Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:37, реферат
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Административное и географическое положение региона………………...…4
2.Нормативно – правовая база природопользования и
охрана окружающей среды……………………………………………………..7
3. Экологические проблемы края………………………………………………..13
4. Деятельность структур, определяющих рациональное природопользование и
защиту окружающей среды……………………………………………………18
5. Средства мониторинга окружающей среды…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ
ЭКОЛОГИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Выполнил
студент
Экономического факультета
Краснодар 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Административное и географическое положение региона………………...…4
2.Нормативно – правовая база природопользования и
охрана окружающей среды……………………………………………………..7
3. Экологические проблемы края………………………………………………..13
4. Деятельность структур, определяющих рациональное природопользование и
защиту окружающей среды……………………………………………………18
5. Средства мониторинга окружающей среды…………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.
Поэтому, чтобы обратить эту негативную тенденцию вспять, к изменениям должны стремиться все, ставя при этом основную цель - восстановить и улучшить качество жизни, соблюдая при этом права человека, одним из которых является право на здоровую окружающую среду. И здесь надо исходить прежде всего из основных принципов устойчивого развития, когда защита окружающей среды и развитие общества должны быть взаимосвязаны и сбалансированы. Следует отметить также, что сегодня проблема рационального природопользования, охраны окружающей среды в большей степени является проблемой поведения, поэтому экологическое образование человека должно охватывать весь период его жизни, содействуя росту его культурного уровня. Только общее осознание и повышение экологической культуры позволит выработать новые стратегии в решении поставленных задач и изменить ситуацию.
Вместе с тем необходимо отметить, что на состояние природных ресурсов и окружающей среды помимо факторов антропогенного воздействия, в значительной мере оказывают влияние глобальные природные процессы, повторяющиеся с определенной цикличностью: солнечная активность, аномальные засухи, наводнения и т.д. В значительной мере на интенсификацию процессов переувлажнения почв влияют вековые колебания увлажненности Северо-Западного Кавказа, своеобразный "пик" которых приходился на 80-90 гг. минувшего столетия.
Сегодня, чтобы обеспечить высокий уровень управления природопользованием и качеством окружающей природной среды, необходимо строго соблюдать федеральное законодательство и объединение усилий всех государственных природоохранных служб края и экологической общественности. Только тогда можно добиться улучшения состояния окружающей среды.
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА
По своеобразию своего географического положения, исключительному разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира край является уникальным регионом Российской Федерации. На его территории расположены Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Сочинский национальный парк, 12 заказников, 6 дендропарков и ботанических садов, более 300 памятников природы. Черноморское побережье края - единственный в своем роде приморский курортно-рекреационный район с достаточно развитой инфраструктурой, разветвленной сетью источников минеральных вод и лечебных грязей, уникальными климатическими условиями субтропиков, куда ежегодно приезжают миллионы отдыхающих со всех уголков нашей страны и из-за рубежа. Здесь расположены федеральный курорт Сочи и курортный район Анапа, курорт краевого значения Геленджик и Туапсинский курортный район. Развита курортно-туристическая индустрия, включающая в себя 840 предприятий.
Общая площадь Краснодарского края составляет 75,5 тыс. км". На его территории проживает около 5058,4 тыс. чел., в т.ч. в краевом центре 755 тыс. чел.
Плотность населения составляет 67 чел ./км" и превышает средний показатель по России в 8 раз. Миграционный прирост населения в 2000 г. составил 22,56 тыс. чел. Из общего количества наличного населения: сельское население составляет 2350.6 тыс. чел. или 46.5 %; городское - 2707,6 тыс. чел. или 53.5 %.
Административно-
Протяженность края с севера на юг достигает 378 км, с востока на запад -300 км. На севере и северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке и юго-востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Республикой Грузия и юго-востоке - с Республикой Карачаево-Черкессия. Протяженность внешних границ составляет 1540 км, из них на сухопутные приходится 800 км, на морские - 740 км. Внутри административных границ края находится Республика Адыгея. На севере и западе края расположена Кубано-Приазовская низменность, на востоке и юго-востоке сюда заходят отроги Ставропольской возвышенности. Северная часть края расположена в зоне степей, южная - в области предгорий и гор Большого Кавказа. Для большей части территории края характерен умеренно-континентальный климат, в западной части смягчающее действие оказывают Азовское и незамерзающее Черное моря. Порт Новороссийск самый крупный в стране.
Азово-Кубанский артезианский бассейн по качеству и количеству подземных вод является одним из наиболее крупных в Европе. В Краснодарском крае сосредоточено 80% от общих эксплуатационных ресурсов пресных вод Северо-Кавказского региона. Разрабатывается 13 месторождений термальных вод. Наибольшие запасы их сосредоточены в Мостовском, Отрадненском и Лабинском районах. Минерально-сырьевые ресурсы Кубани в значительной мере могут обеспечить региональные потребности, а по отдельным полезным ископаемым - и федеральные интересы. На территории края осуществляют хозяйственную деятельность более 15 тыс. предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую природную среду. В крае зарегистрировано более 2100 недропользователей, 1559 водопользователей, около 100 лесопользователей.
Промышленность края представлена предприятиями нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности. Важное значение для края и всей страны имеют новороссийские цементные заводы. Широко представлена пищевая промышленность: винодельческая, мясная, молочная, консервная.
Краснодарский край - важный сельскохозяйственный район России, отличается производством озимой пшеницы, кукурузы, риса, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей и плодов.
Поэтому необходимо особо отметить, что в системе национальной безопасности края вопросам экологии, охраны природных ресурсов, рационального использования минерально-сырьевой базы - одной из важных составляющих нашей экономики - в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В течение последних 10 лет в стране в основном создана правовая база для реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, состоящей из 2-х подсистем: природоресурсного и природоохранительного законодательства. Природоохранительные отношения в Российской Федерации регулируются Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г., разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами РФ и субъектов в составе Российской Федерации.
Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя систему законодательных актов по природным средам, отдельным объектам природы, проблемам природопользования.
Задачами природоохранительного законодательства являются:
охрана окружающей природной среды (а через нее и здоровья человека);
предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;
оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества.
Во исполнение задач и принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, органами законодательной, исполнительной власти и органами местного самоуправления при непосредственном участии комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю в 2000 г. был принят ряд законодательных актов, регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Краснодарского края.
На территории Краснодарского края применяют следующие нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды:
Постановление мэрии г.Краснодара от 02.02.2000 г. № 173 "О наложении карантина по восточной плодожорке, американской белой бабочке, калифорнийской щитовке и повилике полевой на территории г.Краснодара".
Постановление главы администрации края от 16.02.2000 г. № 95 "О состоянии технической безопасности аммиачных холодильных установок в организациях края и мерах по ее обеспечению".
Постановление ЗС Краснодарского края от 29.02.2000 г. № 436-П "О законодательной инициативе Законодательного собрания Краснодарского края по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Постановление главы администрации края от 01.03.2000 г. № 135 "О мероприятиях по усилению охраны морских биологических ресурсов бассейна Азовского моря в 2000 г.".
Распоряжение главы администрации края от 10.03.2000 г. № 39-Р "О проведении месячника и всекубанского субботника по благоустройству и наведению санитарного порядка, посвященных 55-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 200-летия христианства, на территориях населенных пунктов Краснодарского края".
Закон Краснодарского края от 13.03.2000 г. № 245-КЗ "Об отходах производства и потребления".
Постановление ЗС Краснодарского края от 22.03.2000 г. № 455-П "О Законе Краснодарского края "О береговой зоне Черного и Азовского морей на территории Краснодарского края".
Постановление мэрии г.Краснодара от 30.03.2000 г. № 623 "О проведении весенних посадок зеленых насаждений в г.Краснодаре".
Закон Краснодарского края от 31.03.2000 г. № 249-КЗ "О Законе Краснодарского края "О береговой зоне Черного и Азовского морей на территории Краснодарского края".
Постановление ЗС Краснодарского края от 26.04.2000 г. № 517-П "Об итогах проверки соблюдения действующего законодательства по вопросам организации, охраны, владения и использования особо охраняемых природных территорий в части соблюдения режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос и берегозащитных сооружений Черного и Азовского морей на территории Краснодарского края".
Постановление главы администрации Краснодарского края от 15.05.2000 г. № 355 "О выполнении постановления главы администрации края от 9 декабря 1996 г. № 514 "Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края".
Постановление главы администрации края от 23.06.2000 г. № 474 "О признании утратившим силу постановления главы администрации края от 23 июля 1998 г. № 421 "О мерах по усилению контроля за экологической обстановкой в Краснодарском крае".
Постановление главы администрации края от 27.12.2000 г. № 1005 "Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды в 2001 г. на территории Краснодарского края".
Постановление правительства № 545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»
Постановление Совета Министров от 16.03.90 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РФ в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 г.»
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», вышедший в свет в мае 1999г.
Федерального Закона "Об экологической экспертизе"
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 134 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».
Конституция Российской Федерации (1993 г.)
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.)
Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1997 г.)
Закон РФ "О радиационной безопасности населения" (1995 г.)
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.)
Федеральный закон РФ "Об экологической экспертизе" (1995 г.)
Федеральный закон РФ "Об использовании атомной энергии" (1995 г.)
Федеральный закон РФ " Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.)
Федеральный закон РФ "Об отходах производства и потребления" (1994г.)
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95г.№ 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.95 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
Законы Краснодарского края: "Об обеспечении радиационной и химической безопасности населения Краснодарского края", "О радиационном контроле трансграничных грузов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Краснодарского края", Закон Краснодарского края "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и многие другие нормативно правовые акты.
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРАЯ
Интенсивное использование на протяжении многих лет природных ресурсов края, связанное с наращиванием промышленного потенциала, интенсификацией сельскохозяйственного производства, развитием транспортной сети железных и автомобильных дорог, увеличением в последние годы транспортных потоков, интенсивной нефтегазодобычей с применением несовершенных технологий, наличием экологически опасных нефтехранилищ и транспортирующих нефтепроводов, привело к истощению природных богатств края: земельных и водных ресурсов, растительного и животного мира; ухудшению качества природной среды и деградации отдельных ее элементов.