Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:46, реферат
В современной психологической литературе могут встречаться различные термины, касающиеся феноменов защиты
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теория защитных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Защитные механизмы и неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Интеллектуальные защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Развитие защитных механизмов у детей и подростков . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Беспомощность относительно
изменений. Человек убежден, что
является результатом разворачивания
его собственной жизненной
Безупречность. Человек
верит, что каждая проблема имеет
«правильное», или безупречное, решение.
И в дальнейшем, пока он не найдет
это совершенное решение, он не может быть
удовлетворен или счастлив. Неудача в
этом поиске может обернуться катастрофой
для него.
Интеллектуальные
защиты в некоторых случаях могут
становиться доминирующим «ответом»
человека на внутреннее или внешнее
напряжение и даже чертой характера.
О некоторых людях вообще можно
сказать, что «защитность» является
чертой их личности: такие люди очень чувствительны
к малейшей критике или ее возможности,
они часто действуют по принципу «нападение
- лучший вид обороны», они не умеют разрешать
конфликты путем переговоров и вместо
этого предпочитают силовые или манипулятивные
техники и т.п.
Развитие защитных
механизмов у детей и подростков
Причины, определяющие
выбор со стороны «Я» того или
иного защитного механизма, остаются
пока неясными. Возможно, вытеснение используется
главным образом при борьбе с
сексуальными желаниями, тогда как
другие способы могут быть более
пригодны для борьбы против инстинктивных
сил различного рода, в частности,
против инстинктивных импульсов. Возможно
также, что эти другие способы
лишь завершают то, что не сделало
вытеснение, или же имеют дело с
нежелательными мыслями, возвращающимися
в сознание при неудавшемся вытеснении.
Возможно также, что каждый защитный
механизм вначале формируется для
овладения конкретными
«Возможно, что до
расщепления на «Я» и «Оно»
и до формирования Сверх-«Я» психический
аппарат использует различные способы
защиты из числа тех, которыми он пользуется
уже после достижения этих стадий организации»
(З.Фрейд, 1926).
Все способы защиты,
открытые и описанные в психоанализе,
служат единственной цели - помочь «Я»
в его борьбе с инстинктивной
жизнью. Они мотивированы тремя основными
типами тревоги, которой подвержено
«Я», - невротической тревогой, моральной
тревогой и реальной тревогой. Кроме
того, простой борьбы конфликтующих
импульсов уже достаточно для
того, чтобы запустить защитные механизмы.
Однако «Я» защищается
не только от неудовольствия, исходящего
изнутри. В том же самом раннем
периоде, когда «Я» знакомится с
опасными внутренними инстинктивными
стимулами, оно также переживает
неудовольствие, источник которого находится
во внешнем мире. «Я» находится
в тесном контакте с этим миром, дающим
ему объекты любви и те впечатления,
которые фиксирует его
Представители английской
школы психоанализа утверждают, что
в первые месяцы жизни, еще до всякого
вытеснения, ребенок уже проецирует
свои первые агрессивные импульсы,
и что этот процесс чрезвычайно
важен для формирующегося у ребенка
представления об окружающем мире и
для направления, в котором развивается
его личность. Ряд американских психологов
и психоаналитиков, работающих с
детьми, также уделяют много внимания
механизмам проекции - интроекции. Так,
известный американский психолог Э.Эриксон
считал: «Психоанализ допускает ранний
процесс дифференциации между внутренним
и внешним миром, дающий начало проекции
и интроекции, которые остаются одним
из самых глубинных и наиболее опасных
защитных механизмов. При интроекции мы
действуем и чувствуем так, как если бы
внешняя добродетель стала внутренней
уверенностью. При проекции мы переживаем
внутренний грех как внешнее зло, т.е. наделяем
значимых людей теми пороками, которые
на самом деле принадлежат нам. В таком
случае можно предположить, что эти два
механизма - проекция и интроекция - создаются
по образу и подобию того, что происходит
у младенцев, когда им хотелось бы экстернализировать
страдание и интернализировать удовольствие,
- намерение, которое со временем должно
уступить свидетельству созревающих (органов)
чувств и, в конечном счете, доводам рассудка.
Эти механизмы обыкновенно восстанавливаются
в правах среди взрослых в периоды острых
кризисов любви, доверия и веры и могут
служить отличительными признаками отношения
к соперникам и врагам у большей части
«зрелых» индивидуумов».
Во всяком случае,
использование механизма
Из всех периодов
человеческой жизни, в которых инстинктивные
процессы обретают постепенную важность,
период полового созревания всегда привлекал
наибольшее внимание. Психические явления,
свидетельствовавшие о
Психоанализ придерживается взгляда, согласно которому человек начинает осознавать различие между полами, в том числе свою принадлежность к определенному полу, не в подростковом или юношеском возрасте, а гораздо раньше - в раннем детстве. В соответствии с теорией психоанализа сексуальность ребенка и сексуальность взрослого принципиально различаются между собой тем, что у ребенка она носит парциальный, т.е. «частичный» характер: у ребенка сексуальность как стремление к удовольствию носит характер наслаждения, получаемого от таких конкретных видов стимуляции, как кормление, сосание, кусание, поглаживания и др. У взрослого человека сохраняются подобные инфантильные, детские способы получения удовольствия, хотя они могут маскироваться под более «взрослые» формы поведения: курение, жевание резинки, нетрадиционные сексуальные отношения и др. Но в отличие от ребенка, у взрослого способы получения удовольствия носят более генерализованный (непарциальный) и личностный характер, а зрелые формы взрослой сексуальности и любви несут печать альтруизма, желание заботиться об объектах любви, а не только получение удовольствия.
В раннем периоде
детского развития, а не в периоде
полового созревания, осуществляются
критические шаги в развитии личности:
вынашиваются и закрепляются основные,
типичные для данного человека стратегии
его поведения относительно значимого
(например, желаемого) объекта. Такими
стратегиями могут быть, например,
захват объекта, его удержание, его
разрушение и др. Кроме того, ребенок
уже в дошкольном возрасте принимает
принципиально важные решения об
идеальных (как позитивных, так и
негативных) моделях мужского и женского
поведения, в том числе и сексуального.
Общеизвестно, что во всех культурах дети,
начиная с определенного возраста, «вдруг»
начинают играть в «папу и маму», в «дочки-матери»,
в «доктора», цели этих игр различные,
в том числе удовлетворение интересов
к различию полов, к тому, «откуда берутся
дети», и т.д.
Определенные защитные
механизмы могут возникать на
определенных стадиях развития человека.
Раннее младенчество
(от рождения до одного года, по терминологии
Фрейда, - оральная стадия).
На этой фазе происходит
постепенное приобретение представлений
о себе и о значимых объектах (матери,
отце, которые станут моделями будущих
значимых объектов: партнера, друзей, врагов
и т.д.), потом постепенная
Младенчество (1-2 года,
по терминологии Фрейда, - анальная стадия).
На этой стадии происходит
приучение к туалету, продолжается
развитие функций «Я»: движение - речь
- тестирование реальности - интеграция.
Возможно развитие кошмаров, страхов,
фобий. Возникают следующие защиты:
изоляция, реактивные образования, отмена,
интеллектуализация, регрессия.
Дошкольный возраст
(2-6 лет, по терминологии Фрейда, - фаллическая
стадия).
В идеале «Я» завершает
процесс своего отделения от «Оно».
Сверх-«Я» начинает влиять на поведение
около 5-6 лет. Эдипов комплекс разрешается
посредством идентификации с родителем
своего пола. Неразрешенный Эдипов комплекс
ведет к неврозу. Для этого возраста характерны
явления отрицания, появление болезней,
неспособность справиться с гневом, а
также с любыми сильными чувствами, формирование
симптомов. Происходит установление согласованной
структуры психики для поддержания идентичности
и интернализированных стандартов морали,
этики и поведения.
Школьный возраст
(6-10 лет (девочки), 6-12 лет (мальчики), по
терминологии Фрейда, - латентная стадия).
Завершение развития
Сверх-«Я» (10-11 лет). Появление защитного
механизма подавления. На этой стадии
выражены тревожность, фобии, эмоциональное
блокирование учебы, чрезмерная регрессия
и/или фиксации.
Юность (10-21 год (девушки),
12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда,
- генитальная стадия).
Усиление сексуальных
и агрессивных тенденций. Возможно
возникновение психотических
Клинические колебания
в процессе психотерапии и психоаналитические
исследования показали, что неразрешенные
проблемы детского возраста дают о
себе знать во взрослой жизни человека.
Так, фиксации на оральной
стадии могут стать причиной, например,
страха одиночества, неуверенности
в окружающих, причиной того, что
удовлетворение своих потребностей
приносит страдания, причиной попыток
самоубийств, нервных расстройств,
причиной непонимания себя и своих
чувств, частых обид, навязчивых идей.
Фиксации на анальной
стадии также могут стать причиной
ряда проблем в последующей жизни:
негативизма, противоречивости, желания
того, чтобы кто-то контролировал, сдерживал.
Такие люди часто сердятся, чтобы
скрыть другие чувства, и игнорируют
чувства других.
Неразрешенные конфликты
фаллической стадии могут во взрослой
жизни человека привести к чрезвычайной
зависимости от других людей, от внешних
событий, к неспособности самостоятельно
принимать решения, а также к
проблемам половой
Если у ребенка
не разрешены проблемы латентной
фазы развития, то в его последующей
жизни, возможно, будут трудности
в обучении, необдуманные поступки.
Такие люди не берут в расчет то,
что не приносит пользы, не берут
в расчет эмоции, делая что-либо.
Они обычно живут событиями прошлого
или мечтами будущего.
Даже психиатры
и клинические психологи, не являющиеся
убежденными психоаналитиками, приходят
к пониманию роли защитных механизмов
в развитии личности. Так, было сказано,
что преобладание, доминирование
какого-либо защитного механизма
может привести к развитию определенной
черты личности. Или, наоборот, человек
с сильными характеристиками личности
имеет тенденцию доверять определенным
защитным механизмам как способу
совладания с определенными стрессами:
так, например, личность с высоким самоконтролем
имеет тенденцию использовать интеллектуализацию
как основной защитный механизм.
С другой стороны, обнаружено, что у людей с серьезными личностными расстройствами и нарушениями может преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии - преимущественно регрессией как защитным механизмом личности.
Предполагаемые взаимосвязи личностных черт,
расстройств личности и механизмов защиты