализ полученных результатов показывает, что все показатели опросника СПА имеют положительные корреляционные зависимости с показателями теста СЖО ( кроме показателя стремление к доминированию, который не является критерием успешности адаптированности ). В группе девушек мы наблюдаем слабую связь показателя насыщенности жизни с интернальностью.
По полученным данным мы можем говорить о том, что показатели осмысленности жизни (тест СЖО) и показатели адаптированости-
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выделенные нами показатели личностного самоопределения и показатели социально-психологической адаптированности в межличностных отношениях обнаруживают прочную взаимосвяь , в своей совокупности определяя успешность развития личности в раннем юношеском возрасте.
Теперь нас интересует значимость каждого из этих показателей по степени его влияния на личностное самоопределение в ранней юности, на успешность развития личности в этот период.
Для решения этого вопроса мы использовали метод факторного анализа.
Метод факторного анализа (ФА) - метод корреляций, который позволяет определить совокупность внутренних взаимосвязей, возможных причинно-следственных связей , существующих в экспериментальном материале. В результате ФА обнаруживаются так называемые факторы - причины, объясняющие множество частных (парных) корреляционных зависимостей.
Фактор - это гипотетическая латентная переменная, объясняющая взаимосвязь ряда исходных переменных. Признаком принадлежности переменной фактору является величина нагрузки данной переменной по тому фактору, т.е. коффициент корреляции фактора с этой переменной.
На начальном этапе определяются связки переменных, наиболее связанные с факторами. Но задача ФА глубже: поиск факторной структуры, действительно присущей данным, включенным в анализ.
Исходными данными для ФА являются матрицы интеркорреляций показателей теста СЖО и опросника СПА , из которых мы исключили показатель стремления к доминированию, как не коррелирующий с остальными.
В результате проведенного ФА мы получили матрицы, содержащие коэффициенты корреляции каждого показателя с выделенными в процессе ФА двумя факторами (см. приложение, табл. , ).
Отобразим полученные результаты ФА в виде схемы (см. рис. ). В качестве критерия уровня значимости был использован факторный вес 0,6.
Факторная структура показателей теста СЖО
и опросника СПА в двухфакторном отображении
А
Ц Л-Я Л-Ж П S L E I
А
Ц Л-Я Л-Ж П S L E I
Ц - цели в жизни
Л-Я - локус контроля-Я
ЛК-Ж - локус контроля-жизнь E - эмоциональный комфорт
П - процесс жизни
Интерпретация факторов. Средством содержательной интерпретации выделенных факторов являются факторные нагрузки переменных (показателей), максимально коррелирующими с ним (имеющими наибольшие нагрузки по компонентам).
В нашем случае содержательная интерпретация факторов не нужна, т.к. мы видим (см. рис. ), что группировки взаимосвязанных переменных (показателей) соответствуют двум психологическим понятиям : Фактор А - осмысленность жизни , фактор Б - социально-психологическая адаптация. Причем показатель насыщенности жизни (интерес к жизни) у девушек имеет слабую связь с содержание фактора осмысленности жизни.
Однако в нашем исследовании нас интересовало не подтверждение принадлежности выделенных показателей методик СЖО и СПА к разным психологическим явлениям, а степень значимости влияния каждого из этих показателей на процесс личностного самоопределения, на успешность развития личности в раннем юношеском возрасте.
Совокупность всех показателей методик СЖО и СПА в нашем исследовании определяет размерность факторного пространства (фактор Общий), которое содержательно интерпретируется нами как личностное самоопределение.
Смысловое содержание фактора личностного самоопределения определяется теми показателями, которые максимально коррелируют с ним , т.е. имеют наибольшие факторные нагрузки. Потому на основе факторных нагрузок по фактору Общий мы можем выделить группировку взаимосвязанных переменных (показателей) соответствующих личностному самоопределению (см. рис. ). В качестве критериев уровня значимости в группе девушек был использован факторный вес 0,551 , в группе юношей факторный вес 0,714.
Факторная стуктура личностного самоопределения
Девушки
0,796 Ц
0,768 ЛК-Я
0,756 S
0,555 ЛК-Ж
Ц - цели в жизни
Л-Я - локус контроля-Я
ЛК-Ж - локус контроля-жизнь E - эмоциональный комфорт
П - процесс жизни
Итак, на основе факторного анализа движущих сил развития личности в раннем юношеском возрасте нами были определены показатели личностного самоопределения : 1) наличие целей в жизни (цели в жизни), 2) общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (локус контроля - жизнь), 3) вера в собственную возможность осуществить такой контроль (локус контроля-Я), 4) принятие себя как личности, одобрение себя в целом и позитивная самооценка (самоприятие). Причем для юношей наиболее значимым для личностного самоопределения является общее мировоззренческое убеждение в том , что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее значимым для успешности личностного самоопределения является наличие в своей жизни целей в будущем. Видимо здесь проявляются отличия в характере устремлений: юноши более склонны к “философствованию”, размышлению на абстрактные темы, чем девушки, устремления которых чаще носят более практический, конкретный характер.
С учетом того, что факторный анализ был проведен нами по всем требованиям к его проведению (полнота ФА равна 100 %), мы можем быть уверенными в достаточной обоснованности найденного нами факторного решения и в дальнейшем можем пользоваться найденным набором показателей как тестом для измерения характеристик личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Итак, теперь мы переходим к описанию методик, которые использовались в нашем исследовании для изучения Я-концепции и анализу полученных с их помощью результатов.
Изучение Я-концепции в ранней юности
Определим те показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющих Я-концепции.
Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я).
Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек 21 личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч.Осгуда : оценки , силы и активности.
Методика ПП позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств.
Методика Т.Лири позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик образа Я, которые касаются межличностных отношений. Оценка представления о себе производится по восьми шкалам, соответствующим восьми типам отношения к окружающим : авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.
Оценочная составляющая Я-концепции (самооценка) выявлялясь по показателю шкалы “Самоприятие” (опросник СПА), которая отражает степень дружественности-враждебности к собственному “я”. Также по фактору оценки (методика ЛД) мы могли судить об уровне самоуважения.
Поведенческая составляющая Я-концепции. Не имея возможности непосредственно проанализировать поведение испытуемых (в ходе наблюдения), исследование поведенческой составляющей Я-концепции мы осуществляли через изучение установок личности, которые нашли отражение в показателях по шкалам “Принятие других” (опросник СПА), “Доминирование-подчинение” и “Дружелюбность-агрессивность” ( методика Т.Лири ). Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения.
Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности