Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:55, творческая работа
Полигоны ТКО имеются в каждом районе Минской области. Они обслуживают районные и областной центры и близлежащие населенные пункты. Помимо них имеются несанкционированные свалки, куда сбрасываются отходы. Как правило, эти свалки стихийно возникают в самых неожиданных местах: в оврагах, лесных массивах, нередко в зонах отдыха вокруг населенных пунктов, в поймах рек и других несоответствующих местах, загрязняя тем самым окружающую среду: поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, воздушный бассейн.
*В грунтовых
водах с естественным
**В воде водоемов
хозяйственно-питьевого и
Степень токсичности (опасности) фильтратов, вычисленная путем сопоставления полученных значений ионов и их ПДК, оценивает потенциальную опасность загрязнения местных природных вод.Содержание микроэлементов в фильтратных водах характеризуется значительными различиями. Максимальные концентрации исследованных элементов достигают очень высоких значений, минимальные – ниже чувствительности метода определения (табл. 4.2). Сопоставление полученных данных с ПДК свидетельствует об опасном уровне загрязнения фильтратов Mn, Hg, Ni, Cd и Pb.
В ряду органических соединений установлены полициклические ароматические углеводороды, среди которых бенз(а)пирен от 51,69 до 235,45 мкг/кг (при ПДК 20 мкг/кг), нафталин от 26 до 1 143,9 мкг/кг, антрацен, аценафтен, пирен, бенз(а)антрацен, хризен и другие соединения высокой токсической опасности (1...2 классы). При контакте атмосферных осадков с субстратами полигона данные вещества легко переходят в водные растворы и мигрируют в местные ландшафты, формируя ореолы загрязненных почв и подземных вод [2,3].
Загрязнение
поверхностных вод на
Таблица 4.2
Содержание тяжелых металлов и других микроэлементов
в фильтратах из накопителей ТКО, мкг/дм3 [2]
Показатель |
Cd |
Pb |
Cu |
Ni |
Zn |
Mn |
Cr |
Hg |
Mo |
Мин. |
0,5 |
3,7 |
н.о. |
30,0 |
н.о. |
н.о. |
н.о. |
н.о. |
н.о. |
Макс. |
19,4 |
287,1 |
821,2 |
1444,0 |
2458,0 |
2374,0 |
1190,0 |
55,0 |
387,9 |
Среднее |
4,6 |
62,3 |
267,2 |
574,2 |
707,6 |
2696,8 |
343,6 |
11,4 |
105,8 |
Ср/фон |
4,6 |
12,5 |
133,6 |
– |
35,3 |
53,9 |
– |
– |
– |
Ср/ПДК |
4,6 |
2,0 |
0,2 |
5,7 |
0,7 |
26,9 |
– |
22,8 |
0,4 |
Фон |
1,0 |
5,0 |
2,0 |
– |
20,0 |
50,0 |
– |
– |
– |
ПДК |
1,0 |
30,0 |
1000,0 |
100,0 |
1000,0 |
100,0 |
– |
0,5 |
250,0 |
Наиболее интенсивное вымывание растворенных веществ из субстратов происходит в случае размещения полигонов в пределах заболоченных территорий. Активизируют этот процесс свойственные таким ландшафтам застойный водный режим, обилие органического вещества, особенности окислительно-восстановительных условий.
Поверхностные
воды в зонах влияния полигонов
характеризуются высокой
Содержание микроэлементов в поверхностных водах в районе полигонов варьирует в широких пределах. Их максимальная концентрация обнаруживается в водах примыкающих к объектам водоемов и заболоченных участков. Медь обнаружена во всех исследованных водах, ее содержание колеблется от 0,6 до 142,0 мкг/дм3. Концентрация никеля изменяется в пределах 1,3-20 мкг/ дм3, цинка - 1,5-267,0 мкг/дм3. Молибден в концентрации от 0,6 до более 100 мкг/дм3 обнаружен в 50% проб. Содержание в водах кобальта и ванадия менее контрастно и характеризуется невысокими значениями на уровне фона.
С удалением
от полигонов концентрация ионов
в поверхностных водах
Интенсивность
и простирание ореолов
Полигоны, местоположение которых приурочено к автономным ландшафтам с преобладанием поверхностных водных потоков, характеризуются минимальным уровнем загрязнения почв прилегающих территорий .
Таким образом, по результатам изучений крупных свалок установлено, что по мере уплотнения отходов возрастает роль анаэробных процессов, которые приводят к образованию большого количества газов, особенно метана, вплоть до пожароопасных концентраций. Газогеохимические исследования указывают на интенсивную газогенерацию свалочного газа в теле полигона, что подтверждает целесообразность постановки специальных исследований с целью организации сбора свалочного газа и использовании его в качестве энергоносителя.
ГЛАВА 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ТКО
Управление отходами является интенсивно развивающейся сферой мировой экономики. Процессами трансформации только «традиционных» отходов (чёрные и цветные металлы, бумага, полимеры, текстиль, резина) во вторичное сырьё и его первичной переработкой заняты 1,5 млн. человек более чем в 50-ти странах мира, объём перерабатываемых ресурсов составляет более 600 млн. т в год, ежегодный оборот капитала – свыше 160 млрд. долл. США, ежегодные инвестиции в промышленность, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - свыше 20 млрд. долл. США, в развитых странах до 1,0 % энергии вырабатывается с использованием вторичных энергетических ресурсов. Экономия энергии при использовании вторичных ресурсов вместо первичных составляет: от 64 – бумага до 95 % аллюминий (рис. 5.1.), объём вредных эмиссий в природные среды снижается на 35 - 85%.
Рис. 5.1. Экономия энергии при использовании
вторичных ресурсов, в % [10]
Вместе с тем основная масса коммунально-бытовых отходов не доводятся до состояния вторичных ресурсов и размещаются на свалках. Извлечение вторичных ресурсов из этих категорий отходов даже в социально и промышленно развитых странах не превышает 20-25 % их общего объёма, хотя и продолжает расти, в России в последние 10 лет находится па уровне 5-7%.
Система санитарной очистки городских территорий от отходов производства и потребления представляет собой сложную систему, которой присущи все признаки «сложной организации».
Анализируя региональные системы управления природопользованием развитых стран, можно сделать вывод, что система управления отходами производства и потребления должна базироваться на нескольких основных методах, преследующих определенные цели (рис. 5.2).
Определяющим и направляющим документом этой системы должна являться схема управления санитарной очисткой от ТКО. Данная схема разрабатывается на основе прогнозируемых решений по каждому из этапов, объединенных по целям и задачам, и направлена на решение следующих вопросов:
– анализ существующего состояния санитарной очистки;
– установление перспективных норм накопления, объемов, методов сбора, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов;
– разработка законодательной и нормативной базы, способствующей улучшению работы в сфере управления отходами;
– определение необходимого количества спецмашин, механизмов, оборудования, кадров и инвентаря по всем видам проводимых работ;
– установление целесообразности строительства, реконструкции или расширения объектов санитарной очистки и уборки: мусороперегрузочных станций, полигонов по складированию твердых бытовых отходов, работ по закрытию и рекультивации территорий отработанных свалок, мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов;
– разработка системы менеджмента ТКО;
– определение капиталовложений на строительство основных сооружений и приобретение спецмашин, оборудования и инвентаря.
Для реализации указанных стадий обращения с отходами разрабатывается и постоянно совершенствуется соответствующая нормативно-законодательная база.
Рис. 5.2. Основные методы системы управления отходами [4]
Указанные направления были учтены при разработке Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-97) в части обращения с отходами как целевые установки. Они остаются актуальными и сегодня. Что касается основных мероприятий, предусмотренных НСУР-97 для реализации целевых установок, то их перечень мог бы быть шире.
Существенными недостатками современной системы управления отходами производства и потребления в Минской области являются:
– слабость научно-методической базы;
– неразвитость нормативно-законодательной базы;
– несовершенство системы управления в области обращения с отходами;
– отсутствие эффективной
системы переработки и
– слабый контроль или его отсутствие за участниками системы управления отходами;
– отсутствие единой стратегии и неразвитость механизмов координации и сотрудничества между городами Минской области.
Оптимизация системы управления отходами производства и потребления Минской области должна быть основана на решении комплекса задач, связанных с размещением отходов, сокращением их образования и возвращением их в экономический цикл и включает в себя ряд мероприятий:
– увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции за счет вовлечения в переработку отходов;
– использование
основного и
– сокращение образования отходов путем внедрения малоотходных технологий;
– создание и внедрение повой техники и технологий в области использования, обезвреживания и размещения отходов;
– создание новых рабочих мест путем организации производств но сбору, обработке и переработке отходов, а также но их обезвреживанию и экологически безопасному размещению и уничтожению;
– координация работы предприятий по комплексному использованию и размещению отходов;
– обеспечение концентрации финансовых средств, материальных ресурсов и интеграции производственного и научного потенциала;
– увеличение национального дохода путем сокращения бюджетных затрат созданием механизма экономической самоокупаемости работ по обращению с отходами;
– активное привлечение к участию в программе общественности - населения, объединений предпринимателей, негосударственных природоохранных структур и др.;
– совершенствование правовой и нормативно-методической базы в области обращения с отходами;
– создание кадастра "Отходы" на базе ГИС;
– ввод в практику управления отходами нормативов их образования для всех технологических процессов;
– разработка и
внедрение безотходных и
– внедрение технологий утилизации отходов и, в первую очередь, многотоннажных и опасных отходов;
– разработка методов и средств обезвреживания опасных отходов;
– разработка реестров вторичного сырья и технологий по переработке отходов;
– организация экологически безопасного размещения отходов в окружающей среде (проведение комплекса мероприятий по обустройству действующих объектов размещения отходов и строительство новых с учетом нормативных требований к данным объектам) и мониторинг объектов с отходами.
В Минской области, как и по республике в целом, основным способом удаления коммунальных отходов являлся полигонный, т.е. все образующиеся в относительно крупных населенных пунктах отходы захораниваются на полигонах ТКО. Этот способ, как известно, наиболее дешевый, но у него имеются недостатки, главные из которых – большой риск загрязнения окружающей среды (особенно, если отсутствуют природоохранные сооружения и геологические условия площадки неблагоприятны) и безвозвратная потеря ценных вторичных ресурсов.
В Минской области промышленная переработка коммунальных отходов осуществляется сегодня только на заводе «Экорес», на котором биомеханическим методом производится компост (годовая мощность 400 тыс. м3). Завод первого поколения, не подверженный за 20 лет модернизации или техническому перевооружению, не имеет ни сортировочных процессов, ни процессов ускоренного цехового дозревания биомассы, ни «тонкой» очистки основного продукта – компоста.
Минская станция
сжигания бытовых отходов, работавшая
на импортном оборудовании, остановлена
по санитарно–экологическим
Информация о работе Общая характеристика системы полигонов ТКО Минской области