Международные аспекты охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:12, контрольная работа

Описание

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, все в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Международные аспекты охраны окружающей среды.docx

— 40.52 Кб (Скачать документ)

    а) Конвенции в области охраны морской  среды от загрязнения:

    - Конвенция МАРПОЛ 73/78. Она имеет  особенное значение в отношении  технических критериев, предъявляемых  кораблям, с целью предотвращения  загрязнения окружающей среды.  Так в этом случае самыми  показательными являются требования  по отношению к танкерам. А  это связано со значительными  дополнительными финансовыми расходами  со стороны собственника корабля.

    - Конвенция ООН по морскому  праву. Бесспорно огромное значение  этого уникального международного  акта, регулирующего взаимоотношения  (и интересы) государств в пространстве, занимающем 71% площади планеты. Включенные в него распоряжения экологического характера (в преамбуле, в некоторых других частях и особенно специальной части «Защита и охрана морской среды») порождают как права, так и обязанности, для исполнения которых необходимы конкретные меры и действия. Для их осуществления необходимы как финансовые ресурсы, так и создание адекватных административно-управленческих структур.

    б) Договора и конвенции, связанные  с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:

    - проблема ядерного оружия (производство, размещение, опыты, ограничения,  включая полный запрет) связана  с основными политическими и  геостратегическими тенденциями в глобальном масштабе. Приобщение наших стран к таким договоренностям бесспорно имеет значение по отношению к ситуации незаангажированности в одной очень деликатной сфере международных отношений.

    - положенное начало международно-правовой  регламентации проблемы использования  атома в мирных целях еще  в 50-ых годах претерпело сравнительно  большие метаморфозы - особенно  после Чернобыльской аварии. Принятые  почти сразу после этого две  конвенции - об оперативном уведомлении  при ядерной аварии и о помощи  в случае ядерной аварии или  наличии радиационной аварийной обстановки дали достаточно ясный сигнал государствам о том, что нет безобидных видов человеческой деятельности. Совершенно естественно, что такие международно-правовые договоренности должны оказать влияние на поведение государств в глобальном, региональном и двустороннем плане.

    Существенным  элементом международно-правовой регламентации  в области использования атомной  энергии в мирных целях являются венские конвенции о гражданской  ответственности при ядерном  ущербе и о ядерной безопасности. Они рассматривают исключительно  важные вопросы об ответственности  и постоянном поддержании необходимого и достаточного уровня безопасной эксплуатации атомных электростанций.

    в) Конвенция по международной торговле охраняемыми видами дикой фауны  и флоры - бесспорно ее значение для охраны природы. В ней ставится акцент на запрещение (или хотя бы регламентированное ограничение) международной торговли непосредственно охраняемыми видами, включенными в специальные списки, а также посредством регулирования и наблюдения за торговлей другими видами, которые могут превратиться в охраняемые.

    г) Рамсарская конвенция по влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитания водоплавающих птиц. Через определение и включение таких зон в глобальный список конвенция преследует цель охраны, управления и целесообразного использования природы и природных ресурсов (включая флору и фауну). Бесспорным является значение влажных зон с точки зрения сохранения экологического баланса планеты.

    д) Конвенция об охране биологического разнообразия. Бесспорно одна из наиболее значимых глобальных конвенций, принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Бразилии. Основные акценты в ней поставлены на разумное и дальновидное использование биоразнообразия в глобальном масштабе, принимая во внимание его исключительное значение в деле сохранения экологического баланса планеты. Основным «тормозом» в ее эффективном применении является нахождение разумного компромисса между потребностью в современных и модных биотехнологиях и возможной опасностью «их отклонения для других, не охваченных конвенцией, целей».

    е) Конвенция о трансграничном загрязнении  воздуха на больших расстояниях  и протоколы к ней. Основной целью  этого акта международного права  является ограничение и предотвращение вредного воздействия т.н. кислотных  дождей на окружающую среду (особенно на леса). Созданные научные и  административные структуры по применению конвенции и протоколов к ней  являются правовой основой снижения выбросов в воздух веществ, вызывающих такие дожди.

    ж) Венская конвенция по защите озонового  слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающих озоновый слой. Это очень важные договоренности, если иметь в виду физическое значение озонового слоя для защиты от ультрафиолетового облучения. Речь идет о наличии строгой производственной дисциплины, о поэтапном снижении производства и потребления озоноразрушающих веществ. Очевидно список озоноразрушающих веществ будет расширяться (в зависимости от представляемых наукой доказательств. На данный момент наиболее отрицательным эффектом на озон является использование фреонов в холодильной, фармацевтичной и оптической промышленностях.

    з) Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Вопреки ее общему характеру, она, тем не менее, положила начало глобальной стратегии снижения эмиссий газов, приводящих к парниковому эффекту.

    Очень важные международные обязательства  принимаются по Протоколу, подписанному в Киото. В нем конкретизированы обязательства государств о снижении выбросов трех основных парниковых газов. Это двуоксид углерода, двуокись азота и метан.

    и) Конвенция об оценке воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте. Основной замысел состоит  в том, что на потенциальные отрицательные экологические факторы необходимо обращать особое внимание еще на раннем этапе процесса принятия решения (разрешить или нет тот или иной вид человеческой деятельности). Важная роль в применении конвенции отводится гражданскому обществу (особенно населению в пограничных районах, то есть людям, права которых может задевать деятельность, совершаемая на территории соседнего государства), которая может иметь отрицательное воздействие на человека и окружающую среду. Конвенция имеет исключительно практическое значение в связи с :

    1) принятием отношения по вопросам, которые по основополагающим принципам и нормам международного права находятся в национальной компетентности другого государства;

    2) унификация норм и стандартов  для проектирования технологических  сооружений и контроля над  ними;

    3) принятие унифицированных методик;

    4) усиление и расширение форм  сотрудничества по вопросам, представляющим  взаимный интерес.

    к) Конвенция об использовании и  охране трансграничных водных течений  и международных озер. Основная цель этой договоренности - усилить на национальном и международном уровне действия по предотвращению и ограничению выброса опасных веществ в водоемы (например, через «замеры источника», определение общих норм и стандартов для предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах, разработка согласованных программ для совместных действий, создание совместных органов и пр.).

    л) Конвенция о трансграничном воздействии  на промышленные аварии. Неоспоримо значимым шагом к регламентации усилий, на уровне международного права направленных на предотвращение промышленных аварий, на поддержание готовности ликвидировать  возможные последствия от их трансграничного  воздействия. В основе этого акта международного права заложено понимание  потенциального риска от промышленных аварий с трансграничным отрицательным воздействием. Наиболее важным элементом деятельности государства должен быть превентивный подход. Он связан с :

    - разработкой национальной политики, планов и систем раннего оповещения  в этой области;

    - инвентаризацией (на национальном  уровне) опасных видов деятельности  и уведомление других заинтересованных  сторон о существовании или  планировании подобных видов  деятельности;

    - координация между компетентными  органами государств - членов конвенции.

    Двенадцать  приложений достаточно исчерпывающе конкретизируют обязательства государств по выполнению конвенции.

    м) Базельская конвенция по контролю трансграничного движения опасных отходов и их обезвреживания. Она представляет собой универсальный правовой инструментарий для управления опасными отходами с момента их появления, собирания, сохранения, обсуждения и рассмотрения их дальнейшей судьбы, их использования и, наконец, достижения их экологически сообразного обезвреживания. Эта конвенция включает несколько основных принципов:

    1) снижение до минимума опасных  отходов;

    2) детонирование в районах наиболее  близких к источнику их появления;

    3) четкий контроль за их трансграничным передвижением.

    Субъектами  права по конвенции являются страны по экспорту, транзиту и импорту. Чтобы  разрешить транзит через территорию данного государства требуется  как разрешение компетентных органов  государств на транзит, так и разрешение государств на импорт и экспорт (при  этом обязательно стран по конвенции).

    н) Конвенция о доступе к информации, участии обществености в процессе принятия решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам [2].

    Прежде  всего в этой конвенции предусматривается право каждого человека жить в благоприятной окружающей среде. Это право отстаивается через доступ к информации и через участие в решении экологических проблем. А когда это право нарушается, конвенция предоставляет компетентной и независимой судебной системе определяться по конкретно предъявленным искам. Компетентные государственные органы должны предоставлять требуемую информацию без того, чтобы было необходимо доказывать прямую заинтересованность в ней.

    Это должно стать:

    - как можно быстрее;

    - не позже, чем через месяц  после подачи заявления и, в  крайнем случае в срок до двух месяцев от подачи заявления (в зависимости от объемности или сложности требуемой информации).

    Отказ от предоставления информации может  иметь место только в конкретных случаях, четко предусмотренных  в конвенции.

    Во-вторых, при помощи конвенции регламентирован  вопрос об участии общественности при  принятии решения по деятельностям [3], перечисленным в специальном  приложении к ней. Процедуры по обсуждению предлагаемых видов деятельности связаны с :

    - публичностью намерения совершать  какой-либо вид деятельности, который  мог бы оказать значительное  вредное воздействие на окружающую среду;

    - описанием видов деятельности;

    - возможными решениями (включительно  альтернативными);

    - с тем, идет ли речь о воздействии  на территории государства или  оно за пределами применения национальной юрисдикции;

    - предусмотрением разумных сроков для выработки точки зрения;

    - гарантией эффективного обсуждения  соответствующего проекта (предлагаемого вида деятельности);

    - бесплатным доступом заинтересованных  лиц ко всей информации, касающейся  проекта (деятельности).

    Кроме этого, конвенция расширяет диапазон общественного участия, т.е. не только обсуждение проектов создания (дорог, аэропортов, атомных централей, депо для радиоактивных отходов и  пр.), но также участие в изучении и разработке планов, программ, включительно и нормативных актов, касающихся окружающей среды.

    Третьим исключительно важным элементом  конвенции является вопрос о доступе  к правосудию. Государства-стороны  по этой конвенции должны гарантировать  и ввести в рамки своего национального  законодательства быстрые процедуры  для рассмотрения предъявленных  гражданами исков, при этом бесплатно, и, только в крайнем случае, за минимальную  или скорее за символичную плату  на судебные расходы.

    Категорично можно утверждать, что для государств из бывшего социалистического лагеря, подобный акт международного права  имеет исключительную практическую значимость (не только в юридическом, а и в психологическом и нравственном аспекте).

    Для действительного применения «духа  конвенции» существенное значение имеют  ответы на следующие вопросы: в какой мере и как каждое из этих государств адаптирует смысл акта международного права к внутренним реальностям и национальной правовой системе. А наиболее важным в этом случае бесспорно будет ответ на вопрос создавались ли и каким образом реальные гарантии применения соответствующих распоряжений.

Информация о работе Международные аспекты охраны окружающей среды