Общественное сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:17, реферат

Описание

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Содержание

Введение
Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
Структура общественного сознания
Обыденное и научное сознание
Общественная психология и идеология
Заключение

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

Федеральное бюджетное государственное образовательное  учреждение

                                       Высшего профессионального образования

         <<Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова >>

 

 

            Кафедра философии и методологии науки

 

                                                      

                                Реферат 

     

                                        По дисциплине:  Философия

                                                          На тему:

                         «Общественное сознание и его структура>>

 

 

 

                                                                                          Выполнила: студентка 1 курса

                                                                                          Группы ЭК-031-12

                                                                                           Сымкина Л.Г

                                                                                           Преподователь:

                                                       Дуплий  Т.В

 

                      

                                                         

                                               г. Чебоксары 2013

 

 

Содержание

Введение

  1. Понятие общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
  2. Структура общественного сознания
  3. Обыденное и научное сознание
  4. Общественная психология и идеология

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается  вместе с возникновением бытия, так  как сознание возможно как продукт  социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом  лишь только тогда, когда сложились  его основные элементы, в том числе  и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения  объективной действительности, способ его отношению к миру и к  самому себе, который представляет собой единство психических процессов  активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит  из чувственных образов, предметов  являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением  и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью  и управления ею.

В структуру сознания входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу таких процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина, каким он представляется человеку в данный момент. Память – позволяет  возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее  время. Мышление – обеспечивает решение  задач путём использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством  сознания.

Вторая характеристика сознания –  закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что  принадлежит – «я» человека и  его не – «я». Человек, впервые  в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять  в своём сознании это противопоставление и различие. Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую  деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и  самого себя в целом. Отделение «я»  от не «я», это и есть путь, который  проходит человек в детстве, осуществляется в процессе самосознания человека.

Третья характеристика сознания –  обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при  этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вносится в него необходимые  коррективы и т.д.

Наконец четвёртая характеристика – сознания включение в его  состав определённого отношения. «Моё отношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В  сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение  сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в  которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные  оценки межличностных отношений. И  здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При  некоторых душевных заболеваниях, нарушение  сознания характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений.

1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным  сознанием

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется  и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как  сознание возможно только как продукт  социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом  лишь тогда, когда сложились его  основные элементы, в том числе  и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в  себя общественную функцию. Структура  общественного сознания сложна, и  находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре  общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое  и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое  сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в  различных формах: общественно –  политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного  сознания в современном виде –  результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало  примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и  умственный труд был непосредственно  вплетён в трудовые отношения, в  повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы  общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает  весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу  общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы  общественного сознания:

–политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

–правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;

–мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;

–искусство – особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;

–религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный  характер и не зависит от отдельной  личности. Для конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей  жизни через отношения с другими  людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного  сознания, хотя и относится к этому  влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно  влияют на индивида, формируют его  мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно  отвечающие интересам эпохи и  времени, после завершения индивидуального  существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного  человека приобретает статус общественного  сознания, пополняет и развивает  его, придавая ему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести  из одного лишь процесса отражения  объектов природного мира: отношение  «субъект – объект » не может  породить сознания. Для этого субъект  должен быть включен в более сложную  систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя  в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить  по – человечески. Мы вступаем в  диалог с общественным сознанием, и  это противостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государство или закон. Мы можем  взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и в случае с государством, наш бунт может  оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем  учитывать те формы и способы  духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать  исторически сложившуюся систему  духовной жизни, нужно ею сначала  овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в  целом безразлично существование  человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать  ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно – субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.

Но, подчеркивая единство общественного  бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединённость. Историческая взаимосвязь  общественного бытия и общественного  сознания в их относительной самостоятельности, реализуется таким образом, что  если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось  под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздёйствие  приобретало всё более опосредственный  характер – через государство, политические и правовые отношения и др., а  обратное воздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного  воздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается  в способности сознания правильно  отражать бытиё.

Сознание, как отражение и как  активно – творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в  своем влиянии на бытиё оно  может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А  поэтому общественное сознание эпохи  может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его  перестройке. В этом и заключается  та исторически сложившаяся функция  общественного сознания, которая  делает его объективно необходимым  и реально существующим элементом  любого общественного устройства. Мощная преобразовательная сила общественного  сознания способна воздействовать на всё бытиё в целом, вскрывая смысл  его эволюции, предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного  человеком индивидуального сознания. Относительно сознания писал и такой  учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют источник всех наших  знаний… Мы располагаем тремя  главными средствами исследования: наблюдением  природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты, размышление  их комбинирует, опыт проверяет результат  комбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование  которого будучи неизвестным, когда  оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально».Власть общественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становлению личности.

Информация о работе Общественное сознание и его структура