Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:14, реферат
Цель работы - показать в комплексе методологическое и нормативно-методическое обеспечение формирования, развития и возможные направления совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в условиях осуществления рыночных реформ.
В соответствии с этой целью в работе рассматриваются вопросы становления экономических механизмов природопользования в условиях формирования государственной природно-ресурсной и экологической политики, анализируется практика применения платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды, методов финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов и природоохранных мероприятий, организационно-экономических механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды, а также развитие некоторых рыночных направлений в сфере экономики природопользования.
Введение 3
1. Роль финансов в организации охраны окружающей природной среды 5
1.1. Система государственного финансирования охраны окружающей природной среды 5
1.2. Анализ финансовых аспектов охраны окружающей среды в России 6
2. Финансовая политика в области охраны окружающей природной среды 13
2.1. Механизмы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды 13
2.2. Целевые программы и мероприятия в области охраны окружающей природной среды 14
2.3. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды 15
2.4. Целевые бюджетные экологические фонды 17
Заключение 20
Список используемых источников и литературы 22
Приложение 23
В целях обеспечения
Введение экономических
Целесообразно также ввести в практику реализации расходной части бюджетов для незащищенных статей минимальные гарантированные уровни финансирования. Фактически речь идет об условном секвестировании, позволяющем:
- предоставить возможность для
проведения конкурсов и
- планировать работы текущего года, особенно связанные с сезонностью, под минимальный уровень;
- не остановить небольшие, но
важнейшие для государства
- погасить массовое
Подобная практика уже существует в отдельных отраслях. С 1997г. В составе федерального бюджета существует Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, аналогичные фонды созданы во многих субъектах РФ. С 1999 г. в федеральном бюджете появились еще два фонда: Федеральный фонд управления, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Требуется до конца отработать механизм наполнения фондов, расходование средств и обеспечения контроля.
Необходимо пересмотреть методологию формирования федеральных программ отраслей природно-ресурсного комплекса. Следует сократить их число за счет близких по проблеме программ, концентрации «родственных» программ в крупных программах, отказаться от программ не представляющих федеральное значение. Работу эту целесообразно провести поэтапно с тем, чтобы не прервать финансирование существующих мероприятий.
Механизмами экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды являются:
Методами экономического стимулирования охраны окружающей природной среды являются:
1. Одним из методов
реализации мер по охране
Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей природной среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Проекты целевых программ в области охраны окружающей природной среды могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды.
3. Планирование и разработка
государственных мероприятий
4. Юридические лица
и индивидуальные
1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, законным интересам граждан и экологической безопасности подлежат лицензированию.
2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
3. Порядок лицензирования и перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды, подлежащих лицензированию, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
За воздействие на окружающую природную среду предусмотрена система плат:
1. За воздействие на окружающую природную среду — выбросы и сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов взимается плата (экологический налог).
2. Плата за выбросы
и сбросы загрязняющих веществ,
3. Плата за выбросы
и сбросы вредных веществ,
19 процентов — в
доход федерального бюджета, в
том числе 9 процентов — на
формирование целевого
81 процент — в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением:
35 процентов — на
реализацию природоохранных
65 процентов — на
реализацию природоохранных
4. Базовые ставки платы
за выбросы, сбросы
5. Для регионов Российской Федера
6. Внесение платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на нее не освобождает субъект хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда (ущерба), причиненного экологическим правонарушением.
7. Условия и порядок возмещения вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации.
1. Для решения неотложных
природоохранных задач,
2. Система целевых бюджетных экологических фондов действует на единых принципах организации, управления, планирования их деятельности, создания информационных связей между фондами различных уровней, а также механизма формирования средств фондов, контроля за их расходованием, процедуры принятия решений о приоритетности использования средств и единой отчетности.
Порядок организации и деятельности целевых бюджетных экологических фондов определяется законодательством Российской Федерации.
3. Средства целевого
бюджетного федерального
4. Средства экологических
фондов расходуются на
— оздоровление окружающей природной среды,
— обеспечение экологической безопасности;
— реализацию мероприятий и целевых программ по охране окружающей природной среды;
— научные исследования,
проектные и опытно-
— внедрение экологически чистых, малоотходных и безотходных технологий;
строительство очистных сооружений и иных объектов хозяйственной и иной деятельности, включая переработку и захоронение отходов;
— контроль и мониторинг окружающей природной среды;
— совершенствование материально-технической базы территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, необходимой для выполнения основных функций в области охраны окружающей природной среды и государственного контроля в области охраны окружающей природной среды;
Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды