Защитные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание

В современной психологической литературе могут встречаться различные термины, касающиеся феноменов защиты

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теория защитных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Защитные механизмы и неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Интеллектуальные защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Развитие защитных механизмов у детей и подростков . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа состоит из  1 файл

психол.docx

— 53.67 Кб (Скачать документ)

Образование реактивное - это психологическая установка  или привычка, представляющие собой  нечто диаметрально противоположное  вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания (например, стыд в противоположность  бессознательному вытесненному желанию  демонстрировать себя). 

Этот механизм, как, впрочем, и многие другие, имеет побочные эффекты в виде деформации социальных отношений с окружающими, поскольку  его отличиями часто является ригидность, экстравагантность демонстрируемого поведения, преувеличенные его формы. Кроме того, отрицаемая потребность  должна маскироваться снова и  снова, на что затрачивается значительное количество психической энергии. Реактивное образование - это постоянная противонагрузка. Фактически в каждом конкретном реактивном образовании проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. С одной стороны, влечение внезапно вторгается в деятельность субъекта в разные моменты и в разных областях: именно очевидные промахи - по контрасту с жесткостью установок данного субъекта - позволяют предположить в его поведении маскирующиеся подавленные влечения или даже неосознаваемые части личности. С другой стороны, крайние формы добродетельного поведения в какой-то мере удовлетворяют прямо противоположное влечение, проникающее в конечном счете и в систему защиты. Здесь понятна такая постановка вопроса: ''Разве домохозяйка, одержимая наведением чистоты, не сосредоточена целиком на пыли и грязи?'' 

Реактивные образования  маскируют части личности и ограничивают способность человека гибко реагировать  на события. Тем не менее этот механизм считается примером успешной защиты, т.к. он устанавливает психические преграды - отвращение, стыд, мораль. Тем самым Фрейд подчеркивал роль реактивных образований наряду с сублимацией, о которой речь пойдет ниже, в становлении человеческих характеров и добродетелей. Вводя понятие Сверх-''Я'', Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований. 

Механизм фиксации означает прочную бессознательную  связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит  один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу  одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей  тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии. 

В рамках генетического  подхода фиксация предстает как ''застревание'' на определенной стадии развития либидо - энергии стремления к наслаждению. Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской теории бессознательного, это - способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям. 

Понятие фиксации постоянно  присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта, сохраняет  привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам  желаемого значимого объекта  и к прежним, сформированным ранее, отношениям. 

В противоположность  механизму проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции, или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции - это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) - ''хорошего'' или ''плохого'', цельного или частичного - внутрь субъекта. 

В более узком  смысле говорят об интериоризации применительно к отношениям, например, когда властные отношения между отцом и ребенком трактуются как интериоризация отношений Сверх-''Я'' к ''Я''. Ребенок, который интроецирует отцовский образ и интериоризирует конфликт с отцом, связанный с борьбой за власть, в своей будущей взрослой жизни может проявляться в своем поведении, в отношении своего Сверх-''Я'' к своему ''Я'' те же черты отношений отца к нему в детстве. 

Изоляция - это механизм защиты, распространенный при неврозе  навязчивости: изоляция какой-то мысли  или поступка, разрыв их связей с  другими мыслями или другими  сторонами жизни субъекта. Среди  приемов изоляции - остановки в  процессе мышления, использование формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную  последовательность мыслей или действий. 

С этой точки зрения, изоляция выступает как ''…устранение  самой возможности контакта, как  запрет на прикосновение к данному  предмету; подобно этому, когда невротик изолирует впечатление или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит, чтобы  относящиеся к нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями''. 

Можно называть изоляцией  особый процесс защиты, который начинается с проявления навязчивости и приводит к выработке последовательной, внутренне  согласованной установки на разрыв ассоциативных связей мысли и  действия, в особенности с тем, что непосредственно предшествует или следует за ними во времени. 

Хорошо известным  в повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы. 

Таким образом, отреагирование - это нормальный путь, на котором субъект освобождается от слишком сильного аффекта. Однако, чтобы вызвать катарсис, эта реакция должна быть адекватной, т.е. соответствующей событию, вызвавшему аффект в прошлом. 

Возмещение, по терминологии М.Кляйн, - механизм, посредством которого субъект старается возместить ущерб, причиненный объекту любви его разрушительными фантазиями. Этот механизм связан с депрессивным страхом и чувством вины: фантазматическое возмещение ущерба, причиненного материнскому объекту извне и изнутри, позволяет субъекту преодолеть свою депрессивную установку и обеспечить своему ''Я'' устойчивое (само)отождествление с ''хорошим'' объектом. Если механизмы возмещения прочно не установились, они оказываются сходными либо с маниакальными защитами, либо с навязчивостью. Успешное возмещение означает победу влечений к жизни над влечениями к смерти. 

Замещение - симптомы или образования (ошибочные действия, черты характера и пр.), которые  замещают бессознательные содержания. Понятие ''замещающее образование'' следует  связать с понятиями ''компромиссное  образование'' и ''реактивное образование''. Будучи проявлением защитного конфликта, всякий симптом есть компромисс. При  поиске удовлетворения симптом выступает  как замещающее образование, а в  реактивных образованиях, напротив, одерживает верх процесс защиты. 

Примером успешной защиты и успешного замещения  можно считать такой известный  защитный механизм, как сублимацию. 

Смещение - это случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления  переходит на другие, поначалу более  слабые, представления, связанные с  первым цепью ассоциаций. 

Это явление наблюдается прежде всего в анализе сновидений, однако оно лежит также в основе психоневротической симптоматики, а в более общем виде - любого бессознательного образования. В тех различных психологических образованиях, где психоанализ обнаруживает смещение, оно явно выполняет защитную функцию: например, при фобиях смещение на фобический объект позволяет объективировать, локализовать, ограничить страх. 

Одни из наиболее успешных механизмов защиты является механизм сублимации (произошел от термина, означающего в химии сухую возгонку вещества и подразумевает существенную трансформацию первоначального влечения). Это процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации обычно описывают художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Иногда сублимацию рассматривают как особый случай механизма замещения. 

Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. 

Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном  смысле: он обозначает главным образом  преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного мышления над  переживанием и не признанием аффектов и фантазий. 

Интеллектуализацию  можно сопоставить с другими  механизмами, описанными в психоанализе, и прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она  не требует избегать аффектов, но приписывает  им скорее ''вероятностные'', нежели истинные, побуждения; дает им рациональные или  идеальные обоснования. 

Защитную функцию  может нести и фантазия: воображаемый сценарий, в котором исполняется - хотя и в искаженном защитном виде - то или иное желание субъекта (в  конечном счете, бессознательное). 

Фантазии могут  иметь различные формы: это осознанные фантазии, или сны наяву, и бессознательные  фантазии, обнаруживаемые аналитиком в качестве структурной подосновы  явного содержания, или, иначе, ''первофантазии''. 

Защитные механизмы  и неврозы 

Следует помнить, что  главными отличительными признаками защитных механизмов являются следующие особенности. 

А. Защитные механизмы  имеют бессознательный характер: в этом их отличие от различных  стратегий поведения, в том числе  манипулятивных. 

Б. Результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект. С другой стороны, роль защитных механизмов в адаптации человека к реальности имеет и положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям человека к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). В случаях различных посттравматических состояний человека, например после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасительную (на определенный период времени) роль. Более того, человек, лишенный вообще защитных механизмов,- это миф. А поспешное избавление человека от какого-либо защитного симптома в процессе непрофессионально оказанной психологической или психотерапевтической помощи приводит в лучшем случае к формированию новой защитной реакции либо в худших случаях к серьезным паническим, депрессивным и иным расстройствам. 

Каждый из описанных  выше механизмов - это отдельный  способ, которым бессознательное  человека защищает его от внутренних и внешних напряжений. С помощью того или иного защитного механизма человек бессознательно избегает реальности (подавление), исключает реальность (отрицание), предопределяет реальность (рационализация), обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность (изоляция), уходит от реальности (регрессия), искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция) или внешнее во внутреннее (интроекция) и т.п. Однако в любом случае для поддержания работы определенного механизма требуется постоянное расходование психической энергии субъекта: иногда эти затраты очень существенны, как, например, при использовании отрицания или подавления; иногда они не столь энергоемки и более «самоокупаемы», как например, в случае сублимации. Кроме того, энергия, уходящая на поддержание защиты, уже не может быть использована человеком на более позитивные и конструктивные формы поведения. Что ослабляет его личностный потенциал и приводит к ограничению подвижности и силы «Я». Защиты как бы «связывают» психическую энергию, а когда они становятся слишком сильными и начинают преобладать в поведении, то это уменьшает способность адаптации человека к изменяющимся условиям реальности. В противоположном случае, когда защита терпит неудачу, также наступает кризис, поскольку, как писал Фрейд: «Я» уже не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью». Тревожность же является не только важным в жизни человека сигналом опасности, но и в ряде других случаев неотъемлемым составным компонентом психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы. 

Крупнейший современный  отечественный психиатр и психотерапевт  Б.Д. Карвасарский определяет неврозы как «психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений». Можно посмотреть на невротическое поведение и как на неадекватный или неприемлемый бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком метод справляться со стрессом, вызванным внешними и/или внутренними факторами его жизненной ситуации. В предыдущем параграфе упоминалось о некоторых связях между определенными видами невротических расстройств и защитными механизмами. Неврозы бывают различными по причинам возникновения, процессу протекания, симптомам, но для всех них характерна такая составляющая, как тревога, на что первым обратил внимание Фрейд. 

Информация о работе Защитные механизмы