Лекции по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:48, курс лекций

Описание

Природопользование в широком смысле — это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование — это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.

Работа состоит из  1 файл

lecture.doc

— 659.50 Кб (Скачать документ)

Опросы уже использовались в России достаточно часто для  уточнения, сколько люди готовы платить  за улучшенное качество воды, например в Москве, Ярославской и Новгородской областях. Полученная информация крайне полезна при проведении реформы водного сектора и установлении тарифов на воду.

Прямое измерение экологического ущерба

Когда происходит деградация окружающей среды, ее результатом является нанесенный экологический ущерб. Модель нахождения оптимального уровня загрязнения, как раз и базируется на соотношениях между предельными издержками и прямым ущербом, представленными в денежной форме. Природоохранные выгоды суть результат снижения экологического ущерба. Чтобы построить функцию экологического ущерба от загрязнения выбросами, следует пройти следующие стадии.

  1. измерить выбросы;
  2. определить концентрации загрязняющих веществ;
  3. определить воздействие выбросов на население и других реципиентов;
  4. измерить результаты воздействия (на здоровье людей, эстетические и рекреационные свойства природного объекта;
  5. сделать денежную оценку результатов воздействия.

Первые три стадии - это преимущественно работа для  специалистов естественных наук. Диффузионные модели устанавливают связь между выбросами и концентрациями загрязнителей в окружающей среде. На стадиях 3 и 4 используют зависимости типа “доза - ответная реакция”. Реакцией может быть повышенная заболеваемость или смертность в зависимости от уровня воздействия конкретного загрязнителя. На стадии 5 наступает "звездный час" для экономистов. Они оценивают в деньгах воздействие загрязнителей на реципиентов.

Иллюстрацией к вышеизложенному  может быть решение проблемы наличия  свинцовых добавок в бензине. Оценки последствий перехода на неэтилированный бензин основывались на исследованиях влияния токсических свойств свинца на организм детей. Была установлена достоверная связь между уровнем концентрации свинца в атмосфере и физическим и умственным отставанием в их развитии. Затем была установлена получена зависимость концентрации свинца в атмосферном воздухе от выбросов свинца из выхлопных труб автомобилей, учитывающая плотность и характер автомобильных потоков. Это дало возможность подсчитать влияние на здоровье людей сокращений уровней свинца в бензине. Экономический эффект от удаления свинца из бензина определялся исходя из экономии затрат на лечение, повышение производительности труда и т.д.

Методы, не основывающиеся на финансовых и экономических вычислениях.

Иногда бывает очень  сложно или трудоемко оценить  в денежной форме изменение состояния окружающей среды. Рассмотрим другие методы:

Присваиваемые оценки

В условиях, когда нет  хороших методов получения экономических  оценок, применяются "присваиваемые" ценности. Лучшим примером является оценка биоразнообразия, когда ценность природных объектов определяется по содержанию в них разнообразия флоры и фауны. В соответствии с этими ценностями, экологические объекты (экосистемы) получают разную степень охраны. Аналогичный, более старый, подход состоит в создании памятников (объектов) природного наследия. Таким образом, им присваивается определенная ценность существования. У ученых есть значительное интуитивное влечение к сохранению биоразнообразия из-за наличия "непознаных" выгод, часто связанных с малоизвестными биологическими видами. Использование таких видов привело к созданию ценных лекарств, а биоразнообразие получило косвенную меру оценки потерь видов через утрату дополнительных возможностей лечения людей.

Натуральные показатели

Полезную информацию предоставляют многие натуральные показатели качества окружающей среды, часто не имеющие экономического смысла, например, биологической потребности в кислороде, характеризующей качество воды, или видового разнообразия деревьев при решении проблемы кислотных, дождей могут принести больше пользы, чем иные рыночные оценки. В большинстве случаев натуральные показатели представляются совместно с экономическими и финансовыми расчетами в окончательных выводах анализа "затраты-выгоды".

 

Лекция 6. «Определение и классификация инструментов экологической политики»

   

Вопросы:

      

  1. Типы инструментов природоохранной политики
  2. Методы административного управления
  3. Основные экономические инструменты
  4. Методы социальной мотивации (методы убеждения, информирования и пропаганды)

 

Типы инструментов природоохранной политики

Как правило, выделяются три основные группы инструментов экологической политики:

  • административные, или регламентирующие методы – это меры прямого воздействия, оказывающие непосредственное влияние на поведение загрязнителей окружающей среды путем установления и применения законов и нормативно-правовых актов, определяющих цели, стандарты и/или технологии, которым загрязнители должны следовать. Административные методы устанавливают правила, обязательные для соблюдения. В случае нарушений виновникам придется платить штрафы, подвергаться административной или уголовной ответственности в установленном законом порядке. Основная черта этих методов состоит в том, что загрязнитель не имеет поведенческого выбора – он должен подчиниться установленным требованиям или платить штрафы в соответствии с правовыми и административными процедурами.
  • экономические инструменты (методы, основанные на экономических стимулах) – это – заменители (эквиваленты) рыночных "сигналов" в виде изменений относительных цен (путем, например, налогообложения определенных товаров) и(или) финансовых трансфертов (например, налоги или платежи). Важная черта этих инструментов состоит в том, что они предоставляют участникам рынка (экономическим субъектам) свободу выбора и адаптации своей деятельности, позволяя им максимизировать прибыль наиболее выгодным при данных ограничениях способом.
  • методы социальной мотивации (методы убеждения, информирования и пропаганды) – это третья группа мер, которые часто применяются в совокупности с административными и экономическими инструментами. Целью применения данной группы методов является создание морального климата, способствующего изменению поведения субъекта экономической деятельности. Сюда включаются такие подходы как распространение экологического образования, экологической информации; проведение трейнингов, давление общественности на компании с целью повышения ими уровня осознания социальной ответственности; переговоры и другие формы «увещевания» (моральное воздействие). Одним из инструментов этой группы являются добровольные соглашения, достигаемые на основе переговоров между государственной природоохранной структурой и частным сектором или группой промышленников и местным самоуправлением. Экологическая маркировка продукта, свидетельствующая об экологически безопасном или ресурсосберегающем процессе его производства, не является обязательным государственным экологическим стандартом, но может использоваться предприятиями для укрепления своей репутации в глазах потребителей.

Методы административного управления

Государственная экологическая  политика получила свое развитие в  странах в 1970-е годы, т.е. после  Стокгольмской конференции ООН  по окружающей человека среде. Доминирующими  в ее инструментарии методами стали  административные меры борьбы с загрязнением окружающей среды:

Применение стандартов является одной из самых распространенных форм прямого регулирования. Они устанавливают экологические показатели, которые нужно достигнуть. Как правило, применяется несколько типов экологических стандартов:

  • стандарты качества среды обитания устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) в окружающей среде определенных веществ, загрязняющих водные ресурсы и атмосферный воздух;
  • стандарты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливают предельный (законодательно утвержденный) уровень общего объема (количества) или концентрации загрязняющего вещества, выделяемого в окружающую среду источником загрязнения;
  • технологические стандарты предписывают технологию, которую необходимо использовать в том или ином процессе производства, например, технология очистки выбросов в воздушную среду.

Разновидностью вышеуказанных  стандартов являются стандарты на: выбросы предприятиями загрязняющих веществ, производимую продукцию и  технологические процессы. Другие виды административных мер, применяемых для достижения экологических целей, включают введение ограничений на землепользование, выделение охраняемых природных территорий, зонирование и т.д.

Важными инструментами  борьбы с загрязнением окружающей среды  являются разрешения, лицензии или  иные разрешительные документы (экологическая  сертификация). Разрешения или лицензии обычно предписывают соответствие стандартам на выбросы в атмосферный воздух или водную среду и могут включать также обязательства по выполнению специальных условий. Проведение оценки воздействия предприятия на окружающую среду или экологической инспекции (проверки) может предшествовать выдаче разрешений или лицензий.

Одной из потенциальных выгод от применения механизма выдачи (лишения) разрешений и лицензий является возможность реализации комплексного подхода к управлению охраной окружающей среды, основывающегося на взаимоувязанном анализе состояния всех компонент окружающей среды. Управленческим результатом в этом случае будет переход на систему лицензирования природопользования как единого целого (без разрыва по средам). Вариант выглядит крайне привлекательным, но в связи со значительными сложностями реализации, прежде всего институционального плана, не применяется в массовом масштабе в российской практике.

Важнейшее требование применения административных методов при реализации экологической политики в конкретном регионе (области, городе, районе)–  это привязка национальных стандартов к местным условиям. Планы и схемы развития территорий предполагают определенные режимы их использования или консервации. Механическое применение национальных стандартов на местном уровне без учета типа застройки территории, интересов местного населения, перспектив пространственного развития, анализа сочетания воздействия различных типов антропогенной нагрузки на местные экосистемы, может привести к худшим экологическим последствиям, чем вариант стихийного развития территории. Следует помнить, что стандарты – это не более (и не менее), чем результат обобщенного и зафиксированного прошлого опыта, и его применимость к сложившейся «на сегодня» ситуации в данном конкретном месте всегда должна приниматься во внимание.

Сами по себе стандарты  и иные нормативы полезны тем, что предоставляют более полную информацию лицам, принимающим решения. Их необходимо продолжать разрабатывать и корректировать.

Мотивация к соблюдению нормативно-правовых документов укрепляется  системой уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности за экологические правонарушения. К примеру, в лесном хозяйстве РФ меры, применяемые к нарушителям, включают наложение штрафов, как метода административного воздействия; возмещение материальных потерь, исчисляемых по специальным таксам, носящим штрафной характер; меры дисциплинарной ответственности в случаях проявления халатности и недобросовестности при исполнении своих служебных обязанностей и уголовные наказания в случаях умышленного поджога леса и некоторых других тяжких преступлений.

При правильном и своевременном  применении административных методов  они демонстрируют свои преимущества для управляющего органа, заключающиеся  в значительной степени предсказуемости величин уменьшения уровня загрязнения и максимальном контроле за тем, где и когда будут затрачены ресурсы для достижения экологических целей. Очень жесткие санкции, последовательно применяемые на практике, могут быстро изменить поведение предприятия, производящего, к примеру, экологически вредную, токсичную для организма человека продукцию. Однако, применение административных методов не может носить повсеместного характера, и имеет свои границы с точки зрения правоприменения, то есть контроля за выполнением установленных предписаний и принятия санкций к нарушителям. Очевидная слабость административных методов управления охраной окружающей среды – это то обстоятельство, что в систему административного регулирования при установлении экологических стандартов не заложен механизм оптимизации природоохранных затрат. Этот вопрос будет более детально обсуждаться в последующих разделах (в том числе, при анализе российского опыта установления системы ПДК).

Основные экономические  инструменты

За последние годы экономические методы находят все  большее применение в экологической  политике во всем мире. Применяются различные классификации экономических методов, но в большинстве случаев они объединяются в следующие 5 основных групп: платежи/налоги/сборы; субсидии (дотации); торговля разрешениями (квотами) на определенный вид природопользования; залогово-возвратные схемы; стимулы для исполнения нормативно-правовых актов.

1. Платежи/налоги/сборы:

  • Плата за выбросы (сбросы)/налоги/плата за загрязнение – это прямые платежи за использование ассимиляционного потенциала окружающей среды, основанные на непосредственных измерениях или оценках качества и количества загрязняющего вещества, попадающего в окружающую среду.
  • Плата за коммунальные услуги - это прямые платежи на покрытие затрат коммунальных служб, предоставляющих услуги в сфере природопользования. Местные власти могут использовать данный вид платежа для покрытия затрат по предоставлению услуг муниципальными предприятиями по сбору и утилизации бытовых отходов, водоочистке и водоснабжению. Если эти услуги предоставляются частной фирмой, то в бюджет местных властей перечисляются соответствующие налоговые поступления.
  • Налоги/платежи за неэкологичную продукцию (продуктовые налоги) налагаются на продукцию, которая создает загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации (например, удобрения, пестициды, упаковочные материалы, батарейки и т.д.). Продуктовые налоги вводятся с целью относительного увеличения цен на экологически вредную продукцию. Экологическая компонента налогообложения проявляется через налоговую дифференциацию, когда более низкие налоги применяются к более экологичной продукции и наоборот (например, введение более значительных сборов за этилированный бензин по сравнению с неэтилированным). Собранные доходы часто используются для финансирования систем сбора и переработки отходов, связанных с экологически вредной продукцией.

2.Субсидии (дотации) – выступают в различных формах. Субсидии могут выдаваться за снижение загрязнения, т.е. быть своего рода зеркальным отображением платежей за выбросы. Однако, чаще всего субсидии выдаются для стимулирования экологически приемлемых инвестиций и могут являться формой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов, например, в виде грантов, льготных кредитов, государственных капитальных вложений, налоговых льгот, ускоренной амортизации основных природоохранных фондов и т.п.

Информация о работе Лекции по "Экологии"