Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:32, курс лекций
Данная часть курса лекций по дисциплине «Математическое моделирование в экологии» включает в себя следующие разделы: общие понятия о системном анализе и математических методах в экологии, экологической системе как объекте математического моделирования; основные этапы построения моделей; краткая характеристика аналитических, имитационных, эмпирико-статистических моделей процессов и взаимосвязей, возникающих в экосистемах
Это делает вполне корректным употребление в отношении биологических наук таких понятий Т.Куна, как "научная революция", "смена парадигм" и т.д. По-видимому, можно заключить, что этот процесс сейчас находится на стадии "экстраординации" и еще далек от завершения.
Моделирование – это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемых явлений и факторов передается в форме конкретных математических уравнений.
Процесс построения математической модели включает в себя следующие типовые этапы:
В условиях смены парадигм экологического мира здесь ярко проявляется:
Можно
упомянуть еще несколько
Сформулируем еще один принцип математического моделирования в экологии: модель должна иметь конкретные цели. Условно такие цели можно подразделить на три основных группы:
1) компактное описание наблюдений;
2) анализ наблюдений (объяснение явлений);
3) предсказание на основе наблюдений (прогнозирование).
Несовместимость "простоты" модели и точности решения задачи проявляется в высказывании академика А.А. Самарского: “... исследователь постоянно находится между Сциллой усложненности и Харибдой недостоверности. С одной стороны, построенная им модель должна быть простой в математическом отношении, чтобы ее можно было исследовать имеющимися средствами. С другой стороны, в результате всех упрощений она не должна утратить и "рациональное зерно", существо проблемы”. В этом высказывании заложен самый важный, на наш взгляд, принцип математического моделирования – любая модель должна иметь оптимальную сложность, необходимую и достаточную для решения поставленной задачи, – который восходит своими корнями к "бритве Оккама".
Принцип "бритвы Оккама" был сформулирован в XIV веке английским философом Уильямом Оккамом в следующем виде: frustra fit plura, quod fieri potest pauciora - частностей должно быть не больше, чем их необходимо.
Какова
бы не была сложность моделируемой
системы, конечное решение всегда можно
(и должно) найти в виде некоторого значения
на предварительно обозначенной шкале
одного целевого критерия – в этом и состоит
принцип одномерности
конечного решения.
О
возможных классификациях
моделей
Составить строгую единую классификацию математических моделей, различающихся по назначению, используемой информации, технологии конструирования и т.п., принципиально невозможно, хотя версий таких классификаций существует достаточно много (Беляев, Флейшман, Розенберг).
В.В.Налимов делит математические модели в биологии на два класса – теоретические (априорные) и описательные (апостериорные). П.М. Брусиловский видит математическую экологию как мультипарадигматическую науку с четырьмя симбиотическими парадигмами: вербальной, функциональной, эскизной и имитационной. Можно перечислить и другие основания для классификации моделей:
Наконец, по целям исследования, технологии построения, характеру используемой информации и просто для удобства последующего изложения все методы математического моделирования можно разделить на четыре класса:
Лекция 4."Систематика" экологических показателей
Статистическая
постановка задачи экологического мониторинга
предполагает, что наблюдается некоторое
множество экологических
Для количественной характеристики объектов или явлений в теории информационных систем (см. раздел 1.6) употребляется понятие особого рода – “показатель”. Он обычно состоит из численного выражения и набора качественных реквизитов, определяющих конкретные условия, способ, место и время проведения измерения.
Для описания наземных экосистем предложен набор, включающий свыше 80 различных показателей, но и он неполон и не всегда применим к водным экосистемам, для которых нужно разрабатывать свою систему показателей. В предыдущей главе мы достаточно подробно описали состав показателей нашей гидробиологической базы данных. Чтобы окончательно определиться со взглядами гидробиологов по поводу того, какие показатели должны включаться в модель, приведем с незначительными сокращениями выдержку из статьи А.И. Баканова.
“Различные показатели можно классифицировать по разным основаниям:
Целостные свойства экосистем могут характеризовать следующие показатели:
Помимо разработки количественных показателей необходимо указать возможность их содержательной интерпретации, область применения, методику оценки систематических и случайных ошибок, охарактеризовать устойчивость показателей к ошибкам в исходных данных и к малым возмущающим воздействиям, к отклонению статистического распределения от нормального.”
Шкалы экологических данных и особенности их обработки
Под информационной структурой экологического объекта будем понимать определенное представление о внутренней организации и геометрической конфигурации рядов данных. Как было показано выше, в качестве "сырья" для математической обработки мы можем использовать как результаты натурных наблюдений, так и экспертные оценки, имеющие различные диапазоны, характер распределений и форму представления численных значений. Данные, полученные при измерении одного показателя, можно рассматривать как отдельные значения шкалы I. Следовательно, m-мерный объект будет представлен m такими шкалами I1, I2, …, Im, соединяя в себе m различных свойств. К примеру, I1 может быть шкалой для измерения температуры водной среды, I2 – шкалой для определения ее прозрачности, I3 – соответствовать численности некоторого вида гидробионтов. Для решения задач математической статистики и распознавания образов необходимо предварительно построить некоторое более или менее универсальное отображение данных, содержащее возможности для обобщения отдельных измерений и совмещения разнородных шкал.
Как только мы абстрагируемся от реальных биологических объектов и заменяем их m-местными наборами чисел, так сразу попадаем в область действия законов теории измерений, регламентирующих нашу свободу в обращении с этими наборами. В большинстве случаев существует бесконечное множество способов измерения одного и того же признака: длину можно измерить в метрах, дюймах, локтях и т.д., температуру – по Цельсию, Реомюру, Кельвину. Преобразования, с помощью которых осуществляется переход от одной частной шкалы к значениям этого признака в других частных шкалах, называются допустимыми. Например, для перехода от значений температуры в шкале Фаренгейта к значениям по Цельсию нужно использовать следующее допустимое преобразование: умножить все значения на 5/9 и вычесть 160/9.
В биологических исследованиях наиболее распространены следующие типы шкал:
Информация о работе Лекции по "Экологическому моделированию"