Международные аспекты охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:12, контрольная работа

Описание

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, все в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Международные аспекты охраны окружающей среды.docx

— 40.52 Кб (Скачать документ)

    Международные аспекты охраны окружающей среды 

    В настоящее время понимание остроты  и необходимости решения экологических  проблем, все в большей степени  начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах  мира. Их универсальность и взаимообусловленность  позволяют вырабатывать общие предложения  и меры независимо от географического  расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные  страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программ оздоровления окружающей среды. Здесь также важны международное сотрудничество и помощь мирового сообщества.

    Международные аспекты природоохраны включают в себя обмен опытом реализации национальных программ природопользования, создание и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов или организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнению принятых соглашений. Сегодня практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена в первую очередь на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались прежде всего негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды. Ограниченность такого подхода очевидна, однако в первое время он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы. Сейчас акцент делается на другом.

    Во  многих странах приняты комплексные  программы природопользования по всей природно-продуктовой цепочке и  по всем средам, подкрепленные соответствующими диверсифицированными законодательствами. В них закреплена сильная роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяются цели природоохранной политики, ее объекты (воздушный бассейн, водные системы, земельные ресурсы, леса и др.), а также уровни осуществления (общегосударственный, местный). Разработан инструментарий, включающий мониторинг окружающей среды, управление процессами, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности. 

    Национальные  программы и опыт решения экологических  проблем 

    Несмотря  на различия в методах государственного регулирования природоохраны, общее здесь состоит в том, что государство устанавливает цели природоохранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает нормы взаимоотношений с (между) природопользователями, т.е. те правила игры, которые называются хозяйственным механизмом. Сам же этот механизм функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера. 

    Проведение  экологической политики и ее финансирование 

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока менее, чем полувековую историю. К началу 70-х годов прошлого века стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде. 

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

    Постановка  глобальных эколого-экономических  проблем и разработка направлений  их решения

    Программа действий по охране окружающей среды 

    Важным  аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в  его рамках финансовой помощи со стороны  ряда международных организаций  национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта  помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. В последние годы Россия принимает  активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. 

    Международное экологическое сотрудничество и  оказание финансовой помощи 

    Как правило, процессы глобализации рассматриваются  с экономических позиций без  анализа экологических последствий  взаимодействия общества и природы. Между тем человечество все острее начинает ощущать пределы развития мировой экономики через рост загрязнений среды обитания, исчерпаемости и деградации природных ресурсов, исчезновении многих видов живой природы. Негативные экологические тенденции сами постепенно превращаются в глобальные и влияют на ухудшение здоровья и благосостояния сотен миллионов людей, способствуют росту нищеты, ухудшают положение многих стран и целых регионов планеты. Причем деградация биосферы отрицательно сказывается на человеческом развитии не только в настоящее время. Еще более опасна такая ситуация для будущего. Поэтому органической частью процессов глобализации должна стать защита тех глобальных общественных благ, от которых зависит экосистема нашей планеты. 

    Ресурсный потенциал России и процессы глобализации

    Глобальные  экосистемные функции России 

    Россия  может внести существенный вклад  в предотвращение глобальных изменений  климата. При этом при проведении конструктивной политики в области международных соглашений по этой проблеме страна сможет получить значительные экономические выгоды. По общепризнанным оценкам в результате парникового эффекта температура на планете в текущем столетии может повыситься на 1-3 градуса. Это вызовет таяние полярных и высокогорных ледников, что в свою очередь приведет к повышению уровня Мирового океана до 1 м. Произойдет затопление низменных территорий суши.

    Для России это приведет к смягчению  климата за счет повышения влажности, смещению зоны рискованного земледелия на север. Увеличатся территории, благоприятные  для ведения сельского хозяйства; вероятен позитивный эффект для лесного  сектора. Зимы станут более мягкими. Летние температуры повысятся незначительно, но зато снизится вероятность заморозков, отрицательно влияющих на урожаи. Вместе с тем смещение природно-климатических  поясов на север может повлечь  за собой и некоторые негативные процессы. На юге России начнется опустынивание, что отрицательно скажется на традиционных аграрных регионах. Около 60% территории страны расположено в зоне вечной мерзлоты, поэтому в результате потепления увеличится территория болот, начнется подтопление объектов инфраструктуры, нефтегазового комплекса, населенных пунктов в северных регионах. 

    Предотвращение  глобальных изменений климата 

    Велика  роль России в сохранении биологического разнообразия планеты. Современные  темпы потери видов животных и  растений в мире превышают естественные темпы в 50-100 раз. Конвенция о биологическом  разнообразии, которую страна ратифицировала, направлена на сохранение живой природы  Земли. Конвенция вошла в пакет  документов, принятых на конференции ООН для объединения усилий многих стран по переходу на модель устойчивого развития. Страны, которые поддержали и ратифицировали Конвенцию о биологическом разнообразии, взяли на себя обязательства по сохранению биологического разнообразия не только ради национальных интересов, но и для целей спасения природы всего мира. В этой сфере мировое сообщество отводит России одну из лидирующих позиций - на ее огромной территории представлены ландшафты 8 природных зон, 8% мировой флоры сосудистых растений, 7% фауны млекопитающих и 7,6% фауны птиц. 

    Роль  России в сохранении биологического разнообразия планеты 

    Выход мировой экономики за пределы  хозяйственной емкости биосферы планеты, нарушение границ допустимого  экологического коридора, зафиксированных, в частности, в программных документах ООН, делают необходимым создание на глобальном уровне соответствующего механизма  по внесению коррекций в сложившийся техногенный тип развития. Данный механизм должен способствовать ограничению природоразрушающих тенденций и стимулировать сохранение оставшихся на планете в естественном состоянии экосистем. Практически речь идет о создании новых глобальных нетрадиционных рынков, механизмов и экономических инструментов, направленных на экономически эффективное выполнение экологических ограничений и сохранение глобальных экологических благ. 

    Экономическая оценка глобальных экосистемных услуг России 

    Экосистемные услуги, предоставляемые природой России всему миру, должны эффективно использоваться и для политического влияния в мире, и как источник доходов, заменяющих выгоды от эксплуатации и истощения собственных природных ресурсов. 

    Экологический аргумент России в экономических  и финансовых переговорах

    Эколого-экономические  тенденции развития России и их влияние  на глобализируемый мир

    Деградация  окружающей среды и потери глобального  достояния 

    Достаточно  сложно однозначно оценить влияние  глобализации мировой экономики  на природу России. Экономическая  глобализация воздействует как на природу, так и на технологические инновации  и их распространение через несколько  каналов: более свободные потоки капитала и способствующий этому  инвестиционный климат, более либеральная  международная торговля, улучшенные институциональные и коммуникационные связи и т.д. Результаты этих процессов  могут быть как позитивными, так  и негативными для окружающей среды и устойчивости развития страны. 

    Влияние глобализации на природно-ресурсный  потенциал России 

    В силу своих природных особенностей Россия играет важнейшую роль в мире с точки зрения сохранения глобальных общественных благ и оказывает существенные экологические услуги всей планете. Усиление этих позиций Росси в  глобализирующемся мире должно происходить в рамках проведения ею активной политики перехода к устойчивому развитию экономики в условиях уменьшения нагрузки на собственную природу. Это будет важнейшей гарантией поддержания глобальных экосистемных функций России в меняющемся мире. 

    Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды 

    Значение  международно-правовых актов по охране окружающей среды неоспоримо, учитывая их объединяющую силу среди участвующих  стран [1]. Посредством международных  договоров (многосторонних, региональных и двусторонних) утвердился ряд принципов  современного права по окружающей среде, таких как:

    - принцип обязательства стран  охранять окружающую среду;

    - принцип неотменяемого суверенитета  государств над их национальными  природными ресурсами (при этом  не препятствовать другим государствам  использовать собственные общечеловеческие  ресурсы);

    - принцип ненанесения вреда окружающей среде за пределами границ применения национальной юрисдикции;

    - принцип права на информацию  о состоянии окружающей среды,  участия общественности в процессе  принятия решения и доступе  к правосудию по экологическим  вопросам;

    - принцип обязательной оценки  воздействия человеческой деятельности  на окружающую среду;

    - принцип взаимных консультаций  и взаимопомощи при нанесении  вреда в результате загрязнения;

    - принцип кто загрязняет - тот платит  и т.д.

    В этом контексте неоспоримый приоритет  необходимо отдать упрощению международно-правовых процедур в отношении возмещения убытков, нанесенных окружающей среде  другими государствами. Особенно актуальным (бесспорно и очень трудным) является вопрос международной ответственности  государств, включая их ответственность  в случае вредоносных последствий  от деятельности, не запрещенной международным  правом.

    1. Международные договоренности:

Информация о работе Международные аспекты охраны окружающей среды