Концепция развития экологически комфортной городской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:07, реферат

Описание

На межправительственном уровне проблема окружающей среды как глобальная впервые прозвучала в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. Для дальнейшей проработки обозначившихся проблем Конференция создала специальную структуру – Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

ТБО вывозятся на городскую свалку в районе бухты  Горностай. Несмотря на то, что эта  свалка уже не может принимать  отходы, они все же туда вывозятся. Кроме этой, в городе существует еще более 100 неорганизованных свалок. Мусор на них не перерабатывается, и его количество возрастает. 

Несмотря на постановление  главы администрации Приморского  края от 21 апреля 1992 г. N 124 "О мерах по утилизации, обезвреживанию токсичных и промышленных отходов на территории края", так и не было принято решения о создании полигона по захоронению токсичных и промышленных отходов. На сегодня этот вопрос остается открытым. 

Для практического  решения проблем утилизации и  переработки промышленных и ТБО  необходимо предусмотреть следующие  мероприятия: 

а) разработать проект технологий и утилизации ТБО; 

б) предусмотреть  строительство модулей по переработке, утилизации и захоронению отходов  в несколько этапов; 

в) создание источника  финансирования – фонда "Отходы". 

Зеленые насаждения. Организованное озеленение в городе началось в начале сороковых годов. Главное внимание было уделено созданию парков, садов и скверов за счет сохранившейся к этому времени  естественной древесной растительности, а также озеленению улиц. К озеленению были привлечены не только коммунальные службы города, но и коллективы предприятий  и организаций. К 1984 году площадь  зеленых насаждений селитебной зоны составляла 1221,5 га, в том числе  насаждений общего пользования 210,9 га. К сожалению, в последние годы площади городских насаждений стали  сокращаться. Наиболее пострадали зеленые  насаждения внутри жилых районов (почти  в 9 раз) и внутриквартальные (в 3,6 раза). 

Службами благоустройства  города в 1994 году проводились реконструкция  и ремонт зеленых насаждений, в  ходе которых было посажено около 7 тысяч саженцев древесных пород, 15 тысяч кустарников и более 320 тысяч штук цветочной рассады. 

Существующее состояние  системы озеленения города должно быть направлено на: 

а) регулярный уход и  эксплуатацию существующих зеленых  насаждений; 

б) внедрение новых  сортов трав для создания городских  газонов; 

в) озеленение в первую очередь таких микрорайонов города, как № 56, 64, 71; 

г) внедрение контейнерного  и других методов озеленения; 

д) формирование системы особо охраняемых природных территорий и объектов, включая природные парки, рекреационные зоны и др. 

Создание экологической  милиции. В связи с экологическим  беспределом на территории г. Владивостока – движение и парковка автотранспорта в неустановленных местах, мойка автомобилей у водоразборных колонок, разбазаривание морепродуктов путем незаконного лова в заливе Петра Великого (ЗПВ), отстрел диких животных и т.д. – назрела необходимость создания специальной правовой экологической службы в составе муниципальной милиции. 

Задача милиционеров-экологов должна состоять в контролировании, охране и защите природных и других территорий города, предупреждении и  пресечении противозаконной деятельности природоохранных органов при  исполнении ими служебных обязанностей. 

Согласно ст. 35, п. 3 Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных  территорий через специальные структуры, наделенные соответствующими полномочиями. 

В г. Москве, например, создается служба санитарно-экологической милиции. Подготовлен проект распоряжения мэра. 

В администрации  Приморского края создается служба морского патруля, в задачу которого входит контроль за безопасностью движения судов, парковкой безнадзорных судов и т.п. 

Владивосток – порт, и в его административные границы  входит значительное количество островов (около 50) и акватория ЗПВ. Начиная  с 1990 г., город был открыт для свободного въезда туристов. Увеличился поток  беспрепятственного посещения “дикими” туристами островных экосистем, что стало наносить непосредственный ущерб их природе. Поэтому предлагается для охраны и защиты территорий города и островных экосистем создать  экологическую милицию в составе  двух подразделений.  

Первое подразделение  должно заниматься вопросами контроля территории и предприятий на полуострове  Муравьева-Амурского, включая надзор за состоянием свалок, работой автозаправочных  и моечных станций, строительством, порубкой деревьев, парковкой автомобилей  и т.д. 

Второе подразделение  должно контролировать акваторию залива Петра Великого и расположенные  на ней острова, следить за состоянием береговых зон (пляжей), бороться с  браконьерством, загрязнением акватории, бороться за сохранность на островах реликтовых пород деревьев и кустарников  и др. 

Нарушители, не имеющие  лицензий на рекреационное природопользование, отстрел, ловлю и другие виды природопользования, должны нести наказание в соответствии с законодательством. 

К нарушителям должны применяться штрафные санкции. Штрафы за нарушение природоохранного законодательства, взыскиваемые в результате нарушений, переводятся в Экологический  фонд г. Владивостока. Средства, полученные таким образом, идут на восстановление экосистем и укрепление материальной базы экологической милиции. 

Информационное обеспечение  экологических работ. Для оперативного управления экологическими процессами, происходящими на территории города, необходимо информационное обеспечение  о состоянии окружающей среды. Кроме  того, необходимо формирование и обновление базы данных по современному экологическому и санитарному состоянию городской  территории, акваторий, прилегающих  к городским побережьям, водотоков  и водохранилищ, воздушной среды  и т.д. 

Несмотря на то, что  в настоящее время собирается информация о состоянии окружающей среды, она разобщена, вследствие того, что ее собирают и обрабатывают различные  органы и организации. Поэтому для  упорядочения этой важной работы необходимо создание автоматизированной городской  системы "Экологический мониторинг". К работе над такой программой администрация города только приступает. 

Экологическое образование  играет не менее важную роль в улучшении  изучения состояния окружающей среды, защиты экологических прав граждан, общественных объединений и организаций [1; 2; 20; 25-27]. 

В г. Владивостоке в феврале 1997 г. проведена первая городская экологическая конференция школьников "Войди в природу другом" на базе школы № 22. Был отмечен высокий уровень работ экологической направленности средних школ города № 22, 41, 12, 24, 54, 1, 13, 77, 45, 40. Данная конференция позволила объединить учащихся школ и разработать комплексную программу по привлечению школьников и молодежи к улучшению экологической ситуации в городе. 

В дальнейшем предполагается широкое участие ученых в экологическом  образовании населения, тесное сотрудничество с городскими организациями (приложение 4), занимающимися вопросами экологического просветительства и воспитания, оказание материальной помощи администрацией города в данном деле. 
 

заключение 

В данном пособии  представлена картина экологического состояния г. Владивостока, которое  можно отнести к неблагополучному. Это и высокое загрязнение воздушного бассейна, вод залива Петра Великого, острый дефицит зеленых насаждений общего пользования, проблемы утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. 

Растет уровень  заболевания как среди детского, так и взрослого населения города. В последние годы смертность превышает рождаемость в 1,5 – 2,0 раза. Удельный вес детей до 14 лет ниже удельного веса населения в возрасте старше 50 лет, что относит Владивосток к городам с регрессивным типом населения. 

В пособии наряду с анализом и характеристикой  состояния окружающей среды предлагаются практические решения экологических  проблем. 

Разработаны экологические  требования к городской застройке, которые должны учитываться при  проектировании и строительстве  объектов любого характера на территории города. 

Создан внебюджетный Экологический фонд г. Владивостока, основная деятельность которого направлена на финансирование и кредитование городских программ, научно-технических проектов, внедрение экологически чистых технологий для улучшения качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности населения. 

В рамках программы "Защита от наводнений г. Владивостока" проводятся работы по регулированию  стока рек Богатая и Вторая Речка. 

Разработана концепция  экологически комфортной среды города, которая направлена на улучшение  жизненного уровня населения и создание условий экологической безопасности. 

Изложены предложения  по созданию экологической милиции, основная деятельность которой должна быть направлена на защиту и охрану природных территорий и контроль за использованием природных ресурсов. 

Следующим основным направлением в деле улучшения и  сохранения окружающей среды является всеобщее экологическое образование  и воспитание населения. Мы должны осознавать, что чисто инженерных решений  проблем города недостаточно для  создания “настоящей человеческой”  жизни. Люди должны быть другими. Должно формироваться современное общество, воспитывающее людей в понимании  того, что такое окружающая среда, и каково место человека в ней. 

Существующие проблемы для своего решения требуют огромных финансовых вложений. Это и строительство  канализационных очистных сооружений, реконструкция и строительство  городской ливниевой канализации, улично-дорожной сети (путепроводы, транспортные развязки, мосты, тоннели), улучшение водоснабжения. Чтобы их решить, нужно из федерального, краевого и городского бюджетов планомерно формировать средства в размере не менее 3% от годового бюджета на природоохранные мероприятия. 

Надеемся, что настоящее  пособие окажется полезным не только студентам-экологам, но и специалистам-практикам, работающим в природоохранных и  административных органах над проблемами экологического, медицинского и инженерного  обеспечения, а также в организации  застройки и инфраструктуры больших  и малых городов Дальнего Востока. 
 
 
 
 
 

3. Возможные пути  решения 

Несмотря на негативность ряда тенденций урбанизации новые  данные, приведенные в большом  международном исследовании «Экологическая оценка тысячелетия», свидетельствуют, что города могут снизить некоторые  антропогенные нагрузки вследствие концентрации населения, потоков веществ  и энергии. Предполагаемое (далеко не полностью изученное) объяснение этому  явлению основывается на городских  факторах устойчивости: 

– высокая плотность  населения уменьшает потребность  в занятой земле на жителя; 

– снижаются приходящиеся на жителя затраты на обеспечение  водой, системы коллекторов, сбор отходов  и большинство других общественных удобств; 

– многоквартирные  жилые дома уменьшают потребление  на жителя строительных материалов и  затраты на обслуживание, могут уменьшать  спрос на бытовые приборы и  личные автомобили; 

– свободный доступ к городским удобствам, пешеходному  движению, езде на велосипеде и общественному  транспорту уменьшает спрос на частные  автомобили, снижает потребление  энергии и загрязнение; 

– высокая плотность  и разнообразие инфраструктуры связи  сокращают потребность в энергии; 

– большие возможности  для рециркуляции строительных материалов, их повторного использования, переработки; концентрация специализированных предприятий; 

– использование  сбросной энергии (высокотемпературных  процессов и др.), сокращение спроса на энергию; 

– возможность реализации «индустриальной экологии» (создания замкнутых индустриальных парков, в  которых ненужная энергия или  материалы одних фирм являются исходными  материалами для других). 

В указанном исследовании предполагается, что увеличенная  плотность жителей и снижение материальных затрат для высотных жилых  домов в сравнении с индивидуальными  зданиями уменьшают примерно на 40% ту часть экологического следа на жителя, которая связана с жильем и  потребностями транспорта. 

Информация о работе Концепция развития экологически комфортной городской среды