Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:20, реферат
Начиная с XVIII в. русское языкознание включается в европейскую лингвистическую традицию. Во-первых, работы, созданные в странах Западной Европы, достаточно быстро становятся известны русским ученым и используются ими при разработке собственных концепций. Во-вторых, основные тенденции развития науки о языке в самой России во многом перекликаются с европейскими, хотя они не просто механически повторяют их.
Введение. Включение русского языкознания в европейскую лингвистическую традицию.
1. Логическое и психологическое направления в русском языкознании 19-го века.
2. Казанская школа (казанский лингвистический кружок).
3. История языка и история народа в концепции Ф.Ф. Фортунатова.
Сильные стороны:
· Каждая его работа вносила что-нибудь новое в знания о языке. Например, книга «О преподавании отечественного языка» явилась прекрасным образцом применения к фактам языка исторического метода исследования. В ней впервые была показана связь истории русского языка с историей русского народа;
· Рассматривал язык как систему;
· Выдвинул теорию «одновременного существования старого и нового»;
· В своих работах постоянно сравнивал материал русского языка с другими родственными языками;
· Создал историческую грамматику русского языка;
·
Собрал очень богатый историко-
Слабые стороны:
· Предупреждая об опасности смешения логики и грамматики, Буслаев сам не избежал подобной ошибки; например, предложение определяет как выраженное словами суждение;
· Н.Г. Чернышевский отмечал, что пристрастие к отжившему и нелепому у Буслаева берет верх над современными научными убеждениями;
· Односторонность исторических взглядов, т.е. история языка, по его мнению, связана только с прошлым народа, когда слово воспринималось в своем существенном значении. В дальнейшем слово теряет первоначальное значение, начинает употребляться бессознательно;
·
В.В. Виноградов отмечает традиционность
теоретических основ
Очень
важной для лингвистической науки
стала книга «О преподавании отечественного
языка» (1844), в которой Буслаев
выступил за изучение живого русского
языка, за развитие культуры речи, провозгласив,
что «действительно, только со стороны
грамматики, теории и истории языка
и можно ожидать воскресения
нашей риторики. Только филология
и лингвистика дадут
А.А.Потебня способствовал развитию лингвистического психологизма и сравнительно-исторического языкознания в России. Он считал, что Гумбольдт «именно положил основание перенесённого вопроса на психологическую почву своими определениями работы языка как деятельности, работы духа, как органа мысли». Опираясь на работы Гумбольдта и Штейнталя, Потебня создал оригинальную концепцию, рассматривающую язык как историческое явление и речемыслительную деятельность.
Язык как один из видов человеческой деятельности имеет три стороны - общечеловеческую, национальную и индивидуальную. Его основные работы: «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике» раскрывают нам основные положения концепции. Речевая деятельность, по мнению Потебни, - это взаимодействие языка, знаний говорящих и передаваемой мысли, причем важнейшая задача исследователя - раскрыть взаимодействие речи и мысли, а не логических форм и форм языка. Речемыслительная деятельность носит индивидуальный и активный характер. Поэтому необходимо знать не только категории языка и сложившиеся, готовые мысли и знания, но и сам процесс выражения мысли и понимания ее слушателем. Язык является не только хранилищем и средством передачи мыслей и эмоций, но и средством формирования мысли у говорящего и у слушателя. С точки зрения взаимоотношения языка, речи и мысли важно понять семантическую структуру слова и грамматической формы и категории. Их исследованию Потебня уделял особое внимание.
Слово обладает функцией обобщения и развития мысли. По мнению Потебни, посредством слова мысли идеализируются и освобождаются от подавляющего и расслабляющего ее влияния непосредственных чувствительных восприятий, так что происходит изменения представления – образа в представления – понятие. Слово становится его символом. Всякое слово состоит из трех элементов: членоразделительного звука, представления и значения. Слово является не только звуковым единством, но единством представления и значения. Кроме звука в слове есть еще знак значения, представляющий собой внутреннею форму слова. Знак значение есть уже символ, представляющий слова в систему, способную передавать и формировать мысли и значения, которые не составляют содержание слова. Для Потебни особенно важно то, что «грамматическая форма есть элемент значения слова и однородна с его вещественным значением». Чтобы определить значение грамматической формы, необходимо связать ее с остальными формами языка данного строя, с теми общими разрядами, «по которым распределяется частное содержание языка, одновременно со своим появлением в мысли».
Речь, как совокупность предложений, по мнению Потебни, является частью языка. Членения предложения на части речи и члены предложения с точки зрения их возникновения и их роли в оформлении и передачи мысли не совпадают с его логико-грамматическим членением. Речевое членение связанно со смысловым членением предложения на основе психологического (а не логического) суждения. Психологическое суждение есть семантико-синтаксическое апперцепции: «Апперцепируемое и подлежащие объяснению, есть субъект суждения, апперцепирующее и определяющее – его предикат». Например, формально-логическое предложение, «Корова и лиса». Лиса не корова эквиваленты, когда как их основное членение различно. В предложении не только используется все средства языка, но и происходит взаимодействие лексики и грамматики в различных грамматических категориях – слова, части речи, члена предложения и типа предложения.
Предметом особого внимания Потебни был сравнительно – исторический синтаксис славянских языков. Анализируя прежде всего составные члены предложения и их исторические замены, вызванные стремлением к дифференцированию членов предложения, рассматривая два исторических этапа в развитии предложения (этапы именного и глагольного предложений), пути возникновения и развития простых и сложных предложений, Потебня оказал огромное влияние на разработку проблем славянской и индоевропейской синтаксической теории. В то же время его выводы и наблюдения имели много общего с учением его современников и преемников – младограмматиков.
Казанская школа заявила о себе в 70-80-е годы 19 века. Представители: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, Н.В. Крушевский, С.К. Булич, А.И. Александров. Казанцами была впервые сформулированы некоторые положения лингвистической концепции Ф.де Соссюра и фонологической концепции Н.С. Трубецкого. Для представителей КЛШ были характерны объективный психологизм, стремление к теоретическим обобщениям, к постановке кардинальных проблем.
И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929), основа его лингвистической концепции – материалистический монизм. Социальная сущность языка толкуется с новых теоретических позиций.
Языкознание, по его мнению, – психосоциальная наука. Аспекты языка:
- внешний (звуковая сторона);
- экстралингвистический («сторона семантических представлений»);
- морфологический (способ, каким образом звуковая сторона связана с психическим содержанием). Были подчеркнуты статический (синхронный) и динамический (диахронный) планы языка. «В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется».
- Язык – речь. «Язык – не замкнутый в себе организм, но орудие и деятельность». Повышенный интерес к механизму отдельного акта коммуникации. Вводится понятие племенного языка (национального), индивидуальной речи и среднего языка. Средний язык – проекция племенного языка на индивидуальное языковое сознание.
- Язык – система. Уровни языковой системы. «В языке само собой напрашивается разграничение: 1) его внешней стороны, чисто фонетической; 2) его внеязыковой стороны, стороны семантических представлений, семасиологической; 3) его морфологической стороны, его структуры, являющейся основной характеризующей чертой человеческого языка».
- Теория фонемы. Дается определение фонемы: эта единица сложная, состоит из элементарных единиц (свойств) и функционирует в языке как неделимое целое, выступает как члены соотношений (корреляций), и, наконец, фонема – это отвлеченность, результат языкового обобщения. Фонема как связующее звено между фонологией и морфологией.
- Теория чередований (альтернаций). Позволяет: объяснить фонетические закономерности в свете их использования на морфологическом уровне; проследить процесс развития элементов системы языка – от возникновения до превращения их в традиционные чередования.
Бодуэна как ученого характеризовали колоссальные познания в области различных языков, тонкая интуиция и исключительные способности к анализу и синтезу. Он хорошо ориентировался в фактах, умел быстро схватывать характерные признаки исследуемого языка и на основе даже небольшого количества фактов делать поразительно точные выводы. Школу Бодуэна де Куртенэ составляют следующие лингвисты, известные во всем мире: Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий, С.К. Булич, А.И. Александров, В.В. Радлов, Л.В. Щерба, Е.И. Поливанов, Л.П. Якубинский, С.И. Бернштейн, Б.А. Ларин, Макс Фасмер и др.
Николай Вячеславович Крушевский (1851-1887). «Очерк теории о языке». Задачу лингвистики он видел: «исследовать естественный процесс развития языка, т. е. раскрыть законы, по которым он развивается с формальной и функциональной стороны», «исследовать всевозможные явления языка, а равно как и условия их изменений».
Основные законы языковой эволюции
-
язык изменяется благодаря
-
беспредельность этой
-
законы ассоциации одинаково
важны для понимания как
- развиваясь, язык вечно стремится к полному общему и частотному соответствию мира слов миру понятий;
- язык – система. Подсистемы языка: фонетическая (звуковая), семантическая и морфологическая.
Фонетическая и морфологическая подсистемы тесно взаимосвязаны. Два вида отношений в системе: непосредственные и опосредованные (аналогично соссюровскому синтагматическим и ассоциативным).
Понятие о предмете тесно связано с процессом его наименования. «Название предмета есть часть его описания, служащая субститутом всего описания». Слово есть первоначально неполный знак (субститам) вещи, предмета, основанный на каком-либо его признаке, впоследствии становящимся собственным и полным его знаком этой вещи, охватывающим совокупность всех признаков предметов.
Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) «Лекции по общему языковедению» (1911), «Сравнительная грамматика ариоевропейских языков» (1914), «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных» (1930), «Этюды по татарскому и тюркскому языковедению» (1933) и «Общий курс русской грамматики» (1935).
Круг научных проблем, по которым он занимался, у ученого был очень широк: общее, индоевропейское, тюркское языкознание, методика преподавания языка, экспериментальная фонетика, диалектология славянских и тюркских языков, морфология.
Синхронно-диахронный метод – учет современного состояния языка и изменений, которые претерпевает каждый факт языка в процессе развития.
Изучение территориальных диалектов. Проблема смешения и взаимовлияния не только генетически родственных языков, но и языков различной типологии.
Экспериментальная фонетика. Краткое описание физиологии звуков древнеиндийского, греческого, латинского и церковнославянского языков.
Учение о морфологических процессах. Говоря о факторах морфологического развития языка, Богородицкий указывал в качестве важных элементов:
- аналогия (морфологический процесс, при котором изменение в какой-либо форме возникает не фонетическим путем, а в результате выравнивания по другим формам:
материальная (изменение в корне), формальная (во флексиях);
- дифференциация – возникновение новых морфем и новых оттенков значений (декорреляция в современном понимании);
- опрощение – такой процесс, когда слово перестает быть членимым;
- переразложение, процесс, при котором слово начинает члениться по-другому.