Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:53, реферат
В начале ХVIII века Россия расширяла свои сибирские территории в южном направлении, для чего на границах возводились военные оборонительные укрепления. 12 августа 1720 года военный отряд Российской армии прибыл к месту слияния рек Иртыш и Ульба, где начались работы по строительству крепости. Этот день принято считать днём основания города Усть-Каменогорска.
Реферат
По дисциплине: «Градостроительная экология»
На тему: «Баланс территорий малого города на примере города Усть-Каменогорска. Выявление природных, территориальных, экономических и трудовых ресурсов»
Подготовил:
Принял
Алматы 2011
Краткий исторический обзор градостроительного развития Усть-Каменогорска
В начале ХVIII века Россия расширяла свои сибирские территории в южном направлении, для чего на границах возводились военные оборонительные укрепления. 12 августа 1720 года военный отряд Российской армии прибыл к месту слияния рек Иртыш и Ульба, где начались работы по строительству крепости. Этот день принято считать днём основания города Усть-Каменогорска.
Прямоугольная в плане, из
деревянного частокола
Город, рождённый эпохой Петра I, имел характерные градостроительные черты своего времени - чёткое функциональное зонирование, регулярную планировку улиц и относительно последовательное (плановое) развитие.
В 1845 году был утверждён проект застройки бывшей крепости, который по существу являлся первым генеральным планом города. По плану территория города развивается на север. В центре оказалась не застроенной территория, бывшего кладбища. Размещение в этом районе церкви, лавок, присутственных мест, манежа - послужило основой формирования первого городского центра. Торговые площади города часто попадали на места бывших кладбищ. На перекрёстке улиц Орджоникидзе и Ушанова, на месте кладбища, возникла площадь для продажи сена и дров (ныне это главная площадь города). На месте бывшего мусульманского кладбища сегодня находится центральный рынок. Связано это, видимо, с тем, что быстро растущая городская застройка поглощала в первую очередь свободные пространства, оставляя в своей ткани заброшенные территории, которые уже нельзя было использовать по прямому назначению.
Большую роль в формировании структуры города сыграли основные междугородние дороги. Освобождаясь от жёсткой сетки улиц за чертой города, они плавно описывали все особенности пригородного ландшафта, расходясь в разные направления, образуя в последствии основные городские магистрали. Фрагменты сегодняшних улиц Бажова, Ворошилова, проспекта Ленина когда-то являлись одной дорогой в Семипалатинск. От дороги в Бухтарминскую крепость практически ничего не осталось, но именно в этом направлении возникла целая система парков и площадей. В соответствии с рельефом, дорога на Бухтарму делала сильный изгиб на восток, огибая существующую в те времена пересыхавшую протоку и лесной массив. Наличие этого изгиба и лесного массива дало толчок в дальнейшем возникновению здесь парка (имени Джамбула).
В конце ХIХ начала ХХ веков город переживает свой первый экономический подъём. С 1861 по 1913 население города выросло в пять раз (3334 и 17980 человек соответственно), в основном за счёт притока переселенцев. Главным направлением развития города по-прежнему оставалось северо-восточное - территория междуречья. В те времена русла рек и проток имели более развитую систему и вместе с рельефом явились ландшафтным ограничительным фактором. С 1868 года на правом берегу Ульбы, вдоль дорог на Семипалатинск и по Бухтарминскому тракту в Согру, формируется новое жилое образование - "Заречный хутор", которому в последствии суждено стать крупной селитебной территорией. С 1859 по 1917 годы прирост городских территорий составил 319 га, а все земли, освоенные под застройку, составляли - 376 га. К двадцатым годам прошлого столетия полностью сформировался городской центр - Соборная и торговая площади, на которых располагались ряд общественных, административных и торговых зданий (сегодня это парк имени Кирова)
Связь с левым берегом Иртыша осуществлялась по нескольким паромным переправам.
В 20-х 30-х годов ХХ века на северо-западе заречья возникла первая промышленная зона, что было обусловлено местом пересечения железной дорогой Рубцовск - Риддер и связавшей её с речной пристанью, железнодорожной веткой. Среди значимых объектов того времени можно выделить организацию аэропорта и начало строительства свинцового завода. Однако, в этот период происходили и обратные процессы. В 1934 году Соборная и торговая площади - главные места торговли и общения, превращены в парк. Это привело к утрате функционального назначения торговых рядов и некоторых общественных зданий. В 1936 году по идеологическим соображениям снесён Покровский собор (1888). Таким образом, город лишился своего главного элемента - центра, который появится спустя два десятка лет.
Вторая Мировая Война самым непосредственным образом повлияла на развитие Усть-Каменогорска. В город потянулись эшелоны эвакуированных предприятий и беженцы. Так, на севере заречья вдоль железной дороги получил дополнительный импульс развития первый промышленный узел и барачный посёлок рабочих - "стройплощадка". Однако, исторически сложившаяся селитебная зона вблизи эвакуированных промышленных предприятий через некоторое время столкнулась с трудноразрешимыми экологическими проблемами.
Шло время, война закончилась, население города за военные и послевоенные годы выросло в семь раз (с 20 тысяч в 1939 году до 150 тысяч в 1959 году), появилась необходимость в урегулировании анархично складывающейся застройки заречья, нужно было отрегулировать общее развитие города.
Генеральный план Усть-Каменогорска 1949 года решал эти задачи. Жилой массив (квартал "Б") один из первых реализованных проектов, разработан комплексно, в соответствии с действующими тогда градостроительными нормами. Его строительство развивалось в южном направлении на смыкании с центральной частью города. Основными проектными работами занимались ленинградские проектировщики. Почерк архитектурной школы Ленинграда - это ещё один штрих в облике города. Квартальная (микрорайонная) застройка, ансамблевость, представительные улицы и площади, на фасадах зданий и обилие зелени (парки, скверы, курдонеры) - вся эта архитектура сороковых-пятидесятых годов несёт в себе, отчасти, дух старого Петербурга.
Принцип квартальной (микрорайонной)
структуры, которая сложилась в 50-е
годы, сохранился в проектировании
и строительстве до наших дней.
В его основе заложен удачный
принцип функционального
В 60-80 годы город переживает свой второй экономический подъём, а вместе с ним строительный "бум" (население города увеличивается с 150 тысяч в 1959 до 280 тысяч в 1980). Индустриализация в строительстве достигла такого уровня, что жильё, вводилось в эксплуатацию целыми районами, возникло сразу несколько промышленных зон. В то же время, сверхцентрализация и индустриальные методы в гражданском строительстве отрицательно сказались на уровне комфорта и эстетике архитектуры, вызвав справедливую критику.
В связи с интенсивным развитием Заульбинского жилого района (Ульбинский район) возникла необходимость в коммуникационных связях двух частей города. Тогда началось строительство одной из главных планировочных осей - улицы Л. Толстого (проект застройки разработан 1957 году), ныне проспекта Ленина. Мощная автомобильная магистраль стала основной артерией города, которая определила перспективы его развития.
Так как в 30-е годы город лишился своей главной торговой площади, появилась потребность в новых городских центрах. Первым из них стала площадь вокруг Дворца металлургов - ядро квартала "Б". Новый городской центр оказался слишком удалён от исторически сложившейся застройки, что послужило поводом к возникновению нескольких "промежуточных" центров на оси проспекта Ленина.
Если площадь Металлургов решалась как один из элементов всего жилого района (квартала), то по формированию площади Толстого (Ушанова) возникли варианты. По одному из них площадь имела геометрическую форму круга и могла бы претендовать на оригинальность.
Но, авторов проекта обвинили в формализме и неиндустриальном подходе. Ещё более запутано складывалась ситуация когда решено было организовать главный городской центр на месте бывшего кладбища в старой части города. Площадь имени Ленина и застройка вокруг неё имели множество проектных предложений, дискуссии продолжались, даже тогда, когда был определён и установлен главный композиционный акцент - памятник В. И. Ленину, и начались основные планировочные работы.
Приемлемое композиционное решение тогда удалось найти, но некоторые проблемы, - например, такие, как неудовлетворительная организация пешеходно-транспортных потоков, - остались.
В 40-60-е годы город развивается
за счёт внутренних резервов, шла глобальная
реконструкция исторически
Для связи лево- и правобережных частей города, был возведён автомобильный мост. Первоначально строительство моста планировалось на продолжении улицы Краснооктябрьская (проспект Ауэзова), но посчитав затраты, специалисты решили, что его строительство выше по течению будет дешевле. На практике всё оказалось наоборот - сэкономив на строительстве, пришлось затратить большие средства на решение транспортных проблем. Возникшая острая необходимость связать два моста (Иртышский и Ульбинский), определила новую городскую магистраль - проспект Победы. Ситуация осложнялась тем, что под снос попали ряд общественных, производственных и жилых зданий. В зоне реконструкции также оказались фрагменты исторической застройки. На сегодняшний день выстроены общественные и жилые здания, формирующие проспект, но транспортная связь отсутствует.
Мосты играют важную роль в коммуникационных связях трёх составляющих частей города, разделённых естественными водными преградами - Иртышом и Ульбой. Обилие мостов, их конструктивные особенности и неполадки являются постоянным источником беспокойства для местных властей.
Наиболее заметным достижением
советской архитектуры и
К достижениям данного периода можно отнести большую работу, проделанную в области озеленения города. Обобщённая схема озеленения выглядит следующим образом. В центре исторической застройки расположены городские парки и скверы - так называемое зелёное ядро вокруг него находится основная селитебная территория, вокруг которой в свою очередь, располагаются рекреационные пространства - поимы рек Иртыша и Ульбы. Следующее "зелёное кольцо" опоясывает весь город с его пригородами в виде дикорастущей зелени, лесополосы, дачных и садовых участков.
Пригороды и жилые образования
это важнейшие