Экологические проблемы лесов Красноярского края: загрязнение, вырубка, причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:16, реферат

Описание

Государство всегда придавало и придает огромное значение водоохранным и защитным лесам, к которым надлежит присоединить и лесопарки, как категорию лесов, которая имеет особое значение для курортов и крупных населенных центров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Влияние лесистости на величину дождевого склонового стока……………4
2. Экологизация экономики лесного сектора Красноярского края…………..12
3. Лесное законодательство Российской Федерации…………………………14
4. Контроль за ведением лесного хозяйства…………………………………..20
5.Радиоактивного загрязнения лесов Красноярского края……………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Экология. Экологические проблемы лесов КК, загрязнение, вырубка, причины и последствия.docx

— 51.53 Кб (Скачать документ)

Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как  о природном ресурсе.

Ответственность за нарушение  лесного законодательства

Административная, уголовная  ответственность за нарушение лесного  законодательства

1. Лица, виновные в нарушении  лесного законодательства, несут  административную, уголовную ответственность  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности  за нарушение лесного законодательства  не освобождает виновных лиц  от обязанности устранить выявленное  нарушение и возместить причиненный  этими лицами вред.

Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного  законодательства

1. Лица, причинившие вред  лесам, возмещают его добровольно  или в судебном порядке.

2. Таксы и методики  исчисления размера вреда, причиненного  лесам вследствие нарушения лесного  законодательства, утверждаются Правительством  Российской Федерации.

Государственный лесной контроль

  1. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
  2. Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных 
    в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.
  3. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют право:
  4. пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
  5. осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
  6. составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
  7. давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
  8. осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
  9. уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
  10. предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
  11. предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;
  12. привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;

10) осуществлять иные предусмотренные  федеральными законами 
права.

  1. Государственному лесному инспектору выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца.
  2. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

6. Порядок осуществления  государственного лесного контроля  и надзора устанавливается Правительством  Российской Федерации. 

 

4. Контроль за ведением лесного хозяйства

В порядке осуществления  госконтроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда  и воспроизводством лесов органами исполнительной власти Читинской области, Читинским управлением лесами и  его территориальными органами (лесхозами, лесничествами), Читагоскомэкологии и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции в 1998 г. установлен ряд нарушений: не очищены места рубок на 666 га, уничтожен молодняк и подрост на 7 га, брошено древесины 64 м , оставлено недорубов 1770 м , без билетов вырублено 6720 м . Установлены 3 случая самовольного снятия плодородного слоя лесных почв, 293 случая - лесонарушения. Начислено штрафов за выявленные лесонарушения 1122,5 тыс. руб., взыскано 847,2 тыс. руб. Выявлено 423 случая нарушения населением "Правил пожарной безопасности в лесах". С виновников лесных пожаров взыскан ущерб, нанесенный лесному хозяйству, в сумме 32 тыс. руб.

В порядке госконтроля  проверено ведение лесного хозяйства  в лесах ранее находившихся в  ведении сельскохозяйственных предприятий, а также в лесах, находящихся  в ведении Министерства обороны. В результате проверок установлено, что межхозяйственные лесхозы занимаются лесовосстановительными мероприятиями  в незначительных объемах и с  низким качеством работ, отпуск леса осуществляется с нарушениями. Лесная охрана межхозяйственных лесхозов, а  также военного лесхоза и лесничеств КЭУ СибВО выполняют несвойственные им функции рабочих на различных лесохозяйственнъгх работах.

Межхозяйственные лесхозы  не имеют противопожарной техники  и инвентаря, пожарных команд, не обеспечивают тушение лесных пожаров в своих  лесах, не выполняют ограничительных  и профилактических противопожарных  мероприятий. Причина вышеуказанных  недостатков - отсутствие средств. КЭУ  СибВО в последние годы, в том числе и в 1998 г., не заключило договор с Читинской авиабазой на авиа-лесоохрану, поэтому авиапатрулирование этих лесов не производится. Также не заключаются договора и на авиационную охрану колхозных и совхозных лесов департамента сельского хозяйства.

Существуют различные  способы использования лесов. Один из них описан ниже.

Использование лесов для  строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов

1. Использование лесов  для строительства и эксплуатации  водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических  сооружений, специализированных портов  осуществляется в соответствии  со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Лесные участки используются  для строительства и эксплуатации  водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических  сооружений, специализированных портов  в соответствии с водным законодательством.

3. Лесные участки, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются  гражданам, юридическим лицам  в соответствии со статьей  9 настоящего Кодекса для строительства  водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических  сооружений и специализированных  портов.

Итак, законодательный статус в лесном Кодексе 2006 г. мало чем изменился  от законодательного статуса в лесном Кодексе 1997 г.

Некоторые слова были исключены  из статей или заменены другими словами например, «сплав леса» сейчас не используется, его заменили на «сплав древесины» и т.д.

         Также осуществляется государственный контроль за лесами, его целью является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

 

5.Радиоактивного загрязнения лесов Красноярского края

 

Естественные радиоактивные  элементы присущи всем природным  объектам Земли. Поэтому биосфера всегда развивалась в условиях воздействия ионизирующего излучения. Начиная с первого ядерного взрыва в 1945 году, в окружающую среду нарастающими темпами стали поступать и техногенные радионуклиды, формирующие повышенный радиационный фон. В последние годы в связи с ухудшением экологической обстановки в России выполнены многочисленные исследования, в том числе, фундаментальные, природных и техногенных радионуклидов в основных компонентах природной среды [1, 2].

Значительный интерес  в этом плане представляют материалы, содержащиеся в работах [3, 4], основанные на определении основных дозообразующих техногенных радионуклидов в биологических объектах, отобранных в зоне влияния Сибирского химического комбината вблизи г. Томска. Здесь на обширной территории установлены повышенные содержания углерода-14, стронция-90, цезия-137 и плутония-239,240 в древесине и других биологических объектах. Выполнение таких работ потребовало применения весьма дорогостоящих методов определения указанных радионуклидов на уровне глобального фона, в частности, полупроводниковой гамма- и альфа-спектрометрии, жидкостной сцинтилляционной радиометрии, радиографии и радиохимического анализа.

Аналогичные задачи стоят  перед специалистами лесного  хозяйства и радиоэкологами в Красноярском крае, который является одним из крупнейших лесных регионов России. Анализируя содержание предстоящих работ в Красноярском крае, можно сказать, что по своим целям и подходам к выполнению они в значительной мере совпадают с работами, выполненными в Томской области. Эти регионы сходны как по природным факторам, так и по наличию объектов, загрязняющих окружающую среду. В частности, в Красноярском крае работает горно-химический комбинат и электрохимический завод, которые как и Сибирский химкомбинат являются источником радиоактивного загрязнения долины р. Енисей и других территории в зоне их влияния. Кроме того, в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском национальных округах произведено девять подземных ядерных взрывов, которые являются потенциальными источниками радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды; значительные площади края в той или иной мере подверглись техногенному радиоактивному загрязнению в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском и Ново-Земельском полигонах.

В последние годы появились  новые законодательные и нормативные  документы по обеспечению радиационной безопасности. Эти документы направлены на предотвращение необоснованного  облучения населения и регламентируют допустимые уровни содержания природных  и техногенных радионуклидов  в различных объектах окружающей среды К ним относятся Закон  РСФСР ?О радиационной безопасности населения¦ и "Нормы радиационной безопасности НРБ-96" [5]. Уровни содержания радионуклидов в продукции лесного хозяйства установлены в гигиенических нормативах ?Допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в продукции лесного хозяйства" [6]. Поэтому исследование древесины и лесопромышленной продукции с целью определения в них природных и техногенных радионуклидов представляет не только научный, но и государственный интерес.

Наши организаций проводят такие работы на территории Красноярского  края на протяжении уже нескольких лет. Однако вновь введTнные гигиенические нормативы [6] имеют принципиальную особенность, которая заключается в необходимости изучения радиоактивности древесины на корню. Это предъявляет новые требования к организации, порядку и содержанию работы, особенно с учTтом масштабов Красноярского края и особенностей возможного радиоактивного загрязнения его территории.

Анализ складывающейся ситуации приводит к выводу, что выполнение этой работы должно быть разделено  на несколько этапов. На первом рекогносцировочном этапе следует предусмотреть  следующие основные работы:

1. Выполнить обследование  лесных массивов, расположенных  вблизи предприятий ядерного  топливного цикла, в том числе,  на территориях, где уже установлено  радиоактивное загрязнение. 

2. Проанализировать радиационную  обстановку на территории Красноярского  края и на этой основе ограничить  лесные массивы с потенциально  повышенной радиоактивностью почв, обусловленной радиоактивными выпадениями  от испытаний ядерного оружия  на Семипалатинском и Ново-Земельском полигонах и подземных ядерных взрывов.

3. Выбрать опытные участки  леса (фоновый и контрольный) для  отработки порядка и методики  радиационного мониторинга (на  базе действующих лесхозов);

4. Разработать порядок  мониторинга показателей радиационной  безопасности древесины и лесопромышленной  продукции, в том числе, методики  инструментальных измерений радиоактивности  древесины на корню, отбора  проб и детализационных лабораторных исследований, критериев для принятия решений и т.п.

В результате выполнения исследований по первому этапу будет установлен фактический уровень радиоактивного загрязнения лесов в Красноярском крае, выполнено районирование лесных угодьев по этому показателю и на этой основе определены необходимость, масштабы и порядок организации радиоэкологического мониторинга лесов края.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Лес распределяет общее количество талых вод в речном бассейне равномерно на продолжительный срок времени, занимающий 3-5 недель, и тем самым понижает высоту разлива рек. Необходимо проводить  ряд мероприятий по предотвращению наводнений.

Итак, одной из важных почвенно-гидрологических  характеристик, влияющих на размеры  поверхностного склонового стока, является водопроницаемость почв.

В эпоху голоцена в природе  происходила активная борьба двух растительных формаций – леса и болота.

В современную эпоху масштаб  болотообразовательного процесса заметно уменьшился, многие болотные массивы полностью или частично зарастают лесом, в таежной зоне часты явления временного, обратимого заболачивания.

Болотный лес является заключительным звеном в ряду собственно лесных экосистем.

Лес влияет не только на изменения  ландшафта, но и га гидрологический режим рек.

Лесные пожары – это  стихийное бедствие, которое возникает  каждый год весной и осенью. Тем  самым влияет на режим рек и  загрязняет их.

Информация о работе Экологические проблемы лесов Красноярского края: загрязнение, вырубка, причины и последствия