Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:44, курсовая работа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся тщательным анализом новой информации вплоть до окончательного сформирования целостной концепции.
Введение 3
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа 4
Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12
Психоанализ и франкфуртская школа. 15
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский институт права»
Психологический факультет
Специальность - « Психология »
Учебная дисциплина Основы психоанализа
(Обязательная)
Курсовая работа
На тему З.Фрейд основатель психоанализа.
Студент (ка) Приходкина Юлия Александровна
Научный
Руководитель
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)
Дата представления
Дата защиты
Оценка
г.Барнаул2012.
Содержание
Введение 3
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа 4
Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12
Психоанализ и франкфуртская школа. 15
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение
В истории любой науки,
в том числе и психологии, временами
настают такие события, которые
ведут к пересмотру устоявшихся
идей и взглядов. Как правило, смена
научной парадигмы представляет
собой долгий и сложный процесс,
сопровождающийся тщательным анализом
новой информации вплоть до окончательного
сформирования целостной
Фрейд не побоялся пойти
на конфликт с научным и общественным
мнением, выбрав предметом своего изучения
такие малоизвестные и
Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.
В результате творческой эволюции
З. Фрейд рассматривает
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.
Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Важно отметить, что Фрейд был не только образованным и интеллектуальным человеком, прекрасно разбиравшимся в искусстве и естественных науках, он был по своей натуре устремленным в неизвестное искателем, который в поисках истины не боялся зайти сколь угодно далеко. Не смотря на то, что Фрейд получил классическое медицинское образование, в своей научной деятельности он опирался не только (и даже не сколько) на существующие в то время психологические теории, но и на суждения, основанные на анализе исторических, культурных, литературных, философских предметов.
В ту пору, когда Фрейд
обучался на медицинском факультете
Венского университета, в ученой среде
господствовало мнение о психологической
структуре человека как о результате
взаимодействия физико-химических сил.
Методы лечения также не отличались
разнообразием и эффективностью
- в основном это были электротерапия
и гидротерапия. Фрейд долгое время
изучал анатомию и физиологию, однако
эти знания не давали необходимых
ответов на ряд острых вопросов,
в частности на вопрос о происхождении
некоторых невротических
Как оказалось, причиной психических
заболеваний могут служить
Представления о вытеснении, сопротивлении и переносе принимали все более ясные очертания, и в результате у Фрейда появилось стремление обратить свое исследование в область человеческого бессознательного, малоизученного компонента человеческой психики, которому исследователи практически не уделяли внимания.
В представлении Фрейда, психика не исчерпывалась сознанием, а представляла собой сложную динамическую структуру, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. В его теориях сознательное является лишь частью психической структуры, взаимодействующей с окружающей средой и подчиняющейся ее правилам, руководствуясь принципом реальности. Но куда более объемной частью является бессознательное, источник инстинктивных побуждений и бездонное хранилище вытесненного из сознания материала; руководствуясь принципом удовольствия, бессознательное направлено на уменьшение количества возбуждения, возникающего в нем вследствие возникновения природных потребностей. В бессознательном неудовлетворенные желания могут существовать вечно, ибо здесь не действуют законы времени; воспоминания, погруженные в бессознательное, продолжают функционировать и без ведома человека. Между сознанием и бессознательным существует постоянный энергетический обмен, целью которого является поддержание стабильного психического состояния человек путем снятия напряжения. Главной энергетической силой бессознательного является либидо, энергия, возникающая в результате активного проявления полового инстинкта. Кроме того, Фрейд выделял предсознательное, содержание которое тоже являлось недоступным для человека, однако не являлось вытесненным материалом, как бессознательное.
Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ “ Толкование сновидений”, вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения – психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания с в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда.Теория Эдипова комплекса служила не только базисным обоснованием этиологии неврозов, но и рассматривалась как единый принцип возникновения и саморегуляции общественных связей. В работе “ Тотем и табу” Фрейд предполагал, что в основе развития общества лежит стремление отгородиться от инцестуозных стремлений, и стремление это генетически детерминировано и берет начало во времена первобытных обществ. Основываясь на работах по изучению “отсталых” народов и трудах Ч.Дарвина о происхождении общества, Фрейд провел параллели между древними табу примитивных народов и невротическим поведением современного человека.