Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:18, реферат
Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависят от того, каковы взаимоотношения человека и природы. До недавнего времени отношение общества к окружающей природе носило потребительский характер. Природа интересовала человека прежде всего как источник ресурсов для поддержания производства и потребления. Настало время перехода к иной культуре, во многом противоположной прежней и ориентирующейся не только на потребление природных ресурсов, но и на поддержание окружающей природы в состоянии, пригодном для жизни современных и последующих поколений, а также других организмов, населяющих планету.
Экологизация общественного
сознания
Исторические судьбы
цивилизации самым
высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, природное признается изначально самоценным, независимо от полезности или бесполезности для человека;
отказ от иерархической картины мира, мир людей не противопоставлен миру природы, оба они являются элементами единой цельной системы;
целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так потребностью всего природного сообщества;
характер взаимодействия с природой не нарушает существующее в природе равновесие;
этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;
развитие человека
и природы — процесс
деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Экологическое сознание, то есть отношение человека к природе, формируется в процессе экологического воспитания и образования.
В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило десятилетие ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014г.), рассматривая образование как один из ключевых факторов достижения устойчивости. Это положило начало широкому международному процессу в области образования. Ключевыми темами образования для устойчивого развития (ОУР) являются: потребности и права будущих поколений; сохранение естественных экосистем; уважение к культурному, социальному и биологическому разнообразию; гражданственность; качество жизни людей; здоровье и другие аспекты достижения устойчивости
В развитии ОУР можно выделить несколько тенденций.
Первая — отождествление
его с экологическим
С 2005 года процесс
получил широкую поддержку в
мире и стремительно набирает обороты,
включая принципы ОУР в системы
формального и неформального
образования и просвещения. Важна
технология реализации ОУР. Образование
в интересах устойчивого
Следует также отметить,
что ОУР не ограничивается обучением
в стенах образовательных учреждений.
В качестве участников процесса выступает
широкий круг организаций и лиц на различных
уровнях: в образовательных учреждениях
— преподаватели, учащиеся, студенты;
в местном сообществе — детские, молодежные
общественные организации, библиотеки,
комитеты общественного самоуправления,
религиозные общины; на уровне региона,
государства — министерства, общественно-политические
организации и движения, средства массовой
информации, бизнес-ассоциации; на международном
уровне — межправительственные организации,
международные общественные организации.
Таким образом, образование для устойчивого развития призвано обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества своей жизни и заботе об окружающей среде, для чего задействованы все уровни образования:
дошкольный, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе;
школьный, где человек получает основной объем общеобразовательных знаний, подготавливается к самостоятельной жизни, принятию ответственных решений;
вузовский, где формируется профессиональное мышление, готовятся кадры для сферы природопользования и социально-экономического развития;
послевузовский, где идеи и принципы устойчивого развития реализуются в профессиональной деятельности, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в общество путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. Основными направлениями распространения экологических знаний среди населения являются:
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды;
обеспечение доступа
граждан к экологической
увеличение объемов издаваемой экологической литературы, массовых изданий по вопросам охраны окружающей среды;
стремление обсуждать публично актуальные вопросы охраны окружающей среды.
Возможность включиться
каждому в различную
На нашей планете станет немного чище, если в повседневной жизни каждый будет соблюдать несколько несложных правил.
Снижение потребления, повторное использование, вторичная переработка — эти три процесса взаимосвязаны. В первую очередь стоит задуматься о снижении потребления, второй шаг — найти конструктивное применение ставшим ненужными вещам и материалам
Что можно переработать, а что нельзя. Внимательно читайте этикетки, касающиеся возможности вторичной переработки упаковки и вышедших из употребления вещей. Отслужившую технику — в переработку. Горожане все больше привыкают к переработке электронных устройств. Если у вас есть отработавший свое прибор, предложите его ремонтной мастерской или частному мастеру на детали.
Поощряйте творчество. Если вы знаете кого-либо, кто в своем творчестве дает жизнь вышедшим из употребления вещам, предложите им свои идеи и материалы. Такие вещи могут пригодиться и школьникам для их поделок.
Экономьте воду. Выключайте кран с водой в то время, пока чистите зубы. За год это поможет сберечь около 11’000 литров питьевой воды. Пользуйтесь душем, а не принимайте ванну. Всего две минуты включенного душа — это 38 литров воды.
Покупайте товары из вторсырья. Поддерживайте рециклинг (англ. переработка, цикличность), покупая и используя то, что можно будет переработать. Сейчас возможно отыскать вещи с высоким содержанием вторично использованного сырья.
Подумайте о дальнейшей переработке. При покупке новой вещи обратите внимание на возможность ее переработки после окончания срока службы. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковым пакетом 12 минут, а разлагается он 400 лет