Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45
Реферат: Жестокое обращение с детьми
Реферат: Жестокое обращение с детьми
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном
российском обществе и их
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные
отношения в семье и
2.2 Психологические последствия
плохого обращения в
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45
Введение
Общество всегда уделяет
особое внимание проблеме поведения
людей, которое не соответствует
общепринятым или официально установленным
социальным нормам. Религия, литература,
искусство, наука, философия с различных
сторон рассматривают и оценивают
это явление. Актуальность проблемы
насилия по отношении к детям
обусловила возникновение в рамках
психологии особого направления (специальной
психологической теории) – психологии
девиантного поведения. В нашей
работе мы будем рассматривать жестокое
обращение с детьми с точки
зрения теорий девиантности, поскольку
именно в жестоком обращении с
детьми многие отечественные и зарубежные
психологи видят причину
В последние годы в связи
с общим кризисом российского
общества интерес к проблеме жестокого
обращения с детьми значительно
возрос, что обусловило необходимость
более тщательного исследования
причин, форм, динамики видов и поиска,
более эффективных мер
Данная работа представляет
собой аналитический обзор
Исследование психологических
причин и последствий жестокого
обращения с детьми – одна из
самых молодых отраслей современной
психологии, она на пути своего становления
и утверждения. Данное исследование
посвящено оценке социо-культуральных,
психологических и
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном
российском обществе и их
В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.
Сохранение тенденций
устойчивого роста количества детей
с различными проблемами в развитии
приведет в ближайшее время к
увеличению доли социально дезадаптированных
лиц среди граждан
В то же время современная
педагогическая практика при всех ее
проблемах, трудностях, недостатках
сохраняет статус одного из основных
институтов социализации личности, ее
становления и развития, антиподом
которых становится девиантное развитие.
Комплексное решение проблемы профилактики
девиантного поведения
Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:
Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми несовершеннолетних, определяются следующим образом:
Во всех этих позициях несовершеннолетний,
его возрастное психическое, личностное
развитие всегда рассматривается через
призму его социальной ситуации развития,
его индивидуальных особенностей социализации
и взаимоотношений с той
Однако, анализ современных тенденций показывает, что все большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.
Основные причины этого явления, безусловно, имеют как общие, так и региональные особенности, так в Курганской области эти данные выглядят следующим образом [, с.79]:Cборник тезисов международной конференции: -М.: Новый отсчет,2001.
Проведенное Беляничевым
В.В. Сборник тезисов международной
конференции. [, с.83-84] изучение средовой
адаптации у детей с
Структура нарушений поведения характеризовалась следующими особенностями:
Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких детей.
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Причинами жесткого обращения
с детьми является общий агрессивный
фон общества, обычно определяемый
как массовые враждебные действия,
направленные на причинение страдания,
физического или
Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.
В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире.
Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Ольшанский Д.В. Психология масс-СПб.:Питер,2001.[] пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для его участников самоцелью.
Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд»1. Факторы, предшествующие агрессии – известны:
К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:
Для развития агрессии обычно требуются:
Среди наиболее важных для
нашего понимания вариантов
Экспрессивная агрессия –
это устрашающе-агрессивное
Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый («импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения.
Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.