Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:02, реферат

Описание

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Работа состоит из  1 файл

Экологическая культура.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

     Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

     Стратегическая  цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.

     В системе общего образования учитываются  следующие его этапы и цели:

     а) начальная школа:

  • воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
  • освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  • становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.

     б) основная школа:

  • становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

     в) полная средняя школа:

  • становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

  4.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

     Цель:  подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности. 

     Направления:

  • формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий;
  • формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
  • развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте;     привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.
 

     Средства:

  • привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях - конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах;
  • включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
  • экологизация традиционных естественно-научных предметов: химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов: истории, языка, литературы, этики, обществознания и др.
 

     Первоочередные  мероприятия:

  • ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
  • ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
  • ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.);
  • провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического образования в профессиональном обучении.

  4.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях

     Цель:  подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих широким культурным и интеллектуальным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого (поддерживающего) развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и способных осуществлять экологическое просвещение населения. 

     Направления:

  • формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
  • подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
  • формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
  • формирование умений и навыков в организации профессионального труда и просвещения в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
  • понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
  • представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
 

     Средства:

  • приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
  • расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
  • осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
  • оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
  • включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
  • создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
 

     Первоочередные  мероприятия:

  • создать в ведущих вузах области специальные кафедры по экологии, экологические факультеты и отделения;
  • разработать методику эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курсов "Охрана природы" и "Общая экология", подготовка курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы);
  • ввести систему социального заказа на подготовку специалистов-экологов и организаторов экологического образования с гарантией их трудоустройства;
  • разработать и ввести в педвузах учебный курс "Научные основы непрерывного экологического образования".

  4.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления

     Цель: организация, осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения, а также руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. 

     Направления:

  • создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования госслужащих и руководителей предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
  • переподготовка и повышение квалификации лиц, не имеющих высшего экологического образования;
  • организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
 

     Средства:

  • развитие системы дистанционного обучения для всех форм вузовской профессиональной экологической переподготовки;
  • совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в системе экологической переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • обеспечение аппаратными и программными средствами.
 

     Первоочередные  мероприятия:

  • разработать учебно-методическую основу для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления.

  4.7. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения

     Цель: формирование общественного мнения в защиту окружающей среды; обеспечение оперативного информирования системы экологического образования и просвещения населения. 

     Направления:

  • обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
  • формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
  • повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов экологического содержания.
 

     Средства:

  • разработка информационно-законодательных основ природопользования;
  • выпуск брошюр, информационных листков, календарей, открыток, буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и фауны, заповедных и подлежащих охране территорий, отдельных природных объектов;
  • активное воздействие на стереотипы сознания и поведения граждан, привитие экологически ориентированных моделей поведения и деятельности, а также предоставление экологически чистых товаров и услуг для воспитания разумного потребления;
  • распространение специальных и общих знаний об окружающей среде для развития эксцентрического типа экологического сознания у населения и непрагматических видов взаимодействия с природой;
  • регулярное информирование граждан о состоянии окружающей среды и здоровье населения;
  • обеспечение доступа общественности к экологической информации;
  • обеспечение информационной поддержкой, разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
  • организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг);
  • проведение открытых, публичных "круглых столов", семинаров, с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств по проблемам снижения экологической опасности и риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати;
  • создание условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.
 

     Первоочередные  мероприятия:

  • создать открытый экологический университет на страницах местной прессы, в радио- и телепрограммах;
  • проводить ежегодные конкурсы на лучшие публикации, теле- и радиопередачи на экологические темы;
  • расширить рекламу подписных экологических журналов.

4.8. Участие партий, политических и общественных движений в экологическом образовании

     Цель:  формирование высокого уровня эксцентрического типа сознания как общественной доминанты; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого и сбалансированного общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики. 

     Направления:

  • формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;
  • использование политических методов с целью решения экологических проблем;
  • привлечение членов политических движений и партий, общественных организаций и религиозных конфессий к активной экологической деятельности;
  • организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.
 

     Средства:

  • определение и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья и окружающей среды;
  • осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями;
  • поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер человеческой деятельности;
  • содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении дискуссий по проблемам поддерживающего развития, 
    выработка у населения активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной, полноценной жизни человека, его духовному общению с природой и культурному развитию;
  • формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том числе и на этапах проектирования новых и реконструирования старых производственных объектов;
  • защита экологических прав каждого гражданина области на создание условий для безопасной жизни.

Информация о работе Экологическая культура