Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:53, реферат

Описание

В работе будет проведён анализ Конференции и показана насколько эффективны совместные глобальные усилия по спасению экологии Земли.

Содержание

Введение 3
1. Подготовка к Конференции 4
2. Работа Конференции 4
3. «Повестка на 21 век» 10
4. Декларация Рио по окружающей среде и развитию 13
5. Результаты работы конференции 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19

Работа состоит из  1 файл

Экология Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 48.47 Кб (Скачать документ)

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию является одним  из основных источников экологического права (права окружающей среды) большинства  стран. В данной работе опубликованы самые важные из 27 принципов, а также Преамбула:

 

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,

подтверждая Декларацию Конференции  Организации Объединенных Наций  по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года1 и стремясь развить ее, преследуя цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, провозглашает, что:

 

Принцип 1: Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

 

Принцип 4: Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

 

Принцип 5: Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

 

Принцип 6: Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

 

Принцип 7: Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

 

Принцип 8: Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

 

Принцип 9: Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

 

Принцип 10: Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

 

Результаты  работы конференции

 

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое высокопоставленные чиновники и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: "Наш последний шанс спасти планету".

Одним из результатов работы конференции  явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной  программы действий под названием "Повестка дня на XXI век". Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются  с положениями Стокгольмской  предшественницы. В то же время в  Декларации Рио-де-Жанейро нашли  отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: "Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды". Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества -- "глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли" (принцип 7).

На конференции в Рио-де-Жанейро  были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении  климата и Конвенция о биологическом  разнообразии. Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого  использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют  огромное значение, составляют лишь фундамент  для последующего развития правового  регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства  должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие  законы и заключать международные  соглашения, уточняя тем самым  обязательства, взятые на себя в Рио.

Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий "Повестка дня на XXI век") имели определенные организационные последствия, главным  из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР  является вспомогательным органом  ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать  прогресс в осуществлении "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать  комплексному и рациональному регулированию  развития и охраны окружающей среды. Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят  весьма скромный характер. В компетенцию  Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более  того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит  в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном  этапе можно считать большой  победой создание еще одной бюрократической  структуры, имеющей перед собой  наполеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами.

В целом итоги конференции в  Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную  реакцию. С одной стороны, она  по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных  деятелей высшего ранга, форум в  Рио-де-Жанейро ознаменовал переход  экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода  к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций  в Рио-де-Жанейро съехалось множество  представителей неправительственных  организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.

С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот факт, что  в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно  развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось  выработать соглашение по одной из самых животрепещущих проблем -- тотальному уничтожению тропических лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием "Не имеющее  обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов  лесов". Более того, определенный раскол наметился и в рядах  развитых стран: обструкции была подвергнута  позиция Соединенных Штатов, вследствие чего в Конвенцию об изменении  климата не вошли конкретные обязательства  государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. США отказались подписать  Конвенцию о биологическом разнообразии, ссылаясь на то, что в ней адекватно  не отражены права, связанные с интеллектуальной собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Суть конференции  заключается в том, что человек, овладев материало- и энергоемкими технологиями, разрушил сложившиеся в течение доисторического антропогенного периода экосистемные равновесия в биосфере. Преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми. В итоге была принята «декларация по окружающей среде и развитию»(это 27 принципов которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей), «повестка дня на 21 век»(прогрмамма того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения). Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств.

Работа Конференции в Рио  показала все аспекты охраны экологии в период конца 20, начала 21 века. Она  выявила все противоречия экономического, политического и даже ментального  характеров. Однако важный вывод, что  несмотря на противоречия, человечество полно решимости двигаться на пути защиты и спасения экологии. И  хотя как было написано в реферате многие задачи Конференции  не выполнены, она смогла задать вектор развития, путь с которого весь мир сворачивать  не будет. Важность сотрудничества и  партнёрства ради общего блага была продемонстрирована на конференции, где 170 стран смогли преодолеть свои мелкие государственные интересы ради глобального  благополучия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы и источников

 

  1. Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. Т.2. Отчет о работе Конференции.- Нью-Йорк, 1993. С. 19, 31, 40-60, 64, 71.

 

  1. Чернышева Л.В. ВСУР и НПО - надежды и опасения // Экология и жизнь. 2002. № 4, С. 67.

 

  1. Коптюг В. На пути к устойчивому развитию цивилизации // Свободная мысль.- 1992. N 14, С.7.

 

  1.  Лосев А.В., Провадкин Г.Г., "Социальная экология", М., "ВЛАДОС",

1998г.

 

  1.  Степановских А.С., "Общая экология", Курган, "Зауралье", 1999г.

 

  1.  Петров К.М., "Экология человека", С-Пб., "ХИМИЗДАТ", 1999г.

 

  1.  Протасов В.Ф., "Экология, здоровье и охрана окружающей среды в

России", М., "Финансы и статистика", 2000г.

 

  1.  Коробкин В.И., Передельский Л.В., "Экология", Ростов-на-дону,

"Феникс" 2001г.

 


Информация о работе Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро