Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду. В прежней Конституции страны декларировалась только государственная собственность на природные ресурсы. После принятия Конституции РФ сформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации

Содержание

Введение
1. Понятие экологической экспертизы
1.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
1.2. Понятие экологического обоснования
1.2. Понятие экологического аудирования
2. Организационно - правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
2.1. Правовая нормативно – методическая база экологической экспертизы в России
2.2. Теоретические основы экологической экспертизы
2.2.1. Цели экологической экспертизы
2.2.2. Задачи экологической экспертизы
2.2.3. Принципы экологической экспертизы.
2.2.4. Виды и типы экологической экспертизы
2.2.5. Субъекты государственной экологической экспертизы
2.2.6 .Объекты экологической экспертизы
3. Порядок организации и проведения (процедура) экологической экспертизы
3.1. Основания для проведения ГЭЭ
3.2. Процедура ГЭЭ
3.3. Порядок работы экспертной комиссия
3.4. Повторная государственная экологическая экспертиза.
4. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы
5. Экологическое заключение
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Экология.docx

— 84.92 Кб (Скачать документ)

Оформление заключения государственной  экологической экспертизы. Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа). Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев, утраты документами юридической силы в соответствии с законом, признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

           После завершения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель:

            — подготавливает проект сопроводительного письма, и в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы письмо направляется заказчику;

            — подготавливает проект письма с информацией о заключении ГЭЭ

территориальным органам  Госкомэкологии России, органам исполнительной власти субъектов РФ (территориальные органы Госкомэкологии РФ направляют информацию о заключении ГЭЭ в органы местного самоуправления),

            —в случае проведения ГЭЭ по поручению органов государственной власти готовит проект письма о выполнении поручения органов государственной власти,

            — обеспечивает информирование общественности, средств массовой

информации по их запросам о результатах проведения госу-1 дарственной

экологической экспертизы,

            — подготавливает проект представления в банковские организации о

приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других

финансовых операций в  отношении объектов экологической  экспертизы, не

получивших положительного заключения ГЭЭ;

            —  оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и

оформляет документы для  их оплаты;

            — оформляет акт о выполнении государственной экологической

экспертизы.

          Акт о выполнении ГЭЭ является финансовым документом и сдается в бухгалтерию Госкомэкологии России или его территориального органа. Важность этого документа определяется необходимостью строгой отчетности о расходовании средств, переведенных заказчиком на проведение ГЭЭ. В случае неполного расходования средств на проведение ГЭЭ остаток возвращается заказчику документации. Материалы, представленные на ГЭЭ, после её завершения возвращаются заказчику с сопроводительным письмом Госкомэкологии России или его территориального органа, при этом орган ГЭЭ имеет право оставить один экземпляр материалов, представленных на ГЭЭ, в архиве. Материалы ГЭЭ по каждому объекту сдаются в архив экспертного подразделения Госкомэкологии России не позднее 15 дней

после её завершения по описи. Срок хранения документов в архиве устанавливается руководителем экспертного подразделения.

           При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению суда (арбитражного суда).

          3.4. Повторная государственная экологическая экспертиза.

          Повторная экспертиза, обычно проводится экспертной комиссией в

первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе  и

образованной тем же органом  государственной экологической  экспертизы.

Повторная экспертиза, проводимая по решению судебных органов, проводится органом государственной т экспертизы, рекомендованным в решении суда. После завершения повторной государственной экологической экспертизы судебному органу, по решению которого она проводилась, направляется заключение государственной экологической экспертизы.

Финансовое обеспечение  повторной ГЭЭ осуществляется заказчиком в

установленном порядке. В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение ГЭЭ принимается судом.

 

4. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы.

 

           Наличие законодательно и административно закрепленных экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации, а также перепрофилированию, модернизации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов хозяйственной и другой деятельности обусловливает необходимость их учета, анализа правильности выполнения при проведении экологической экспертизы.

           При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном,

коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние  ОС,  должны выполняться требования экологической безопасности и  охраны здоровья населения,  предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

          Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям и не прошедшие ГЭЭ, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.

          При строительстве, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов должны применяться утвержденные проекты, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. Нарушение требований Закона, а также требований заключения ГЭЭ влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического

надзора (Минздрава РФ) с  одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.

          Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.

          При вводе в эксплуатацию  предприятий, сооружений и иных объектов учитываются условия выполнения в полном объем всех экологических требований, предусмотренных проектом и заключением ГЭЭ, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).

          Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по "очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством РФ.                       Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности  косвенно учитываются в ходе экологических обоснований и ОВОС, а также при проведении ГЭЭ. При проектировании хозяйственных объектов необходимо учитывать правила и меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, обеспечивающие установленные нормативы качества окружающей природной среды. Для этого требуется соблюдение показателей утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств, обеспечение надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и

утилизации отходов, планирования мероприятий по охране земель, недр, вод,

лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводства  природных

ресурсов.

          Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В разрешении, выдаваемом после соответствующей проверки, аналогичной по сути государственной экологической экспертизе, устанавливаются нормативы предельно

допустимых выбросов и  сбросов вредных веществ и  согласуются другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.

          Требования охраны окружающей природной среды от производственных, и бытовых отходов также учитываются при планировании, проектировании и

осуществлении хозяйственной  деятельности. При этом органы местного

самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны

принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации,

складированию или захоронению  производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

           Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет за собой  ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и реализации деятельности предприятии и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной   среды,   санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ)  предельно допустимых концентраций вредных веществ, предельно. Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности (ст. 55), которые в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций), точно так же, как и обычные требования - к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации гражданских предприятий, сооружений и иных объектов.

           Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (предельно допустимых концентраций - ПДК, уровней — ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий (предельно допустимых выбросов — ПДВ, сбросов - ПДС, нагрузок - ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны

ОС и санитарно-эпидемиологического  надзора (Минздрава РФ).

           К данным нормативам относятся: нормативы допустимых выбросов и сбросов, предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, в т.ч. радиационных, а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормативы предельно допустимых остаточных   количеств   химических  веществ   в   продуктах   питания, экологические требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам, предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду и нормативы санитарно-защитных зон.

           Нормирование затрагивает кроме объектов промышленности также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики, городское

строительство, деятельность, связанную с использованием радиоактивных

материалов, а также химических и биологических веществ в  народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно — объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата (потепление) и озоновый слой.

          Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия); обоснования в проектной документации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия).

Одним  из  документов,   содержащих  наиболее  полный   свод сгруппированных таким  образом   экологических  требований  к обосновывающим документам, является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности.

    

5. Экологическое заключение.

 

Заключительная часть  ОВОС, то, ради чего эти материалы  разрабатываются и что в первую очередь интересует экспертную комиссию, — это экологическое заключение, включающее оценку экологического риска рассматриваемого вида деятельности на данной территории с выделением приоритетных экологических проблем.

В экологическом заключении должны содержаться выводы о достаточности

природоохранных мероприятий, предусматривающих экологическую безопасность проекта на всех этапах его реализации, строительство, эксплуатация (включая аварийные ситуации), ликвидация Выводы об экологической безопасности должны быть строго аргументированы и согласованы с существующими нормативными и правовыми документами.

Информация о работе Экологическая экспертиза