Заикание у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание

В исследованиях проведенных как в России так и за рубежом видно, как актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
ГлаваI. Проявление заикания у детей дошкольного возраста…….....3
1.1.Степень выраженности заикания………………………………..3
1.2.Причины заикания……………………………………….......…...5
ГлаваII.Логопедическое воздействие для устранения заикания у детей……………………………………………………………...…..6
2.1. Значение игры в развитии дошкольника………………….…....6
2.2.Методика игровой деятельности………………………….……..7
2.3.Виды игр……………………………………………………..……8
2.4.Наглядность и технические средства обучения………………10
Заключение…………………………………………………….……...11
Список литературы……………………………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

ЛОГОП исп.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

С О  Д Е Р Ж А Н И Е: 

Введение………………………………………………………………..3

 ГлаваI. Проявление заикания у детей дошкольного возраста…….....3

  1.1.Степень  выраженности заикания………………………………..3

  1.2.Причины  заикания……………………………………….......…...5

ГлаваII.Логопедическое воздействие для устранения заикания                                                                                                                                                                            у детей……………………………………………………………...…..6

 2.1. Значение игры в развитии дошкольника………………….…....6

 2.2.Методика игровой деятельности………………………….……..7

  2.3.Виды игр……………………………………………………..……8

  2.4.Наглядность  и технические средства обучения………………10 

Заключение…………………………………………………….……...11

Список  литературы……………………………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

В исследованиях  проведенных как в России так  и за рубежом видно, как актуальна  разработка проблемы заикания в психологическом  аспекте для раскрытия его  генезиса, для понимания поведения  заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно - быстрого включения в коммуникацию), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу. Исследованиями особенностей заикающихся дошкольников, а также развитием их коммуникативных навыков посвящали свое внимание такие ученые как А.В.Ястребова, Э.Р.Саитбаева, Е.А.Дьякова, Ф.А.Рау и многие другие.

I.Проявление заикания у детей дошкольного возраста.

1.1.Степень выраженности заикания.

 

 Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание  у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и  поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения.

 Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При  этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности. Тяжесть дефекта рассматривается следующим образом.

 Легкая  степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.

 Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата — дыхательном, голосовом, артикулярном — во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.

 Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи.

 Речь  заикающихся детей в дошкольном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обусловливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, фонетические и логические ударения. Ритм речи также нарушается из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и его неумения быстро и четко оформить свою мысль. Эмболы у дошкольников простые по составу: «Э», «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им. 
 

1.2.Причины заикания. 

Хр.Лазуген (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери.И.А.Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено.Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические биологические причины лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

 Заикание  является широко распространенным речевым  нарушением. Оно возникает у детей  раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

 Человеческая  личность представляет собой совокупность общественных отношений и проявляет себя в совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные отношения нарушены в силу развивающегося речевого расстройства, у других — даже не сформированы. Исследования степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном — то замедленном, то ускоренном — развитии отдельных сторон личности. Поэтому о заикании следует говорить как о сложном симптомокомплексе дизонтогенеза. 
 
 
 

 II.Логопедическое воздействие для устранения заикания у     детей.

 2.1. Значение игры в развитии дошкольника.

 Последовательность  развития самостоятельной связной  речи заикающихся детей должна состоять в том, что с первых занятий они отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; геометрические формы различных предметов, их величину, цвет; разнообразные действия с предметами («Это машина»; «Это листок»; «Листок синий»; «Я приклеиваю»; «Я раскрашиваю» и т. п.).

 Затем в условиях такой же полной наглядности  предметов и выполняемых действий дети отвечают уже простыми распространенными  предложениями («Я взял свой кружочек»; «Я загибаю уголок»; «Сейчас я разрезаю свою полоску»; «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более развернутыми, и, наконец, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»; «У меня получился грязный флажок, потому что когда я клеил, то взял много клея на кисточку»; «Я долго мял пластилин руками, чтобы он стал мягкий и легче было бы лепить из него»). И наконец, дети овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам; в самостоятельных рассказах (как изготавливали поделку, как будут играть с ней, кому подарят; как готовятся к предстоящему утреннику и т. д.).

 Такое систематическое и последовательное развитие связной речи дошкольников приводит к тому, что ребенок приобретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулировать мысль, говорить без пауз и остановок. Кроме того, постоянные упражнения в плавной, свободной от заикания речи закрепляют рефлекс на нормальную, здоровую речь.

 Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.

 2.2.Методика игровой деятельности.

 Методика  игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы. Данная методика направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность необходимых для социальной реабилитации заикающегося.

Эффективность логопедической коррекции достаточно высока: в 60% случаев, с учетом катамнеза  до трех лет, заикание преодолевается.  

 Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Игра как ведущая деятельность детей имеет ряд особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Использование игры в коррекционно-педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

 В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей — вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции и др.

2.3.Виды игр.

 

 Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.

В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи логопеда. Неизменность данных логопедом речевых стереотипов способствует в начале курса занятий спокойному общению детей.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель — сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, — обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы.

Игры  с пением. Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных навыков положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

 Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные.

Информация о работе Заикание у детей дошкольного возраста