Концепция развития экологически комфортной городской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:07, реферат

Описание

На межправительственном уровне проблема окружающей среды как глобальная впервые прозвучала в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. Для дальнейшей проработки обозначившихся проблем Конференция создала специальную структуру – Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

Во многих городах  мира используется зонирование территорий для защиты зеленых территорий и  парков, зеленых коридоров и поясов, для улучшения качества воздуха  в городе, сохранения заболоченных земель, культурного наследия, прибрежных областей, открытых площадей, сельхозугодий  внутри города. Благодаря совершенствованиям технологий многие города развитых стран  частично преодолели некоторые проблемы окружающей среды. Внутренняя среда  этих городов зачастую имеет хорошее  качество. Однако это свидетельствует лишь о перемещении проблемных (с точки зрения экологии) зон в региональном и глобальном масштабах. 

Рост интенсивности  движения и числа автомобилей  отрицательно воздействует на городскую  среду, в первую очередь на качество воздуха и воды. 

Для особенно плотных  поселений, которые быстро заполняются  автомобилями, можно с помощью  информационных технологий, рационального  планирования транспорта и финансирования работы, создавать менее «автозависимые» города. Например, автобусное движение в ряде латиноамериканских городов не только обеспечивает решение транспортных проблем, но и ограничивает пользование автомобилями, что снижает загрязнение воздуха. 

Иногда решению  проблем загрязнения территорий помогает «индустриальное переселение» как часть процесса урбанизации. Индустриальное переселение часто  предпринимается для улучшения  качества окружающей среды. Так, в г. Далянь в Китае начиная с 1995 г. были успешно перемещены в пригородные области более 100 загрязняющих предприятий, что существенно улучшило качество окружающей среды. В Иокогаме сотни загрязняющих предприятий были перемещены в прибрежную область с превращением ее в индустриальный парк. Корпорация окружающей среды Японии начиная с 1970 г. осуществила переселение 4 тыс. предприятий из городского центра и жилых областей. В Сеуле было перемещено более 2 тыс. загрязняющих предприятий. Но если такая стратегия эффективна для сокращения воздействий на окружающую среду в городах, избавляющихся от заводов, она может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и экосистем территорий получателя, если они не контролируются. Большинство городов стимулирует переселение, освобождая предприятия от налогов или сокращая их. Некоторые города применили строгие меры к тем отраслям загрязняющей промышленности, которые не сумели переместить свои объекты в пределах назначенного времени. Но иногда в результате индустриального переселения загрязнения просто перемещаются из города в пригород. Индустриальное переселение часто проводится в целях уменьшения загрязнения в городе-экспортере и потому направлено на рост качества городской среды, а не на уменьшение загрязнений в целом. Кроме того, получатель обычно активно привлекает промышленные предприятия, даже если они загрязняют среду, а нормы по защите окружающей среды в пригородах часто не столь строги, как в городах-экспортерах. (3, с 42) 

Учитывая двойственность эволюции городов (реальность и неотвратимость тенденций роста современных  городов, повышение качества жизни  и степени удовлетворения потребностей жителей и вместе с тем увеличение загрязнений, отступление природы) необходимо максимально экологизировать городскую среду, взаимоотношения городов и природы, органично соединить город и природу в единое целое. Причем наиболее трудны задачи экологизации для урбоареалов и мегаполисов, где естественная природа находится далеко от города, из-за чего ее положительное влияние незначительно. 

Нужны новые природоохранные  и природовосстанавливающие решения, новые экологичные технологии во всех областях жизни и деятельности в городах и одновременно новое, более экологичное мышление, экологическая культура. Только такой комплекс мероприятий позволит сохранить природу Земли и создать экологически обоснованное высокое качество жизни в поселениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Меры по рациональному  устройству территории, принимаемые  в целях улучшения

экологической обстановки.

Улучшение состояния  окружающей среды достигается с  помощью различных мер:

технологических (переход на более совершенные, «чистые» технологии), технических

(совершенствование  устройств очистки сбросов в  водоемы и выбросов в атмосферу),

структурных (закрытие и вывод за пределы города производств-загрязнителей  и,

наоборот, развитие производств, экологически уместных для  него),

архитектурно-планировочных (организация промышленных зон, создание

санитарно-защитных разрывов).

Осветим круг вопросов, связанный с рациональным устройством  территории,

обеспечивающим улучшение состояния окающей среды.

Неупорядоченное размещение промышленности по территории города резко ухудшает

в нем экологическую  обстановку. Градостроительным способом противодействия

этому служит организация  промышленных зон. В генеральные  планы городов, схемы

районной планировки, тональные схемы расселения и  в генеральную схему

расселения на территории России включаются разделы по охране окружающей

среды. районе города.

В проектно-планировочной  практике успешно используется концепция  опорного

экологического каркаса, которая большое развитие получила в трудах В.В.

Владимирова. Концепция  основывается на объективных процессах  поляризации

ландшафта происходящих как в природе, так и в социально-экономической

среде. Эта закономерная тенденция в развитии окружающей среды, по мнению Б.Б.

Родомана, может стать программой улучшения среды в эпоху продолжающейся

индустриализации, автомобилизации  и роста городов.

Она закрепляет поляризацию  ландшафта в рациональных, полезных для человека,

для общества пространственных формах.

С помощью опорного экологического каркаса можно сбалансировать отношения

между природой и  техникой, урбанизацией и средой. В  основу организации

территории положено выделение трех основных зон:

а) наибольшей хозяйств венной активности;

б) экологического равновесия;

в) буферной Зоны высокой  хозяйственной активности, в том  числе и

расположенные в  ней города и агломерации, имеют  свой экологический каркас,

образованный зелеными клиньями и поясами, водно-парковыми диаметрами, для

создания которого используется природная основа в виде гидрографической сети,

форм рельефа, естественных зеленых насаждений.

Зоны экологического равновесия нужны для воспроизводства  важнейших природных

ресурсов. В них  устанавливается строгий режим  хозяйственной деятельности,

ограничивается развитие промышленности, сдерживается рост городов,

запрещается рубка  леса, кроме санитарной. Предусматривается расширение сети

природных парков, заповедников, заказников, охраняемых ланд­шафтов.

Лесистость поддерживается на уровне 40-50%, сохранится чистыми малые  реки,

восстанавливаются популяции животных и птиц, имеющих  хозяйственное значение,

а также редких их видов, запрещаются все виды охоты, кроме необходимых для

поддержания фауны  в равновесном состоянии.

На стыке региональных систем расселения предусмотрено формирование буферных

зон, которые должны компенсировать экологическую недостаточность  ареалов с

высокой экономической  плотностью. Такие зоны выступают  в роли своеобразных

экологических «швов» между региональными системами  расселения. Наконец,

наименее освоенные  территории с низкой плотностью населения, обладающие

значительным экологическим  потенциалом, следует рассматривать  в качестве

экологической зоны, предназначенной для компенсации  изъятых природных

ресурсов в стране в целом.

Опорный экологический  каркас, таким образом, формируется  на трех

территориальных уровнях: страны, крупной ее части (крупный  экономический

район или их группа), мезорайонном (республика, край, область), локальном

(город, агломерация). По отношению к опорному экономическому  каркасу

экологический каркас выступает в качестве антипода, «антикаркаса».

Во-первых, он обеспечивает сбалансированность во взаимоотношениях человека и

природы в определенном пространстве. Во-вторых, в отличие  от экономического

каркаса, представляющего  собой линейно-узловую структуру, экологический

каркас образован  значительными по площади территориями (это его главные

базовые элементы), сохраняющими и в пределах  экономически плотных

пространств ареальный  характер в виде широких клиньев, полос, поясов.

Итак из-за нерационального использования окружающей среды в климате всей

планеты происходят порой необратимые изменения, особенно сильно они

проявляются в крупнейших центрах промышленности, местах скопления

разнообразного транспорта, отопительных систем – городах. Микроклимат в любом

крупном городе носит особенный характер – это потепление, повышение

содержания вредных  веществ в воздухе и воде и  т.д.

Сейчас при сложившейся  на мировом рынке ситуации, страны третьего мира

используют как  места для добычи и переработки  не только своего сырья, но и

сырья, завезенного  из других стран, а это значит, что  концентрация вредного

производства на определенных территориях небольшого количества государств,

следовательно загрязнение в некоторых частях света будет настолько сильным,

что его нельзя будет  ликвидировать силами только природы, массовые

постепенные отравления жителей одной страны в таких  случаях также неизбежны.

Поэтому вопрос об изменении  климата городов вырос до вопроса  изменения

климата целых стран (конечно, небольшого размера).

Если в ближайшее  же время не будут предприняты  самые решительные действия по

защите от глобальных экологических катастроф, то очень  скоро произойдут

необратимые изменения  в климате планеты. 
 
 
 

Информация о работе Концепция развития экологически комфортной городской среды