Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:46, реферат
В современной психологической литературе могут встречаться различные термины, касающиеся феноменов защиты
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теория защитных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Защитные механизмы и неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Интеллектуальные защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Развитие защитных механизмов у детей и подростков . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Он считал, что
основная проблема человеческого существования
заключается в том, чтобы справляться
с тревогой, которая может возникать,
казалось бы, в самых различных
ситуациях и обстоятельствах. Однако
Фрейд свел все это многообразие
порождающих тревогу ситуаций к
четырем основным, «прототипическим»
ситуациям. Несколько расширив его терминологию,
можно сказать, что тревога порождается
субъективно переживаемой угрозой (т.е.
пугающей возможностью) следующих событий:
- утрата значимого
объекта (близкого человека, любимого
зверька или игрушки;
- утрата отношения
с объектом (любви, одобрения,
признания со стороны
- утрата себя, своей
личности или ее части (например, страх
«потерять лицо» в конфликтной ситуации
или страх «публичного осмеяния» в значимой
ситуации, страх унижения);
- утрата отношения
к себе (например, страх потерять
уважение к себе).
Кроме классификации
и анализа порождающих тревогу
ситуаций, Фрейд выделил три вида
тревоги: реалистическую(перед реальной
опасностью), моральную (перед лицом собственной
совести, внутренней цензуры, своих идеалов
и ценностей) и невротическую (перед силой
и характером собственных страстей и желаний).
Позже психологи, психоаналитики и психотерапевты
стали различать страх как чувство, имеющее
своим источником определенный объект,
и тревогу, для которой характерно как
раз отсутствие конкретного объекта. Как
бы то ни было, с психоаналитической точки
зрения, на невроз можно взглянуть как
на символическое, опосредованное в клинических
симптомах выражение психического, внутреннего
конфликта, имевшего место в раннем периоде
жизни субъекта и представляющего собой
компромисс между неосознанным и неудовлетворенным
желанием субъекта и защитой. Следует
отличать невротические симптомы и невротический
характер человека. Невротическими симптомами
являются расстройства поведения, чувств,
мышления, свидетельствующие о защите
от страха; это упомянутые компромиссы,
из которых невротик бессознательно извлекает
неспособность идентификации, распознания
внешних и/или внутренних объектов и неспособность
устанавливать позитивные отношения с
другими людьми, а также достигать и поддерживать
собственное внутреннее равновесие.
Механизмы защиты в
той или иной степени присутствуют
в поведении человека всегда, но
можно выделить «нормальную» защиту,
которая бессознательно возникает
при переживании вновь прежнего
болезненного опыта с целью оградить
свое «Я» от повторной травмы, и
патологическую как неадекватную силе
и характеру стимуляции, ее вызывающей.
Таким образом, современные
представления о «нормальной», развитой
системе психологической защиты
предполагают оценку следующих характеристик:
- адекватность защиты:
например, человек может восстановиться
после той или иной
- гибкость защиты:
например, человек может использовать
разные виды защитных реакций
в какой-то определенной, типичной
для него ситуации угрозы, т.е.
«репертуар» его защитного
- зрелость защиты:
относительно более зрелыми
Интеллектуальные
защиты
В нашей обыденной
жизни всегда есть место… многому,
в том числе и неосознаваемым
интеллектуальным защитам: рационализации,
интеллектуализации, которые могут
подчас принимать самые совершенные
формы в виде научных теорий, трактатов,
вероучений и т.п. Один из ярких примеров
- обширный труд немецкого философа
начала XX в. О.Вейнингера «Пол и характер»,
который был написан юным философом после
разрыва с любимой женщиной и посвящен
детальному доказательству морального
и интеллектуального превосходства мужчин
над женщинами. Известный же датский философ
С.Кьеркегор поступил по-другому в сходной
жизненной ситуации. После тяжелого для
него разрыва помолвки с Региной Ольсен
он создал целый ряд философских произведений
(«Или-Или», «Повторение», «Три назидательные
речи», «Страх и трепет», «Виновен?» - «Не
виновен?»), которые посвятил самоанализу
и осознаванию ряда психологических феноменов
и философских категорий. Карьеркегор
выбрал не путь отрицания и рационализации
своей неудачи, как это сделал Вейнингер,
а первый из описанных Фрейдом путей совладания
с тревогой: он вступил во взаимодействие
со своей проблемой и путем осознавания
и самоосознавания уменьшил возможность
психоаналитического повторения этой
проблемы в будущем.
Самым известным
примером рационализации, очевидно, является
басня Эзопа «Лиса и виноград»,
когда лиса, потерпев неудачу в
попытках достать виноград, стала
подробно «объяснять», почему она никогда
и не хотела его. Рационализация - нахождение
приемлемых причин или оснований
для неприемлемых мыслей, чувств, действий.
Человек представляет объяснения, которые
логически убедительны и
Интеллектуальные
защиты могут принимать и вид
жизненных позиций, «твердых» убеждений,
они могут стать доминирующим
способом думать о себе и о мире
и в соответствии с этим строить
свои отношения с окружающими. Как
и всякий другой защитный механизм,
защитная позиция характеризуется
жесткостью, «автоматизированностью»
(человек не способен реагировать на реальную
ситуацию: он реагирует на свой прошлый
опыт относительно подобных ситуаций
или на свой актуальный неосознаваемый
страх), чрезмерностью, тотальностью. Даже
те психологи, которые далеки от психоаналитического
мышления и интересуются только когнитивными
причинами поведения человека, вынуждены
были прийти к заключению, что реакции
человека опосредованы не только и не
столько внешними стимулами, сколько их
интерпретацией человеком. Тем, как человек
думает об этих стимулах.
Бессознательные ошибки
в мышлении могут приводить к
самым негативным последствиям: разрыву
отношений с окружающими, повышенной
подверженности жизненным кризисам
и стрессам, неумению строить близкие
или прочные отношения, систематическому
повторению одной и той же жизненной
ситуации как неосознанного сценария
своей жизни и т.п. В других
вариантах эти ошибки могут не
приводить к систематическим
кризисам, но обречь человека на очень
ограниченный диапазон жизненных проявлений,
на очень однообразное существование,
на неспособность личностно
Позиция жертвы. Может
выражаться в следующих позициях:
«Он это начал», «Я ничего не могу
поделать», «Он не дал мне шанса».
Суть этой позиции - в попытке обвинить
окружающих.
Установка - «Я не могу».
Утверждение о неспособности
что-либо сделать, которое на самом
деле является утверждением об отказе
сделать это.
Отсутствие представления
о причинении вреда другим. Человек
не утруждает себя мыслью о том, каким
образом его действия могут ранить
других (за исключением физического
вреда); не представляет, что можно
задеть чувства других или причинить
эмоциональные страдания.
Неспособность поставить
себя на место другого. Человек не
способен или почти не способен к
эмпатии, эа исключением тех случаев, когда
это направлено против другого. Не считается
с тем, как его поведение влияет на других.
Отсутствие усилий.
Нежелание делать что-либо, что кажется
скучным или неприятным. Человек
погружается в жалость к себе
и ищет оправдания своей бездеятельности.
Появление болевых симптомов
психического происхождения, бессознательная
цель которых - избежать усилий что-то
делать, чего делать не хочется. Жалуется
на отсутствие энергии.
Отказ принимать
на себя обязательства. Человек говорит,
что он «забыл». Не воспринимает что-либо
как обязательства. Делает то, что
хочет, и игнорирует то, что обязан
делать.
Установка на собственничество.
«Если ты не отдашь это мне, я возьму это
сам». Ожидает, что вы будете делать то,
что он хочет. Относится к чужой собственности
так, как будто она уже стала его (вор, «одалживающий»
без разрешения). Предъявляет к вам требования
в виде отстаивания своих прав.
Отсутствие представления
о доверии. Он обвиняет вас за то,
что вы не доверяете ему; старается
заставить вас почувствовать, что
это ваша вина. Говорит, что не может
доверять вам.
Нереалистичные ожидания.
Примеры могут быть очень различными:
если человек думает, что что-либо
случится, то оно должно случиться («его
мысль делает это»). Другой пример: ожидает,
что другие будут идти навстречу
всем его желаниям.
Безответственное
принятие решения. Делает предположения,
не опирается на факты, не проверяет
суждения. Обвиняет других, если дела идут
плохо.
Гордость. Отказывается
уступать даже в мелочах. Настаивает
исключительно на своей точке
зрения, не принимая во внимание никакие
другие. Даже когда его неправота
доказана, продолжает держаться за
свою первоначальную позицию.
Неспособность планировать
или продумывать на несколько
шагов вперед. Будущее не принимается
во внимание, за исключением тех
случаев, когда должно совершиться
что-то недозволенное или же когда
оно предстает в виде фантазий
о блистательном успехе.
Искаженное определение
успеха и неудачи. Установка только
на успех: стать №1 за одну ночь». Неудача:
«если я не стал №1, то я ничего
не стою».
Страх быть приниженным.
Человек чувствует себя приниженным,
когда даже малейшие вещи не делаются
так, как он хочет. Не может воспринимать
критику без того, чтобы вспыхнуть
или обвинить других. Чувствует себя
приниженным, когда его нереалистические
ожидания не сбываются.
Отказ признать страх.
Отрицает то, что он чувствует страх.
Воспринимает чувство страха как
слабость. Не может понять, что страх
может быть конструктивным.
Гнев. В данном случае
имеется в виду следующее убеждение
относительно гнева: гнев используется
для того, чтобы контролировать людей.
Гнев может принимать формы прямой
угрозы, запугивания, нападения, сарказма,
раздражения. Гнев может маскироваться
(«я не злюсь, я спокоен»). Гнев в этих
случаях растет и распространяется.
Все, что угодно, и кто угодно могут
послужить поводом для гнева.
Тактика силы. Старается
победить других в любой борьбе,
получает удовольствие от борьбы за власть
как от процесса (то, за что борется,
находится на втором плане). Высоко
ценит только тех, кто побеждает
и доминирует.
Другое возможное
название для ошибок мышления - иррациональные
убеждения, отличиями которых являются,
во-первых, их догматичность, нерациональность;
во-вторых, их «автоматичность» (человек
не осознает их наличия и возможности
выбора для себя, как поступить
в данной ситуации); в-третьих, эти
убеждения могут приводить к
эмоциональным и поведенческим
расстройствам. Наши экспериментальные
исследования показали существование
достоверных связей между защитными
механизмами личности и некоторыми
иррациональными убеждениями. Список
иррациональных убеждений может
быть следующим.
Потребность в одобрении.
Человек верит, что нуждается
в поддержке и одобрении
Высокий уровень
ожиданий от себя. Человек верит, что
должен быть удачливым, успешным и компетентным
в любом деле, за которое он берется,
и он судит о своей ценности
как личности на основе успешности
своих достижений.
Склонность к обвинениям.
Человек верит, что люди, включая
и его самого, заслуживают обвинений
и наказаний за их ошибки и проступки.
Низкая толерантность
к фрустрации. Человек верит, что,
когда события разворачиваются
не так, как им следовало бы, то это
совершенно ужасно, кошмарно, катастрофично,
поэтому он чувствует, что это
нормально - расстраиваться, когда события
складываются не в его пользу или
люди ведут себя не так, как ему
хочется.
Эмоциональная безответственность.
Убежден, что он слабо контролирует
свои неудачи, неприятности, эмоциональные
расстройства. Все они происходят
по вине других людей или событий
в этом мире. Если бы только «они» (события
или люди) изменились, он чувствовал
бы себя хорошо и все было бы нормально.
Тревожная сверхозабоченность.
Человек верит, что может случиться нечто
плохое или опасное, поэтому он должен
быть крайне озабочен этим и побеспокоиться
о предотвращении возможности возникновения
этого.
Избегание проблем.
Человек убежден, что гораздо
легче избегать определенных трудностей
и ответственности и вместо этого
сначала делать то, что гораздо
приятнее.
Зависимость от других.
Человек верит, что должен иметь
кого-либо более сильного, чем он,
на кого можно положиться.