Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:53, реферат

Описание

В работе будет проведён анализ Конференции и показана насколько эффективны совместные глобальные усилия по спасению экологии Земли.

Содержание

Введение 3
1. Подготовка к Конференции 4
2. Работа Конференции 4
3. «Повестка на 21 век» 10
4. Декларация Рио по окружающей среде и развитию 13
5. Результаты работы конференции 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19

Работа состоит из  1 файл

Экология Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 48.47 Кб (Скачать документ)

На Конференции широко обсуждался вопрос о введении системы цен  на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого окружающей среде, а также  о квотировании выбросов парниковых газов на душу населения. Принцип  квотирования означает необходимость  покупать квоты на выбросы, превосходящие  установленную норму, вычисленную  на душу населения. В сложившихся  условиях основными покупателями квот, конечно же, будут промышленно  развитые страны. В весьма невыгодном положении окажутся США, поскольку  именно там потребляется больше всего  энергоресурсов на душу населения, несмотря на широкомасштабную энергосберегающую  политику.

Во время обсуждения рамочной Конвенции  об изменении климата представители  США сделали все, чтобы исключить  из текста какие-либо обязывающие конкретные записи о квотировании, масштабах  и сроках сокращения выбросов. В  этом отношении они оказались "по одну сторону баррикад" с нефтедобывающими арабскими странами и резко разошлись  с европейскими, чем опять противопоставили себя мировому сообществу. Журналисты заклеймили Дж.Буша "пленником нефтяной промышленности". Группы зеленых  организовали в Рио-де-Жанейро ряд  актов протеста против позиции США, вплоть до попыток прорваться в зал  заседаний, закончившихся битьем стекол и вмешательством сил безопасности.

Выигрышную и одобренную многими  позицию по этому вопросу заняли европейские страны. Они заострили  внимание на проблеме субъекта, ответственного за сокращение выбросов. Согласно статье 4 Конвенции, стороны должны учитывать  общую и дифференцированную ответственность, конкретные национальные и региональные приоритеты. Указанное положение  вполне дает возможность считать  субъектом, ответственным за выбросы  не только отдельные государства, но и региональные организации, чем  и решил воспользоваться Европейский  Союз. Во-первых, европейские страны отмежевались от обструкционистской позиции  США. Во-вторых, они предложили интересное решение проблемы квотирования. Квоту  за выбросы можно рассчитывать для  региона в целом, оставляя за ним  право маневрировать внутри, или  же просто дать возможность региональным структурам по своему усмотрению оплачивать квоты своих участников. Эти предложения  полностью соответствовали духу единой экологической политики ЕС, закрепленной Маастрихтским договором 1991 года.

Выступая на закрытии Конференции, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил, что "рамочная Конвенция  об изменении климата закладывает  основы для процесса сотрудничества, направленного на сохранение в безопасных пределах объема выбросов парниковых газов в атмосферу. Первоначальный уровень обязательств не столь высок, как многим бы хотелось. Однако невысокий  уровень обязательств должен максимально  увеличить число участников, что является одним из условий эффективности".

В гуманном и привлекательном свете  движения к новой модели развития попытались представить свою страну представители Японии. Возглавили эту  линию видные политические деятели, бывшие премьер-министры Японии Н.Такэсита и Т.Кайфу. Они сыграли большую  роль в подготовке Конференции. В  критический момент, когда расхождения  по финансовым вопросам "Повестки дня  на XXI век" стали угрожающими и  могли сорвать проведение Конференции, Н.Такэсита собрал в апреле 1992 года в Токио политических и финансовых лидеров мира, и они смогли наконец  договориться о взаимоприемлемых решениях.

Серьезным "минусом" для Японии было то, что на Конференции не смог присутствовать премьер-министр Киити  Миядзава. В распространенном на Конференции  тексте его несостоявшегося выступления  говорилось: "...Япония взяла курс на превращение в энерго- и ресурсосберегающее общество и резко улучшила состояние  своей природной среды. Сегодня  в Японии, на долю которой приходится 14% общемирового валового национального  продукта, выбросы в атмосферу  углекислого газа составляют менее 5%, а окислов серы - всего 1% от мирового объема выбросов. Благополучие Японии, достигнутое путем использования  ресурсов планеты, возлагает на Японию обязанность играть лидирующую роль в международных усилиях по проблемам  как окружающей среды, так и развития"., претензии Японии выглядят вполне обоснованными.

Увиденное многими исследователями  троецентрие в геополитическом  раскладе современного мира четко прослеживается в отношении к экологическим  проблемам. По меткой оценке журнала "Ecologist", для главных игроков встреча  в Рио была феноменальным успехом.

Однако традиционный силовой и  экологический треугольники не совпадают. Если на Стокгольмской конференции  по окружающей среде и развитию 1972 года США играли роль явного лидера в движении человечества к экологически безопасному будущему, то на Рио-92 эту  роль они не удержали. Ее уверенно подхватили европейские страны и Япония, порадовавшие международное сообщество взвешенной, продуманной позицией. США же, по меткой оценке издававшейся на Конференции  газеты "Earth Summit Times", "... к обеспокоенности  и даже замешательству большинства  американцев не способны более лидировать. Широкие круги рассматривают  их как реакционную силу". Это  жесткая и бескомпромиссная оценка, тем более на фоне широкомасштабной экологической политики и многих серьезных успехов в деле защиты окружающей среды. Участники Конференции  не отрицали эти достижения, но все-таки в большей степени их интересовал  настрой на будущее, готовность к  серьезным преобразованиям. Позиция  США не произвела здесь должного впечатления.

А что же с полюсом социализма? Как выглядели на Рио Россия и  другие постсоветские и постсоциалистические страны? К сожалению, они не оказались на должной высоте. На Конференции звучали тирады, особенно из уст Дж.Буша, об исключительной виновности тоталитаризма в экологической деградации, но они не получали одобрения. Тем более ссылки на тоталитаризм не находили отклика в выступлениях представителей России, СНГ и восточноевропейских стран. Окружающая среда, в конечном итоге, находится вне идеологии, она требует общемирового единства и ответственности.

Многие с недоумением отметили, что представители СНГ не воспользовались  возможностью, предоставленной европейскими странами, и так же, как они, не выступили, например, единым блоком в  защиту квотирования. Они слишком  заняты своими внутренними проблемами, среди которых экологическая, к  сожалению, пока не рассматривается  приоритетной.

На заключительном заседании Конференции  Генеральный секретарь Морис  Стронг сказал, что мир должен стать  другим. По отношению к такому другому, устойчиво развивающемуся, экологически безопасному миру в традиционном геополитическом раскладе мира наметились свои особенности.

«Повестка на 21 век»

 

Важнейшим итогом работы Конференции стало принятие специального документа названного «Повестка на 21 век». Данный  протокол содержал закрепление положений принятой Декларации и как ясно из названия ставил новые задачи по развитию человечества в новом столетии. Повестка включает 40 разделов-статей. Для описания программных областей используются рубрики: “Основа для деятельности”, “Цели”, “Деятельность” и “Средства осуществления”. Повестка дня на 21 век представляет собой динамичную программу. Она может осуществляться различными участниками с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов и при полном соблюдении всех принципов, содержащихся в декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Эта программа со временем может претерпевать изменения с учетом меняющихся потребностей и обстоятельств. Данный процесс символизирует начало нового глобального партнерства в интересах обеспечения устойчивого развития. Повестка дня на 21 век

 

В Преамбуле отмечается, документ провозглашает комплексный подход к проблемам окружающей среды  и развития, т.к. ни одна страна не в  состоянии добиться этого в одиночку, но исключительно совместными усилиями - на основе глобального партнерства  в интересах обеспечения устойчивого  развития. Такое глобальное партнерство  основывается на посылках, нашедших отражение  в резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи  от 22 декабря 1989 года, принятой после  того, как народы мира обратились с  призывом созвать конференцию Организации  Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, а также на признании необходимости сбалансированного и комплексного подхода к вопросам окружающей среды и развития. Повестка впервые устанавливает структуру для систематической совместной работы, необходимой для перехода к устойчивому развитию. А ее 115 программных областей определяют конкретные действия по выполнению этого перехода.

 

“Повестка дня на 21 век посвящена  актуальным проблемам сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить  мир к решению проблем, с которыми он столкнется в следующем столетии. Она отражает глобальный консенсус  и принятие на самом высоком уровне политических обязательств в отношении  сотрудничества по вопросам развития и окружающей среды. Ответственность  за ее успешное осуществление ложится  прежде всего на правительства. Решающее значение для достижения этой цели имеют национальные стратегии, планы, политика и процессы. Международное  сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и  дополнять их. В этом контексте  система Организации Объединенных Наций призвана играть решающую роль. Другим международным, региональным и  субрегиональным организациям также  следует способствовать этим усилиям. Следует также поощрять как можно  более широкое участие общественности и активное привлечение к этой деятельности неправительственных  организаций и других групп”(1.3).

 

Повестка включает 40 разделов-статей. Для описания программных областей используются рубрики: “Основа для  деятельности”, “Цели”, “Деятельность” и “Средства осуществления”. Повестка дня на 21 век представляет собой  динамичную программу. Она может  осуществляться различными участниками  с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов и при полном соблюдении всех принципов, содержащихся в декларации Рио-де-Жанейро  по окружающей среде и развитию. Эта программа со временем может  претерпевать изменения с учетом меняющихся потребностей и обстоятельств. Данный процесс символизирует начало нового глобального партнерства  в интересах обеспечения устойчивого  развития.

 

Содержание Повестки дня на 21 век:

 

Преамбула Раздел I. Социальные и экономические  аспекты

 

Международное сотрудничество в целях  ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и  соответствующая национальная политика

Борьба с нищетой

Изменение структур потребления

Динамика населения и устойчивое развитие

Охрана и укрепление здоровья человека

Содействие устойчивому развитию населенных пунктов

Учет вопросов окружающей среды  и развития в процессе принятия решений

Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях  развития.

 

Защита атмосферы

Комплексный подход к планированию и рациональному использованию  земельных ресурсов

Борьба с обезлесением

Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой

Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов

Содействие устойчивому ведению  сельского хозяйства и развитию сельских районов

Сохранение биологического разнообразия

Экологически безопасное использование  биотехнологии

Защита океанов и всех видов  морей, включая замкнутые и полузамкнутые  моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов

Сохранение качества ресурсов пресной  воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного  хозяйства и водопользованию

Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного  международного оборота токсичных  и опасных продуктов

Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота  токсичных и опасных отходов

Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные  с очисткой сточных вод

Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов

Раздел III. Укрепление роли основных групп  населения.

 

Преамбула

Глобальные действия в интересах  женщин в целях обеспечения устойчивого  и справедливого развития

Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого  развития

Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин

Укрепление роли неправительственных  организаций: партнеры в процессе обеспечения  устойчивого развития

Инициативы местных властей  в поддержку Повестки дня на 21 век

Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов

Укрепление роли деловой деятельности и промышленности

Научные и технические круги

Усиление роли фермеров

Раздел IV. Средства осуществления.

 

Финансовые ресурсы и механизмы

Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала

Наука в целях устойчивого развития

Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров

Национальные механизмы и международное  сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах

Международные организационные механизмы

Международные правовые документы  и механизмы

Информация для принятия решений

 

Декларация  Рио по окружающей среде и развитию

 

Вторым важным документом принятым на Конференции стала Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию.  Она содержит основные принципы экологического права и принята на конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Декларация развивает положения, содержащиеся в декларации конференции  Организации Объединённых Наций  по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года и содержит в себе 27 принципов  экологически корректного поведения  мирового сообщества. В декларации также определяются цели её принятия.

Информация о работе Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро