Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:22, реферат
Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе — в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Введение 3
Общественное сознание: сущность, уровни, виды, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека. 4
Обыденное и теоретическое сознание 6
Общественная психология и идеология 7
Формы общественного сознания 9
Политическое сознание 11
Правосознание 12
Нравственное сознание 14
Религиозное сознание 15
Эстетическое сознание 16
Научное сознание 17
Заключение 21
Список литературы 22
Министерство по образованию и науки Российской Федеации
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Тюменский
Государственный Архитектурно-
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
НА ТЕМУ: ВИДЫ И
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО
Выполнил:
студент группы УП10-2
Соколов А.А.
Тюмень 2012
Оглавление
Введение 3
Общественное сознание: сущность, уровни, виды, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека. 4
Обыденное и теоретическое сознание 6
Общественная психология и идеология 7
Формы общественного сознания 9
Политическое сознание 11
Правосознание 12
Нравственное сознание 14
Религиозное сознание 15
Эстетическое сознание 16
Научное сознание 17
Заключение 21
Список литературы 22
Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе — в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Сознание и бытие — наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии. Общественное бытие и общественное сознание — две взаимосвязанные стороны жизни общества. Общественное бытие — это экономическая, материальная жизнь людей — производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства, а общественное сознание — отражение общественного бытия.
Вопрос об отношениях этих двух категорий — это вопрос о том, что является главным, первичным, определяющим в общественной жизни и что является производным, зависимым. Домарксистская трактовка этой проблемы сводилась к тому, что развитие общества определяется именно духовной жизнью. Маркс же считал, что характер идей, взглядов, представлений людей зависит, в конечном счете от уровня производства материальных благ, определяется тем положением, которое люди занимают в системе общественного производства.
Таким образом, сознание — функция социальной системы, ее необходимый момент. Общество воспроизводит сознание в качестве элемента, очень важного для его существования. В результате сознание одновременно и условие существования общества, и обусловлено им.
Общественное сознание возникло
одновременно и в единстве с возникновением
общественного бытия. Природе в
целом безразлично
Сознание реализуется в двух ипостасях:
отражательной и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том
и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего
отражения сознания наиболее четко
реализуется в отношении
Но подчеркивая единство
общественного бытия и
Итак, сознание как отражение
и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных
сторон одного и того же процесса: в
своем влиянии на бытие оно
может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А
поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытие, но
активно способствовать его перестройке.
В этом и заключается та исторически
сложившаяся функция
Тот факт, что общественное
сознание включает в себя разные уровни
(обыденно-житейское, теоретическое, общественную
психологию, идеологию и т.д.), и
то, что каждым уровнем сознания
общественное бытие отражается по-разному,
как раз и составляет реальную
сложность в понимании феномена
общественного сознания. И поэтому
нельзя рассматривать его как
простую сумму понятий “
Все изменения и самый процесс развития общественного сознания, в конечном счете определяются изменениями в общественном бытии. Было бы, однако, неверно думать, будто бы это сознание всегда отстает от общественного бытия. Политическое сознание, мораль, художественное сознание, религия и философия отражают материальную деятельность людей, классовую борьбу, различные события, постепенные и революционные изменения не пассивно, не зеркально, а создают определенные идеалы, нормы, установки, правила поведения, вырабатывают образ наиболее желательной, предпочтительной организации общественной жизни. В этом проявляется относительная самостоятельность общественного сознания, его способность к так называемому опережающему отражению. В литературных памятниках прошлого, в трудах философов, экономистов, социологов, политических мыслителей мы находим немало рассуждений о том, каким должно быть разумное справедливое общество, как следует организовать государственное правление, какими должны быть наиболее справедливые законы и наиболее гуманные нормы морали. Разумеется, все эти рассуждения на самом деле выражают не общечеловеческие, а вполне определенные классовые идеалы и представления о справедливости, гуманности и т. д. К тому же эти представления исторически ограничены. Как бы ни стремились заглянуть в будущее мыслители прошлого, какие бы образы общественной жизни, идеалы и нормы они ни создавали, материалом для их рассуждений и догадок служило то общественное бытие, с которым они практически имели дело и, которое отражалось в общественном сознании эпохи. Поэтому и опережающее отражение, в конечном счете определяется общественным бытием.
Обыденное сознание — это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание своего общественного бытия, не используя при этом средств и методов специальной познавательной деятельности. Поэтому говорить о полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности и неповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
Обыденное сознание пронизывает сферу классовых, национальных, религиозных, профессиональных и т. д. отношений. Люди, принадлежащие к той или иной социальной группе, вынуждены как бы автоматически принимать и «правила ее игры». Стихийно сформированное содержание обыденного сознания выполняет роль своеобразной «смазки», которая облегчает движение механизма общественного бытия. Содержание этого сознания соответствует содержанию бытия, поэтому люди воспринимают последнее как норму.
Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания.
В реальной
жизни теоретическое и
Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но это вовсе не уменьшает его значения и важности для повседневной жизни. Однако если рассматривать с позиции обыденного сознания вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. В любом случае общественная наука должна оставаться на теоретическом уровне, чтобы не потерять свой научный статус.
Разделение на обыденный и теоретический уровни основано на противопоставлении жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и в то же время целостного жизнепонимания, а с другой стороны — того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации. Есть мнение, что обыденное сознание — это нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой культуры масс. Однако на деле подавляющее большинство населения любого государства больше интересует то, что может быть полезным и надежным именно в обыденной жизни.
Цельность сознания — это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем его теоретические формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации. Опыт обыденного сознания — это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство.
Общественная
психология — это эмоционально-
Общественная психология играет значительную роль в сфере национальных отношений. Национально-этнические особенности (традиции быта и культуры, язык, цвет кожи, красота своих женщин и т. д.), историческое прошлое своего народа представители той или иной нации воспринимают слишком эмоционально — это одна из причин национальной вражды. «Свое» - здесь воспринимается как хорошее, а «чужое», соответственно, как плохое. «Чужие» не принимают подобную установку, и становятся жертвами агрессивного национализма.
«Исключительность» той или иной нации, народа, либо какой-то его части, выглядит нелепо в глазах подавляющего большинства людей, удаленных от эпицентра событий и наблюдающих на происходящее со стороны, тем более спустя некоторое время.
Без учета общечеловеческих ценностей эмоциональное восприятие своей национальной принадлежности ведет к этноцентризму (этноцентризм — предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей.,Википедия), оппозиции «мы — они», в рамках которой всем «инородцам» приписываются отрицательные качества. Общественная психология, эмоционально-психологический настрой масс — главнейший фактор успеха или неуспеха реализации экономических, политических и других преобразований и реформ. На уровне общественной психологии социальная действительность отражается непосредственно, стихийно.