Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)
  1. научно-познавательный;
  2. ценностный;
  3. нормативный;
  4. деятельностный компоненты [10, 12].

 

 

    1.   Цели, задачи и  принципы экологического воспитания младших школьников

 

         Задачи экологического воспитания  младших школьников:

1. Формирование комплекса природоохранительных, имеющих общечеловеческую и этнорегиональную ценность, представлений, знаний, умений и навыков.

2.  Формирование эмоционально-волевой  практической готовности к взаимодействию  с окружающей природой, экологическим  поступкам, ответственности за ее существование.

3.  Усвоение и трансляция этнорегиональных экологических ценностей, образцов экологической деятельности.

4. Формирование любви к природе.

       Экологическую  культуру мы тесно связываем  с экологическим воспитанием.

      Целью экологического  воспитания является формирование экологической культуры младших школьников.

        Принципы экологического воспитания:

        Первый  принцип сводится к тому, что все явления природы для экологической деятельности и достижений личности имеют высокую значимость, а поэтому к воспитанию детей надо подходить с учетом интересов человека, разных отраслей производства, а главное, сохранения восстановительной силы самой природы.

      Второй  принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

      Третий  принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных. Для младших школьников это - акценты на природоохранительную деятельность. Также определились условия осуществления эффективного экологического воспитания.

         Под экологическими  условиями успешности экологического воспитания экологической культуры мы понимаем такие процессы, явления, действия, включение которых в педагогический процесс влечет за собой интенсивное становление экологической культуры, помогает ему и обогащает его. Каждое условие в определенном отношении является причиной, оказывающей положительное воздействие на развитие экологической культуры.

      Наиболее приоритетными  условиями являются: воспитывающий характер учебного процесса в начальной школе, стимулирующая национально-региональная направленность обучения, высокая значимость семейного воспитания, организация экологически направленной педагогической среды в семье и школе, учет анатомо-психологических и анатомо-физиологических особенностей младших школьников.

         Воспитывающая направленность учебного процесса предполагает реализацию принципа воспитывающего обучения.

       В принципе  воспитывающего обучения мы выделяем  три положения: формирование научного мировоззрения (в начальных классах - элементов правильного понимания мира); воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера (в начальных классах - готовности к сбережению природы, природоохранительным поступкам); формирование чувств и эмоций, связанных с положительным отношением к природе (особенно интереса к ней).

       Стимулирующая  направленность образовательного процесса (не только в семье, но и в школе) есть то влияние, которое стимулы оказывают на ускоренное развитие экологического сознания, чувств и поведения младших школьников.

       Внедрение новых стимулов целостного педагогического процесса в школе и семье, позволит и учителям, и семье, и воспитателю, и социальному педагогу эффективнее помогать становлению школьников. А это, в свою очередь, повысит дальнейшие возможности педагогов, ибо в условиях современной модернизации образования многое будет зависеть от активности учителей и от того, насколько каждый ученик сумеет под влиянием педагога раскрыть свой внутренний потенциал, свои качества.

        Одним из условий стимулирования экологической деятельности является необходимость использования педагогической среды в формировании экологической культуры младшего школьника.

         Образовательная среда - это все, среди чего в окружающем мире находится и развивается ученик, воспитанник: природа, городской или сельский ландшафт, материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события семейной и общественной жизни, обучение и воспитание в школе, воздействие семьи и др.

         Большое значение имеют средства деятельности, средства обучения учащихся. В рамках каждого учебного предмета должна рассматриваться экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

        Особо отмечается, что в формировании экологической культуры важнейшая роль принадлежит начальной школе. Успех педагогического процесса в этот период во многом зависит от установления тесной преемственности экологического образования в начальной школе и дошкольном учреждении.

        Природоведение обеспечивает формирование естественнонаучной основы для понимания школьниками необходимости природоохранной деятельности человека. Она относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начальных классов природоведению, их воспитания и развития в ходе обучения.

        Природоведение, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должно учитывать психологические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому оно тесно связано с психологией.

         Психологическая наука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся.

        Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения младших школьников природоведению, нельзя не учитывать преобладание конкретного мышления у учащихся данной возрастной группы над абстрактным, неустойчивость внимания и другие психологические особенности. Поэтому учителю необходимо хорошо знать психологические закономерности развития личности учащихся начальных классов, учитывать их возрастные особенности при организации наблюдений в природе, в классе, определении их продолжительности и порядка действий.

        Однако традиционное ознакомление учащихся начальных классов с окружающей действительностью долгие годы строилось на искусственном разъединении представлений о природе и социуме.

       Ознакомление с природным окружением сосредоточено в курсе «Природоведение», «Краеведение», «Родной язык». Игнорирование способности детей младшего школьного возраста воспринимать окружающий мир целостно, нерасчлененно ведет к формированию неполного представления о развитии природы и общества.

        Этот курс играет важную роль не только в интеллектуальном, но и в этнорегиональном воспитании детей. В нем на конкретном и доступном материале раскрывается нравственное, эстетическое оздоровительное и познавательное значение природы для людей.

       Природоведение имеет большое воспитательное и развивающее значение. Оно способствует в то же время воспитанию этнорегиональных чувств, взглядов, убеждений, интересов к окружающей среде, к природе. [17, 123-124].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе:

 

         Подводя итог вышесказанному,  необходимо отметить следующее. 

           Проблема   повышения   экологического  культурного уровня человечества  стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью   нашей   дальнейшей   жизни.

        Опасность самоуничтожения человечества  в результате бездумного потребительского  природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства.

        Экологическая культура – это  уровень восприятия людьми окружающего  мира и отношение их к живой  природе. 

        Очевидно, что в настоящее время необходим поиск новых методов и способов формирования экологической культуры подрастающего поколения.

      Начинать  экологическое воспитание целесообразнее с младшего школьного возраста, т. к. приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. 

      Экологическое  воспитание предполагает: формирование  системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а ее часть; формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного отношения к природе и человеку как части природы; формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы, физического и душевного здоровья человека.

         Таким образом, сформированность экологической культуры у школьников в основном определяется наличием у них экологических знаний, ценностей, норм, а также способов поведения, выбирая которые ученик демонстрирует стремление поступать в соответствии с усвоенными социальными нормами, внешними по отношению к нему.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры у учащихся

 

2.1 Организация  работы

 

 

Образование в области окружающей среды следует рассматривать  как комплексный непрерывный процесс познания, который соответствует изменяющимся условиям окружающей среды и передаваемый школьникам при постоянном обновлении педагогических подходов и методов.

        Основной целью экологического воспитания является развитие экологической культуры подрастающего поколения. Знания и мыслительные умения, полученные учащимися в процессе экологического образования, только тогда будут свидетельствовать о его подлинной экологической культуре, когда он сможет осознанно осуществлять экологически оправданное  поведение.

        Младший школьный  возраст – этап формирования  основ нравственно-экологической  позиции личности, и связан с  обучением детей в  начальных  классах.

         Работа  с младшими школьниками всегда  интересна, но трудна. Учитывая то, что у младших школьников преобладает механическая память, дети легко запоминают изучаемый материал их экологическое воспитание тем эффективнее, чем теснее общение детей с природой, регулярным проведением поисковых игр с элементами экологии, краеведения.

      Очень важно включать в процесс обучения, практической деятельности в виде игр по экологии. Вместе с тем младшие школьники имеют более мощные резервы развития по сравнению с другими возрастными группами. В этом возрасте ребенок выдвигает множество гипотез о природе тех или иных явлений, он способен выделить для себя из информационного ряда новое и необычное.

          Оказываясь в природе, особенно городской ребенок сталкивается с непривычной для него средой, несущей массу информации. Многое привлекает его внимание, как что-то совершенно незнакомое, вызывает восхищение благодаря красоте форм, фактуры, окраски.

       Младшие школьники только стали выходить из возраста игры. И игра все еще является ведущим видом деятельности этого возраста [12, 42-43].

         Итак, исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 45 г. Челябинска.

         Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся: в контрольную и экспериментальные группы вошли по 15  детей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность комплексного подхода в формировании экологической культуры школьников на уроках.

Гипотеза: процесс формирования экологической культуры личности учащихся будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать комплексный подход в формировании экологических знаний, системы норм и правил по отношению к природе, ценностных ориентаций и умений и навыков по изучению природы и ее охране на уроках, включающий в себя:

  1. сочетание научно-теоретических знаний о природной среде и законах ее развития и формирование бережного отношения к природе в целом и отдельных ее компонентов;
  2. разнообразие методов, форм и приемов обучения на уроках;
  3. учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

        Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.

Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:

Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста