Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:02, реферат

Описание

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Работа состоит из  1 файл

Экологическая культура.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

     Международные экологические правоотношения характеризуются  традиционными элементами структуры  – субъектами, объектами, взаимными  правами и обязанностями участников.

     Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но, наряду с ними, в международных экологических правоотношениях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, действующие на международной арене.

     Объектами международных экологических правоотношений являются природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные  природные объекты, которые в  большинстве случаев являются также объектами природопользования и охраны природы. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.

     Взаимные  права и обязанности участников международных экологических правоотношений образуют обширную область юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно  к сферам и предметам природоохранной  деятельности.  

     Современное международное экологическое право  – формирующаяся отрасль общего (публичного) международного права. Она  представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений  в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и будущих поколений.  
Цель международного экологического права: служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

      Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно.

      В начальной стадии правовое регулирование  международных отношений по использованию  и охране природных ресурсов развивалось  на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Описания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.

4. Основные  направления развития этапов  экологического образования

     Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в  этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В  формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные  учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.

     Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

4.1. Экологическое  образование в семье

     Цель: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. 

     Направления:

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
  • организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
 
 

     Средства:

  • организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
  • создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
  • создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
  • разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
  • разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.
 

     Первоочередные мероприятия:

  • создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
  • создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
  • подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.

  4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях

     Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. 

     Направления:

  • формирование знаний о природе родного края;
  • формирование знаний о преобразованной человеком природе;
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
  • воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
  • формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
  • воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
  • формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
  • приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.
 

     Средства:

  • экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
  • создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
  • организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
  • взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
  • разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.
 

     Первоочередные  меры:

  • создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
  • разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
  • разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
  • проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
  • ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).

4.3. Экологическое  образование в школе

     Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

     Школьный  этап является основным в системе  непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно. 

     Школьный  этап экологического образования может  осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

  • на однопредметной основе (преподавание экологии);
  • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
  • по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  • по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

     Для целей обучения экологии в школе  выделены три класса экосистем:

    • природные: биосфера; экосистемы биосферы.
    • социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
    • искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

     Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

     Язык  и речь, усваиваемые на уроках языка  и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека. 

     Реализации  принципов экологического образования через  предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

  • широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";
  • устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
  • актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.

Информация о работе Экологическая культура