Экологизация общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:18, реферат

Описание

Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависят от того, каковы взаимоотношения человека и природы. До недавнего времени отношение общества к окружающей природе носило потребительский характер. Природа интересовала человека прежде всего как источник ресурсов для поддержания производства и потребления. Настало время перехода к иной культуре, во многом противоположной прежней и ориентирующейся не только на потребление природных ресурсов, но и на поддержание окружающей природы в состоянии, пригодном для жизни современных и последующих поколений, а также других организмов, населяющих планету.

Работа состоит из  1 файл

эколог..docx

— 18.66 Кб (Скачать документ)

Экологизация общественного сознания 

Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависят от того, каковы взаимоотношения человека и природы. До недавнего времени отношение  общества к окружающей природе носило потребительский характер. Природа  интересовала человека прежде всего как источник ресурсов для поддержания производства и потребления. Настало время перехода к иной культуре, во многом противоположной прежней и ориентирующейся не только на потребление природных ресурсов, но и на поддержание окружающей природы в состоянии, пригодном для жизни современных и последующих поколений, а также других организмов, населяющих планету. Экологическая культура, таким образом, подразумевает изменение характера отношений людей к природе и характеризуется следующими особенностями:

высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, природное признается изначально самоценным, независимо от полезности или бесполезности для  человека;

отказ от иерархической  картины мира, мир людей не противопоставлен миру природы, оба они являются элементами единой цельной системы;

целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так потребностью всего природного сообщества;

характер взаимодействия с природой не нарушает существующее в природе равновесие;

этические нормы  и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром  природы;

развитие человека и природы — процесс взаимовыгодного  сотрудничества;

деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Экологическое сознание, то есть отношение человека к природе, формируется в процессе экологического воспитания и образования.

В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило  десятилетие ООН по образованию  для устойчивого развития (2005-2014г.), рассматривая образование как один из ключевых факторов достижения устойчивости. Это положило начало широкому международному процессу в области образования. Ключевыми темами образования для  устойчивого развития (ОУР) являются: потребности и права будущих  поколений; сохранение естественных экосистем; уважение к культурному, социальному  и биологическому разнообразию; гражданственность; качество жизни людей; здоровье и  другие аспекты достижения устойчивости

В развитии ОУР можно выделить несколько тенденций.

Первая — отождествление его с экологическим образованием. Вторая тенденция — информирование населения об основных идеях устойчивого  развития. Третья тенденция — образование  для устойчивого развития. Эта  тенденция связана с освоением  новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем  окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля  профессиональной деятельности. Очевидно, что именно последнее направление  наиболее полно отвечает целям и задачам устойчивого развития.

С 2005 года процесс  получил широкую поддержку в  мире и стремительно набирает обороты, включая принципы ОУР в системы  формального и неформального  образования и просвещения. Важна  технология реализации ОУР. Образование  в интересах устойчивого развития требует переориентации внимания с  передачи усвоенных знаний на изучение проблем и отыскание возможных решений.

Следует также отметить, что ОУР не ограничивается обучением  в стенах образовательных учреждений. В качестве участников процесса выступает широкий круг организаций и лиц на различных уровнях: в образовательных учреждениях — преподаватели, учащиеся, студенты; в местном сообществе — детские, молодежные общественные организации, библиотеки, комитеты общественного самоуправления, религиозные общины; на уровне региона, государства — министерства, общественно-политические организации и движения, средства массовой информации, бизнес-ассоциации; на международном уровне — межправительственные организации, международные общественные организации. 

Таким образом, образование  для устойчивого развития призвано обеспечить возможность участия  каждого человека в повышении  качества своей жизни и заботе об окружающей среде, для чего задействованы  все уровни образования:

дошкольный, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе;

школьный, где человек  получает основной объем общеобразовательных  знаний, подготавливается к самостоятельной  жизни, принятию ответственных решений;

вузовский, где формируется профессиональное мышление, готовятся кадры для сферы природопользования и социально-экономического развития;

послевузовский, где идеи и принципы устойчивого развития реализуются в профессиональной деятельности, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Основные направления  формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут  внедрены в общество путем массового  воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. Основными направлениями  распространения экологических  знаний среди населения являются:

обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды;

обеспечение доступа  граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;

увеличение объемов  издаваемой экологической литературы, массовых изданий по вопросам охраны окружающей среды;

стремление обсуждать  публично актуальные вопросы охраны окружающей среды.

Возможность включиться каждому в различную практическую деятельность дает участие в масштабных общероссийских и международных  акциях. Работа под лозунгом «Мысли глобально — действуй локально»  позволяет каждому почувствовать  свою сопричастность к решению общей для всех проблемы.

На нашей планете  станет немного чище, если в повседневной жизни каждый будет соблюдать несколько несложных правил.

Снижение потребления, повторное использование, вторичная  переработка — эти три процесса взаимосвязаны. В первую очередь  стоит задуматься о снижении потребления, второй шаг — найти конструктивное применение ставшим ненужными вещам и материалам

Что можно переработать, а что нельзя. Внимательно читайте  этикетки, касающиеся возможности вторичной  переработки упаковки и вышедших из употребления вещей. Отслужившую  технику — в переработку. Горожане все больше привыкают к переработке  электронных устройств. Если у вас  есть отработавший свое прибор, предложите его ремонтной мастерской или частному мастеру на детали.

Поощряйте творчество. Если вы знаете кого-либо, кто в своем  творчестве дает жизнь вышедшим из употребления вещам, предложите им свои идеи и материалы. Такие вещи могут  пригодиться и школьникам для их поделок.

Экономьте воду. Выключайте кран с водой в то время, пока чистите  зубы. За год это поможет сберечь  около 11’000 литров питьевой воды. Пользуйтесь  душем, а не принимайте ванну. Всего  две минуты включенного душа — это 38 литров воды.

Покупайте товары из вторсырья. Поддерживайте рециклинг (англ. переработка, цикличность), покупая и используя то, что можно будет переработать. Сейчас возможно отыскать вещи с высоким содержанием вторично использованного сырья.

Подумайте о дальнейшей переработке. При покупке новой  вещи обратите внимание на возможность  ее переработки после окончания  срока службы. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковым  пакетом 12 минут, а разлагается он 400 лет

Информация о работе Экологизация общественного сознания