Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:37, реферат
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заиливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Административное и географическое положение региона………………...…4
2.Нормативно – правовая база природопользования и
охрана окружающей среды……………………………………………………..7
3. Экологические проблемы края………………………………………………..13
4. Деятельность структур, определяющих рациональное природопользование и
защиту окружающей среды……………………………………………………18
5. Средства мониторинга окружающей среды…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……
На Государственной сети наблюдения состояния окружающей природной среды (ГСН), базовую основу которой составляют территориальные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений: за состоянием загрязнения воздуха в городах, загрязненностью поверхностных вод суши и морей, кислотностью атмосферных осадков и естественным радиационным фоном.
Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на территории Краснодарского края проводятся регулярно на стационарных постах:
г.Краснодар - 4 стационарных поста, на которых проводились наблюдения по 18 загрязняющим примесям ;
г.Новороссийск - 3 поста наблюдения, контроль осуществлялся по 17 загрязняющим примесям;
г.Сочи - 2 поста наблюдения, контроль велся по сокращенной программе по 6 загрязняющим примесям;
г.Белореченск - 1 пост, обслуживается лабораторией производственного экологического контроля БАООТ «Минудобрения», по 7 ингредиентам. Пост расположен в 10 км от города;
г.Туапсе-1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам;
г.Армавир - 1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам.
Наблюдения за качеством морских вод осуществляется:
в Черном море - на 28 станциях (в 1999 г. - на 30, в 1994 г. - на 35) по 14 гидрохимическим показателям в районе городов Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа;
в Азовском море - в районе г.Темрюк, взморье р.Кубань и рук. Протока, в гирлах крупных лиманов - на 18 станциях по 16 гидрохимическим показателям.
Наблюдения за естественной радиоактивностью на сети ГСН проводились на 26 метеостанциях (прослеживался естественный у-фон). Кислотность выпадающих на территории края осадков контролировалась в 9 населенных пунктах.
Мониторинг геологической среды Краснодарского края проводится в виде наблюдений за экзогенными геологическими процессами (ЭГП) и за состоянием подземных вод.
Федеральная сеть ЭГП состоит из 7 участков первой категории и 18 — второй категории, в том числе 8 участков второй категории на Черноморском и Азовском побережье.
С целью оценки уровня загрязнения геологической среды нефтепродуктами в крае были продолжены работы по геоэкологической паспортизации объектов, являющихся потенциальными загрязнителями окружающей природной среды нефтью и нефтепродуктами.
Службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно проводят исследования и подготавливают информацию о качестве питьевой воды, поверхностных вод суши (в местах водозаборов и общественного водопользования), загрязненности почв в селитебной зоне (на территории водозаборов, детских учреждений и т.п.), атмосферного воздуха, пищевых продуктов, уровнях шума, вибрации, интенсивности электромагнитных и других видов излучений.
Учет и оценку вредного воздействия вод: наводнений, подтоплений, водной эрозии на территории края, а также оценку состояния малых рек ведет Кубанское бассейновое водохозяйственное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Наблюдения за состоянием и использованием земельных ресурсов осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
В крае отсутствуют автоматизированные системы контроля за выбросами загрязняющих веществ и состоянием окружающей природной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Краснодарском крае не отмечено заметных ухудшений экологической ситуации. Тем не менее, нельзя признать удовлетворительным состояние окружающей природной среды в следующих аспектах:
С начала спада промышленного производства прошло 10 лет. За это время оборудование на предприятиях заметно устарело, что привело к росту ресурсоемкости, удельных выбросов, аварийных ситуаций. В то же время спад производства меньше всего коснулся экологоемких отраслей, таких как энергетика и добывающая промышленность.
Не уменьшилось количество и не улучшилось качество городских сточных вод, сбрасываемых в водоем.
За последние годы в крае резко возросло количество автомобилей и сегодня автотранспорт стал главным источником, загрязняющим атмосферный воздух крупных городов края и Черноморского побережья.
В крае не налажен должный контроль над рыбными запасами и их охраной.
Вызывает беспокойство пожарная обстановка в лесах края.
- Продолжает оставаться напряженной экологическая обстановка в промышленных городах края: Краснодаре, Армавире, Белореченске, Кропоткине; в портах Новороссийск, Туапсе, Ейск, Кавказ, Темрюк.
- Не произошло существенного улучшения экологической обстановки в зоне рисосеяния (Крымский, Абинский, Калининский, Красноармейский, Славянский и Темрюкский районы).
Благоприятной сохраняется экологическая обстановка на курортах Черноморского побережья: в Сочи и Геленджике. В остальных районах края экологическая обстановка за последние годы остается стабильной.
В крае ведется крупномасштабное строительство экологически опасных объектов нефтепроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума и газопровода «Россия-Турция», требующее осуществления постоянного государственного экологического контроля.
В целях улучшения и стабилизации экологической обстановки в крае комитету природных ресурсов необходимо сосредоточить основное внимание на решении приоритетных экологических проблем для чего необходимо:
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разграничение функций и полномочий в области охраны окружающей среды с другими специально уполномоченными органами;
совершенствование природно-ресурсного и природоохранительного законодательства;
создание экономических механизмов и стимулов;
разработка и внедрение экологического страхования и экологического аудита;
- оптимизация границ существующих особо охраняемых природных территорий;
привлечение дополнительных ассигнований, развитие материально-технической и научной базы особо охраняемых природных территорий .для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, мониторинга окружающей среды, в том числе мониторинга биоты;
развитие экологического туризма в целях экологического просвещения населения;
разработка, создание и обеспечение функционирования Единой государственной системы комплексного мониторинга Краснодарского края;
расширение содержания вопросов, касающихся охраны окружающей среды, в уставах местного самоуправления и правовых актах органов и глав местного самоуправления;
разработка администрациями городов и районов программы экологического оздоровления городов и поселков края с привлечением природоохранных служб;
организация стационарных экологических постов;
внедрение безгербицидных технологий выращивания риса и других . сельскохозяйственных культур, выполнение мероприятий по ликвидации накопившихся в крае пестицидов, пришедших в негодность.
предупреждение техногенных аварий на экологически опасных предприятиях, особенно в зонах, подверженных стихийным бедствиям;
ликвидация чрезвычайных ситуаций, способных вызвать экологическое бедствие;
- строительство городских очистных сооружений и прекращение сбросанеочищенных сточных вод в водные объекты;
сокращение выбросов веществ от автотранспорта за счет использования неэтилированных бензинов; прекращение использования этилированных бензинов на всей территории края;
использование новых современных технологий очистки сточных вод при строительстве канализационных очистных сооружений;
реконструкция глубоководных выпусков сточных вод в Черное море;
внедрение прогрессивных отечественных технологий утилизации, обезвреживания и складирования токсичных промышленных отходов;
прекращение эксплуатации несанкционированных свалок, оборудование полигонов для бытовых отходов;
запрещение сжигания растительных остатков на сельскохозяйственных полях края;
усиление контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, включая выполнение обязательств в рамках конвенций и соглашений по сохранению биологического разнообразия;
перевод сельского хозяйства на эколого-ландшафтную организацию территории с внедрением почвозащитной системы земледелия;
недопущение сокращения площадей лесопокрытых территорий;
внедрение системы управления комплексным развитием прибрежных зон морей;
предупреждение и прекращение эрозионных процессов, особенно в прибрежных зонах морей;
проведение специализированного гидроэкологического исследования районов нефтяного загрязнения, обоснование зон санитарной охраны;
- обеспечение радиационного контроля трансграничных грузов, в том числе металлолома;
- освоение полного объема расчетной лесосеки;
залесение прибрежных зон малых степных рек;
недопущение строительства и реконструкции объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- освещение экологических проблем и путей их решения в средствах массовой информации, экологическое воспитание и образование населения;
- выполнение комплекса мероприятий по устранению негативного влияния Краснодарского водохранилища на экологию прибрежных районов.
Указанные рекомендации направлены на рациональное использование природных ресурсов, решение приоритетных экологических проблем Краснодарского края; их выполнение позволит снизить или полностью устранить негативное влияние антропогенных факторов на окружающую природную среду и повысить бюджетную эффективность освоения природных ресурсов.
Список использованной литературы
ДОКЛАД «О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2000г.» подготовлен и издан комитетом природных ресурсов по Краснодарскому краю.
Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 557с.
Интернет источник //URL: http://www.bankreferatov.ru//