Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45
Необходим учет следующих
форм неадекватного семейного
Гиперпротекция (доминирующая
или потворствующая) – этот стиль
воспитания характеризуется или
постоянным контролем над любыми
проявлениями поведения ребенка
с недоверием к "правильности"
его самостоятельных поступков,
или некритичным
Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности. При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются необходимостью «строгого контроля». Высокие запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.
Гипопротекция со стороны
одного из родителей. При этом стиле
вербальных отношений как в
Неустойчивый стиль воспитания.
Этот стиль характеризуется
Эмоциональное отвержение, гипоопека
и жестокое обращение. В основе такого
отношения может лежать неосознаваемое
отождествление ребенка с отрицательными
моментами в жизни родителей.
При эмоциональном отвержении на
первый план выходит невнимание к
ребенку, который воспринимается как
помеха в жизни. При жестоком обращении
эмоциональное отвержение сочетается
с мало мотивированными и неоправданно
суровыми наказаниями в виде лишения
удовольствий, избиений и наказаний.
Такой стиль воспитания ведет
к задержанному психическому развитию,
к формированию невротических расстройств
и к усилению черт эмоционально-волевой
неустойчивости или импульсивности.
Неустойчивый характер воспитания и
эмоциональное отвержение часто
становятся причинами саморазрушающего
поведения ребенка с
На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных отношений позволяют избежать прямолинейных попыток разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей, определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и "срывов" при воздержании от их употребления.
2.3 Школа и насилие
в школе – критическое
Недостатки в подготовке
детей к самостоятельной
Школа является вторым по значимости
после семьи социальным институтом
участвующий в формировании личности
ребенка. В школе, кроме того, что
приобретаются знания, так же формируется
самостоятельность и
Конфликтность, а так же
жестокое обращение с биологической
точки зрения является последствием
органических психопатий, среди которых
наиболее часто встречается возбудимый
тип, более распространенный среди
мальчиков. Его клинической основой
является аффективная и двигательная
возбудимость. Лубовский Д.В.Психологический
тренинг для детей из трудных
семей//Детский практический психолог.1995.
[], ссылается на ранее проведенные
В.В. Лебединским исследования, в
которых тот приводит сравнительную
характеристику проявлений эпилептоидной
психопатии в детском и взрослом
периодах жизни: при эпилептоидной
психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью,
жестокостью наблюдается и
В детском коллективе трудно
сосуществовать с такими детьми не
только из-за силы и длительности их
аффективных вспышек, эмоциональной
вязкости, но из-за конфликтности, связанной
с постоянным стремлением к
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.
Практика показывает, что
чаще всего принятые меры отражают
не столько степень реального
проступка ребенка, сколько степень
пережитого родителями стыда при
общении с учителем. В этом случае
наказание изначально не может быть
объективным и справедливым. Поэтому
нет никаких оснований ожидать
изменений к лучшему в
Глава 3. Виктимность поведения ребенка
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Виктимология как одно
из важных направлений в криминологии
изучает личность потерпевшего, его
связи, взаимоотношения с
Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который «опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения»3. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.
Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.
Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест, физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.
Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.
И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[, с.267] указывает, что природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них мнение о том, что:
Проблема виктимности
кроется в особенностях пограничной
личности, такие, как диффузная