Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45
Соответственно, общим законам
подчиняются и механизмы
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Влияние наказания на человеческое
поведение чрезвычайно
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.
В настоящее время, подавляющее
большинство исследователей признает,
что применяемое по отношению
к детям наказание (особенно физическое)
выступает как модель агрессивного
поведения. Во многих случаях агрессия
в виде наказания не осуждается окружающими.
В результате оно способствует не
столько преодолению агрессии, сколько
вызывает ее трансформацию и побуждает
ребенка к поиску приемлемых оправданий
совершенных агрессивных
Агрессивность и жестокость
в воспитании детей формирует
людей малообразованных, не умеющих
трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, гражданами своей страны,
ведет к воспроизводству
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные
отношения в семье и
Социальный портрет
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.
Социальная динамика современной
семьи характеризуется
В рамках этих кризисных явлений
укорачивается период полноценной
и оптимальной семейной социализации,
ослабляется роль родительского
авторитета, нарушаются ценности устойчивой
полной семьи как социальной нормы.
В целом это приводит к тому,
что семья утрачивает свой социализирующий
потенциал по выхаживанию и воспитанию
детей. По мнению ведущих как отечественных,
так и зарубежных специалистов, занимающихся
ключевыми проблемами сохранения семьи,
описанные социологические
В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной)
семьи типичны «запутанные
В таких семьях часто наблюдаются
проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно
у женщин, встречаются психосоматические,
т.е. связанные с психогенными причинами
нарушения со стороны здоровья, поэтому
могут наблюдаться «
Во многом это определяет
и невербальную сторону семейных
отношений. В таких семьях дети переживают
тревогу перед
Для распавшейся семьи
характерно соединение неприязненных
отношений с застывшими, уходящими
в прошлое конфликтами. Такая
ситуация утяжеляется в тех случаях,
если поведение ребенка, связанное
с употреблением алкоголя или
наркотиков, помогает сохранить замкнутый,
конфликтный круг отношений, т.к. за
этим может стоять неосознаваемое ребенком
желание восстановить распавшиеся
отношения. В подобных случаях дети
и подростки могут прибегать
к использованию наркотиков для
своеобразного «шантажа» и
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Большой интерес для исследования
агрессивности ребенка как
Формирующаяся под воздействием
тоталитарного сознания взрослых двойная
идентификация ребенка (когда есть
разделение «я для себя» и «я для
семьи») оказывается мощной основой
для внутреннего отчуждения ребенка
от семьи. И даже при сохранении высокой
эмоциональной привязанности
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий
стиль» воспитания, ориентированный
на воспитание детского послушания, приводит
к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая
для него маловероятными размышления
о своих действиях или
Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.
2.2 Психологические последствия
плохого обращения в
Главным вопросом о психологических
последствиях плохого обращения, который
встает перед специалистом, обращающимся
к анализу вербальных и невербальных
семейных отношений, является вопрос о
характере семейного
Настоящее время российское
общество характеризуется таким
положением, когда каждая отдельная
семья остается одни на один с проблемами
своих детей (уходы из дома и бродяжничество,
алкоголизация и наркотизация, нарушения
сексуальной ориентации и другие,
грозящие риском проблемного развития
нарушения поведения) и вынуждена
действовать вслепую. При этом неблагополучные
семьи демонстрируют образцы
злоупотребления алкоголем и
наркотиками; в дисфункциональных,
конфликтных семьях, вследствие запутанности
семейных отношений, доминирует стремление
ограничиться эпизодическим вмешательством
в проблемное поведение детей. В
благополучных семьях, как правило,
преобладает тревога за складывающуюся
ситуацию. Однако обычно сочетается с
конфронтацией по отношению к
влиянию сверстников, друзей ребенка
по классу и по двору, т.е. доминирует
установка на изоляцию от детско-подростковой
среды, что фактически невозможно и
не предупреждает различных форм
проблемного, рискованного поведения
и саморазрушающих «