Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:20, реферат
Начиная с XVIII в. русское языкознание включается в европейскую лингвистическую традицию. Во-первых, работы, созданные в странах Западной Европы, достаточно быстро становятся известны русским ученым и используются ими при разработке собственных концепций. Во-вторых, основные тенденции развития науки о языке в самой России во многом перекликаются с европейскими, хотя они не просто механически повторяют их.
Введение. Включение русского языкознания в европейскую лингвистическую традицию.
1. Логическое и психологическое направления в русском языкознании 19-го века.
2. Казанская школа (казанский лингвистический кружок).
3. История языка и история народа в концепции Ф.Ф. Фортунатова.
Проблема частей речи. Подчеркивается необходимость рассмотрения с формальной, семасиологической, синтаксической и логической точек зрения. Эволюция частей речи – это эпоха:
-
имени-глагола с последующей
- имени и местоимения;
-
существительного-
- наречий, дальше в категорию предлогов и основ;
-
расширения категории
Представители КЛШ уважительно относились ко всем языкам, встали на защиту «малых народов и языков». Психологизм, индивидуализм были подчеркнуты в их работах как основные принципы в науке о языке. Социолингвистика как новая наука тоже обязана своим становлением трудам представителей КЛШ.
Бодуэн де Куртенэ сформулировал основные положения языковой политики государств. Ф. де Соссюр был лично знаком с И.А. Бодуэном де Куртенэ, вел с ним переписку. В своих трудах швейцарский ученый не раз ссылался на его работы, термин «казанская лингвистическая школа» закрепился в мировой лингвистике еще и благодаря признанию этой школы великим ученым Ф. де Соссюром.
Основатель
грамматического формализма, Московской
лингвистической школы
что праязык, из которого развились индоевропейские языки индоевропейской семьи, уже состоял из диалектов, потому что на нем говорил народ, уже делившийся на племена. Фортунатов показал, что дробление праязыка не могла быть только последовательным разъединением, подобно ветвлению ствола дерева.
Народы могут не только расходиться, после разъединения они могут и вновь сойтись и снова разъединяться, т.е. будут то сходиться, то расходиться. Такая постановка была оригинальной и для европейского языкознания.
Главный
порок научных взглядов Ф. Фортунатова
– это грамматический формализм,
хотя современные глоссематики считают
его главной заслугой ученого. В
основе грамматического формализма
лежит понятие грамматической формы.
Гр. форму школа Фортунатова
слов», например, существительные типа депо, инфинитив писать, наречия там, междометия ах, союзы, предлоги и частицы.
Главной задачей синтаксиса Фортунатов считал изучение словосочетаний и отрицал ведущую роль предложения в синтаксисе.
Члены предложения Фортунатовым и его школой определялись по их морфологическим признакам и фактически отождествлялись с частями речи: определение-прилагательное, дополнениесуществительное в косвенных падежах.
В
то же время важным принципом научного
метода Фортунатова было стремление
опираться на точный, взятый из первоисточников
фактический языковой материал. От
фактов он всегда шел глубже, вскрывая
законы, управляющие этими фактами.
Другим принципом его работы была
строгая точность и методичность.
Он был языковедом-математиком с
поразительной силой
В трудах Ф.Ф. Фортунатова в начале 20-го века затронут ряд важных вопросов, относящихся к проблематике изучения системы языка, о знаковой природе языка, о соотношении суждения и предложения, о нулевой форме слова, о словосочетании как единице синтаксиса и др. Но главной заслугой Ф.Ф. Фортунатова в теоретическом языкознании остается сделанный им поворот к осмыслению связи истории языка с историей говорящего на нем народа.
Фортунатов не считал возможным ограничиваться формальной констатацией соответствий в языках, но всегда старался выявить реальный ход исторического развития языка, по мере возможности определяя также относительную хронологию и диалектальное членение языка. Ученый считал необходимым исследовать индоевропейские языки не только в отношении к их общему первоисточнику, но также и период их самостоятельного раз-вития.
Если
главные представители
Таким образом, в 19 веке в России, как и в Западной Европе, языкознание характеризовалось активным развитием. О бурном развитии лингвистики, об отношении к ней свидетельствует тот факт, что лишь с 19 века в ведущих университетах были созданы кафедры лингвистики. Данный период ознаменовался серьёзным развитием науки о языке, методов лингвистических исследований. По характеристике Бодуэна дэ Куртенэ, в 19 веке метод исследования в языкознании все больше приближается к методу точных наук: все больше тонкого анализа, больше абстракции. Количественное мышление находит здесь все большее применение. Мы можем характеризовать языки на основе статистических подсчетов, вводить понятие бесконечно малых величин (количества), бесконечно малых различий, понятие зародышевых различий, понятие предела (границ, лимита) развития в определенном направлении и т.д.
Показателем развития научной мысли XIX в. является все растущая связь между различными науками, а следовательно, и связь между языкознанием и другими науками, близкими к нему по той или иной причине. Правда, происходит все большая специализация в проблемах исследования, но наряду с этим появляется стремление к постоянному синтезу, обобщению, к установлению общих точек зрения. Все больше утверждается убеждение в необходимости общей для разных наук основы мышления, а также искоренения всяческого знахарства, некритического отношения к делу, всякого преклонения перед авторитетом, не подлежащим критике — одним словом, изгнания из настоящей науки всяких пережитков других эпох умственного развития.