Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:37, реферат
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Административное и географическое положение региона………………...…4
2.Нормативно – правовая база природопользования и
охрана окружающей среды……………………………………………………..7
3. Экологические проблемы края………………………………………………..13
4. Деятельность структур, определяющих рациональное природопользование и
защиту окружающей среды……………………………………………………18
5. Средства мониторинга окружающей среды…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……
На территории Краснодарского края осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, свыше 15,0 тыс. промышленных, строительных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей природной среды.
Крупные города Краснодарского края: Краснодар, Армавир, Новороссийск, Туапсе, Белореченск, по-прежнему, остаются в числе экологически неблагополучных городов. Основные экологические проблемы этих городов те же, что и для края в целом, но с точки зрения приоритетности на первые места здесь выступают следующие проблемы:
Загрязнение окружающей среды токсичными промышленными отходами. Отходы в городской среде свидетельствуют об отсутствии на большинстве предприятий переработки, утилизации отходов, а также их использования в народном хозяйстве. Остро стоит проблема твердых бытовых отходов. Токсичные выделения свалки самым негативным образом влияют на экосистемы, урбанизированных территорий, в т.ч. курортных городов Сочи, Геленджик.
Выбросы токсичных веществ в атмосферу, в т.ч. от передвижных источников. Загрязнение атмосферного воздуха представляет собой наиболее серьезную опасность для здоровья людей, проживающих в городской среде. Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха крупных городов вносит транспорт, выбросы от которого включают в себя ряд вредных и даже канцерогенных веществ.
Транспорт и, особенно автотранспорт, является также источником шумовых загрязнений крупных городов края. Уровень шума от автотранспорта на некоторых оживленных улицах города зачастую превышает гигиенические нормы. Увеличение в общем транспортном потоке количества грузовых автомобилей, особенно с дизельными двигателями, значительно повышает уровень шума. Грузовой транспорт является одним из главных шумовых раздражителей.
Сбросы городских и промышленных сточных вод, содержащих, токсичные вещества, в поверхностных водные объекты. Экологическая обстановка в бассейне р.Кубани в пределах городов Армавир, Кропоткин, Краснодар остается сложной, что в определенной степени обусловлено влиянием транзитного переноса загрязняющих веществ от источников, расположенных за пределами края: в Республиках Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ставропольском крае. Но основные объекты-загрязнители расположены на территории городов Армавира и Кропоткина. Очистные сооружения в этих городах не обеспечивают нормативную очистку. Требуют капитального ремонта глубоководные выпуски сточных и промышленных вод в Черное море.
В сельских районах, в результате развития на Кубани рисосеяния и в целом агропромышленного комплекса, химизации сельскохозяйственного производства, на протяжении многих лет основными экологическими проблемами являются:
Пестщидное загрязнение. Проблема загрязнения пестицидами почв и грунтовых вод существует практически для всех сельскохозяйственных зон Краснодарского края, но особенно она актуальна для зоны рисосеяния (Красноармейский, Калининский, Крымский, Темрюкский, Славянский), где отмечается ухудшение здоровья населения.
Деградация почв. Сплошная распашка степей, вырубка лесов, особенно на склонах гор, осуществление зачастую непродуманных мелиоративных мероприятий не могли не привести к резкому усилению эрозионных процессов. В настоящее время в результате сплошной распашки с отвальной системой, почти 50 % площади пашни подвержена водной и ветровой эрозии.
Деградация водных объектов. Весьма остро для степных районов Краснодарского края, стоит так называемая проблема малых рек. Ученые с тревогой констатируют "умирание" многочисленных мелких и средних водотоков, прежде всего, в равнинной засушливой зоне, занимаемой около 40 % всей территории Краснодарского края.
Водоохранные зоны вдоль рек практически все распаханы. При этом зачастую пашут до самого уреза воды. Как следствие, сток воды в малых реках уменьшается, а твердый сток, за счет смыва в реки почвенного покрова с прилегающей пашни - резко увеличивается; как следствие, русла рек еще более заиливаются.
Переувлажнение земель вызывается как неблагоприятными природными, естественными условиями, так и антропогенными факторами. К первым факторам относится увеличение сумм атмосферных осадков и речного стока, преимущественно в зимне-весенний период. К группе вторых, антропогенных факторов, способствующих активизации процессов подтопления, относится подпор воды со стороны многочисленных прудов, созданных на степных реках края.
Одной из причин переувлажнения земель является также неправильное применение разного рода агротехнических мероприятий. Использование на полях тяжелой почвообрабатывающей техники для различных видов сельскохозяйственных работ и большое число ее сезонных проходов повсеместно ведет к интенсивному уплотнению почвы, уменьшению ее водовместимости и водопроницаемости (особенно, если обработке подвергаются влажные почвы).
Природные условия побережий Черного и Азовского морей позволяют Краснодарскому краю занимать уникальное место среди других регионов. Качество и разнообразие природных ресурсов, сосредоточенных на береговой полосе протяженностью 1200 км, имеют непосредственную и потенциальную ценность для настоящего и будущего благосостояния страны. Использование рыбных запасов, добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, возможности прямого выхода на морские коммуникации Средиземного и других южных морей имеют огромное значение для развития экономики всей страны.
Черноморское побережье края, единственный в стране приморский курортно-рекреационный район с относительно развитой инфраструктурой, является ведущим регионом России по предоставлению рекреационно-туристических, санаторно-курортных и бальнеологических услуг.
В последние годы в прибрежных зонах Черного и Азовского морей резко обострились экологические проблемы, из которых наиболее характерными являются:
физическая деградация уникальных экосистем курортных районов вследствие урбанизации; разрушение природных ландшафтов прибрежных зон;
загрязнение морской среды вредными веществами в результате сброса городских и промышленных сточных вод;
эрозия берегов, оползни;
возникновение аварийных, чрезвычайных ситуаций естественного и антропогенного происхождения, наносящих огромный ущерб природной среде и экономике прибрежных зон;
дефицит питьевой воды в курортной зоне Азово-Черноморского побережья;
сокращение биоразнообразия.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
На комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю и его территориальные подразделения возложена координация деятельности специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Функции государственного контроля в комитете возложены на отдел государственного контроля (ОГК), который является его структурным подразделением, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению государственного контроля в области природопользования, охраны окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия.
ОГК осуществляет возложенные на него обязанности непосредственно и во взаимодействии с контрольно-инспекционными отделами, структурными подразделениями комитета, а также представителями: органов исполнительной власти Краснодарского края; территориальных структур других федеральных органов исполнительной власти; общественных организаций и объединений.
В своей деятельности ОГК руководствуется: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Краснодарского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и указаниями Министерства природных ресурсов РФ, приказами и распоряжениями Департамента природных ресурсов по Южному региону, приказами и распоряжениями председателя краевого комитета и его заместителя, курирующего отдел государственного контроля, Положением о комитете природных ресурсов по Краснодарскому краю и Положением об отделе государственного контроля.
Основными задачами службы государственного контроля является организация и осуществление государственного контроля за:
использованием и охраной земель;
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
использованием и охраной водных объектов;
состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и древесно-кустарниковой растительности, а также за воспроизводством лесов, сохранением средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных
'"полезных свойств лесов, сохранением биологического разнообразия, соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;
охраной объектов животного мира и среды его обитания;
радиационной обстановкой.
Одним из основных направлений государственного контроля является контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Осуществляется госгеолконтроль за:
соблюдением требований законодательства РФ о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей недр при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной недр;
соблюдением установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами и соблюдением пользователями недр условий, определенных в лицензии;
своевременным начислением и перечислением в полном объеме ресурсных налогов за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ); использованием средств отчислений на ВМСБ различных уровней (федеральный, территориальный, оставляемых у предприятия) по целевому назначению;
обеспечением наиболее полного извлечения из недр запасов основных полезных
ископаемых и совместно с ними залегающих попутных компонентов;
своевременной и правильной государственной регистрацией и учетом работ по геологическому изучению недр, ведению государственного учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых и другие вопросы.
Ведение государственного земельного кадастра и наблюдения за состоянием и использованием земельных ресурсов осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
Комитет ведёт государственный учет объектов животного мира:
охотничьих видов - Управление по охране, контролю и регулированию охотничьих животных Краснодарского края;
вредителей домашних животных и вредителей растений - ветеринарная служба и станция защиты растений департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края;
объектов рыболовства - АзНИИРХ, "Кубанрыбвод";
видов животного мира, представляющих опасность для здоровья человека - Краснодарский краевой Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю возложены функции межотраслевой координации и ведению государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, объектов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и Красную книгу Краснодарского края.
Подводя итог, необходимо отметить усиление государственного контроля и повышение его эффективности в решении задач охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов Краснодарского края.
4. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЖЕЙ СРЕДЫ
Используемые в настоящее время способы получения необходимых данных о текущем состоянии природных сред, природных и природно-техногенных объектах, природных ресурсах и динамике их изменения под влиянием антропогенной деятельности требуют совершенствования, развития и координации деятельности различных ведомств, территориальных структур и природопользователей. В целях создания такой системы, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24.11.1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».
Основными системообразующими элементами государственного комплексного мониторинга являются создаваемые в субъектах РФ территориальные системы комплексного мониторинга, включающие базовые функциональные (возглавляет Росгидромет, Минприроды РФ, Роскомнедра, Госкомсанэпиднадзор и их территориальные органы), специальные (возглавляет Роскомвода, Роскомрыболовства, Минобо роны России, Минатом России и др. и их территориальными органами) и локальные (на уровне природопользователя) системы мониторинга.
В настоящее время в крае существуют функциональные, специальные и локальные системы, службы и сети мониторинга объектов природной среды, антропогенных воздействий, состояния биоты и экосистем. Однако эти системы и службы не обеспечивают в полной мере построение целостной картины состояния окружающей природной среды, необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Все службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды, природных ресурсов, функционируют по самостоятельным программам и, зачастую, на различной научно-методической и метрологической основе. Отсутствие же методологического единства выполняемых работ и единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы при ее получении и интеграции.