Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:17, реферат
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Введение
Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
Структура общественного сознания
Обыденное и научное сознание
Общественная психология и идеология
Заключение
Федеральное
бюджетное государственное
<<Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова >>
Кафедра философии и методологии науки
По дисциплине: Философия
«Общественное сознание и его структура>>
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Общественное сознание представляет
совокупность идей, теорий, взглядов, представлений,
чувств, верований, эмоций людей, настроений
в которых отражается природа, материальная
жизнь общества и вся система
общественных отношений. Общественное
сознание формируется и развивается
вместе с возникновением бытия, так
как сознание возможно как продукт
социальных отношений. Но и общество
может быть названо обществом
лишь только тогда, когда сложились
его основные элементы, в том числе
и общественное сознание. Общество
и есть материально-идеальная
Сознание – это высшая, свойственная
только человеку форма отражения
объективной действительности, способ
его отношению к миру и к
самому себе, который представляет
собой единство психических процессов
активно участвующих в
В структуру сознания входят важнейшие
познавательные процессы, с помощью
которых человек постоянно
Вторая характеристика сознания – закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит – «я» человека и его не – «я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своём сознании это противопоставление и различие. Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве, осуществляется в процессе самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вносится в него необходимые коррективы и т.д.
Наконец четвёртая характеристика – сознания включение в его состав определённого отношения. «Моё отношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.
1 Понятие общественного
Общественное сознание представляет
собой совокупность идей, теорий, взглядов,
представлений, чувств, верований, эмоций
людей, настроений, в которых отражается
природа, материальная жизнь общества
и вся система общественных отношений.
Общественное сознание формируется
и развивается вместе с возникновением
общественного бытия, так как
сознание возможно только как продукт
социальных отношений. Но и общество
может быть названо обществом
лишь тогда, когда сложились его
основные элементы, в том числе
и общественное сознание. Общество
есть материально-идеальная
Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно
в повседневной жизни людей. Теоретическое
сознание отражает сущность, закономерности
окружающего и социального
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
–политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.
–правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;
–мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;
–искусство – особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;
–религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
Общественное и индивидуальное
сознание находятся в тесном единстве.
Общественное сознание носит межиндивидуальный
характер и не зависит от отдельной
личности. Для конкретных людей он
носит индивидуальный характер. Каждый
индивид на протяжении всей своей
жизни через отношения с
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно
отвечающие интересам эпохи и
времени, после завершения индивидуального
существования становятся достоянием
общества. Например, творчество выдающихся
писателей, мыслителей, ученых и др.
Индивидуальное сознание в этом случае,
проявляющееся в творчестве конкретного
человека приобретает статус общественного
сознания, пополняет и развивает
его, придавая ему черты определённой
эпохи. Сознание невозможно вывести
из одного лишь процесса отражения
объектов природного мира: отношение
«субъект – объект » не может
породить сознания. Для этого субъект
должен быть включен в более сложную
систему социальной практики, в контекст
общественной жизни. Каждый из нас, приходя
в это мир, наследует духовную
культуру, которую мы должны освоить,
чтобы обрести собственно человеческую
сущность и быть способными мыслить
по – человечески. Мы вступаем в
диалог с общественным сознанием, и
это противостоящее нам сознание
есть реальность такая же, как например
государство или закон. Мы можем
взбунтоваться против этой духовной
жизни, но также как и в случае
с государством, наш бунт может
оказаться не только бессмысленным,
но и трагичным, если мы не будем
учитывать те формы и способы
духовной жизни, которые нам объективно
противостоят. Чтобы преобразовать
исторически сложившуюся
Но, подчеркивая единство общественного
бытия, и общественного сознания,
нельзя забывать и их различие, специфическую
разъединённость. Историческая взаимосвязь
общественного бытия и
Сознание, как отражение и как
активно – творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных
сторон одного и того же процесса: в
своем влиянии на бытиё оно
может, как оценивать его вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А
поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытиё, но
и активно способствовать его
перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся