Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа
Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39
Дети читают задания и производят расчеты по предложенным формулам.
Учитель: Конечно, эти цифры неточны. Иногда выбрасываются крупные вещи, которые вы не учли. То есть мусора больше, чем вы подсчитали.
По подсчетам специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет нашу планету слоем толщенной в 5 метров. Утонем в мусоре!
Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют окружающую среду: почву, воду, воздух.
Приложение 4
Конспект занятия на тему «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».
Цель: Формировать представления о лекарственных растениях и о их роли в жизни человека и животных.
Задачи:
Оборудование: картинки с лекарственными растениями; засушенные растения, отвары трав; картины зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края»
Ход занятия.
Учитель: Ребята, вы знаете много комнатных растений, которые есть в нашей группе. Но у нас в группе есть растения, которые лечат людей. Их называют лекарственными растениями. А может быть, вы их знаете? У меня есть подсказки, но они все рассыпались. Давайте соберём части подсказок и увидим, что это за растение.
Проводится дидактическая игра «Собери части растения». Картинки разрезаны на 6-8 частей. Должны получиться изображения алоэ, герани, каланхоэ.
Молодцы, вы правильно собрали изображения цветов, а теперь попробуйте по ним найти эти растения в уголке природы.
Поставьте, пожалуйста, эти растения на стол. Молодцы!
Вот эти растения и называются - растения- лекари. А кто такие лекари? Правильно, это те растения, которые лечат людей. Значит, и наши растения могут лечить. Как же они могут это делать?
Давайте рассмотрим алоэ. Что вы можете про него сказать? Какой у него стебель? Как расположены листья?
Какими свойствами обладает
Учитель: Посмотрите на это растение (показывает картинку подорожника) Кто знает, как оно называется?
Дети: Подорожник.
Учитель: А почему оно так называется?
Дети: Растет вдоль дорог.
Учитель: Рассмотрите его внимательно и пишите это растение.
Дети: Листья упругие с прочными прожилками, плотно прижаты к земле. Корни в виде густого пучка, который надежно укреплен в почве. Упругий стебелек.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как он распространяется, расселяется?
Дети: Семена приклеиваются к ногам людей, перебираются в другое место.
Учитель: А как подорожник используют в лечебных целях?
Дети: Надо сорвать лист, немного поцарапать и приложить к ране.
Учитель: О каком растении говорят, что оно жжёт?
Учитель: Правильно, это крапива. Так почему же всё-таки крапива обжигает?
Учитель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы.
Учитель: А что вы знаете об этом удивительном растении?
Учитель: Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Учитель: Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов – розы.
Дети: Шиповник.
Учитель: А почему он называется Шиповник?
Дети: На его шипах растут шипы.
Учитель: У этого растения не только красивые цветы, но и плоды. Плоды оранжевого или буровато – красноватого цвета. А чем ценится Шиповник?
Дети: В его плодах много витамина «С». Его отвар применяют как общеукрепляющее средство. Повышает силы организма. Масло шиповника используют при ожогах. Настой лепестков освежает кожу лица.
Учитель: А сейчас я предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. Согласны?
(Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.)
(Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.)
(Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.)
Учитель: Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам станет легче.
В конце занятия учитель угощает детей витаминным чаем.
Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста