Оценке природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:07, реферат

Описание

Разработка и реализация государственной стратегии устойчивого развития России в качестве одного из важнейших направлений предполагает социально-экономическую оценку природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе национального богатства страны. В широком понимании национальное богатство — важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны. Динамика этого показателя определяет уровень эффективности народного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка категории «национальное богатство» включает: недвижимое и движимое имущество (основной и оборотный капитал, имущество домашних хозяйств), природные блага (месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство). В свою очередь полнота структуры богатства предопределяется целью проводимой его оценки и ролью той или иной его составляющей.

Работа состоит из  1 файл

эопр.docx

— 54.24 Кб (Скачать документ)

Здесь в стоимостном  выражении оцениваются:

  • функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;
  • природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;
  • привлекательность (престижность) территорий;
  • социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Все три категории  показателей комплексной экономической  оценки территорий в совокупности формируют  на рентной основе социально-экономическую  ценность земель поселений.

Следует учитывать, что ценность земель поселений имеет  устойчивую тенденцию к возрастанию. Это обусловлено рядом факторов:

  • ограниченностью площади земель поселений как ресурса;
  • невоспроизводимостью указанного ресурса; ростом дефицитности на свободные земельные участки;
  • увеличением капитала, присоединенного к земле за счет развития строительства и инженерной инфраструктуры;
  • уникальностью способности земель поселений возрастать в цене и без вложений нового капитала;
  • жесткой географической привязкой земель поселений;
  • невозможностью их регионального перераспределения.

Затраты на обустройство территории поселений включают восстановительную стоимость инженерной подготовки территории, головных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, слаботочных устройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитарной очистки, зеленых насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, местного транспорта по состоянию на начало года проведения оценки. Указанные затраты определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным государственной статистической отчетности соответствующих городских служб.

Общая оценка земель конкретного населенного пункта устанавливается путем суммирования оценок экономико-планировочных зон данного поселения, которые выделяются с учетом следующих факторов:

  • неоднородность функционально-планировочных качеств территории, доступность центра населенного пункта, мест концентрации трудовой деятельности, центров общественного обслуживания, мест массового отдыха;
  • уровня инженерного беспечения и благоустройства территории, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения;
  • привлекательности среды, разнообразия мест приложения труда, наличия историко-культурных и природных памятников.

Числовые значения коэффициентов перечисленных факторов определяются на основе положений СНиГТ 2.07.01-89, нормативной и справочной литературы по градостроительству и  строительству, исследований, выполненных  в свое время ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП  градостроительства, материалов генпланов  и проектов планировки и застройки населенных пунктов, других научных и проектных источников, методических рекомендаций по дифференциации ставок земельного налога на территории малых городов и поселков городского типа, утвержденных 24 мая 1999 г. Госкомземом России.

Информационной  базой оценки земель поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, градостроительного), градостроительной, землеустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.

Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого  назначения за пределами границ поселений. Объектами оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений, как элемента национального богатства страны, являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимами. В основу оценки указанных земель, в зависимости от их функционального использования, положена создаваемая ими земельная рента.

В основу оценки данных земель может быть также положена упущенная выгода (дисконтированная земельная рента за расчетный период оценки) при их изъятии для указанных выше нужд.

Ресурсы животного  мира. К животному миру относится  совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории. К природным peсурсам особо охраняемых территорий относятся ресурсы природ охранного  назначения и природно-заповедного  фонда.

Экономическая оценка особо охраняемых природных  территорий и объектов производится на основе упущенной выгоды вследствие запрещения хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям этих территорий, с повышающим коэффициентом Экономическая оценка редких и исчезающих видов животных может производиться методом восстановительной стоимости на основе затрат, которые бы пришлось израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение этих ресурсов.

Лечебно-оздоровительные  и рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы представляют собой территориальное сочетание природных условий, благоприятных для организации отдыха и лечения (климат, ландшафт, лечебные воды, грязи и т.п.) и элементов непроизводственной (социальной) инфраструктуры, обеспечивающих условия для эффективного отдыха и лечения: гостиницы, пансионаты, дорожная сеть, предприятия сферы обслуживания и т.п. Размер экономической оценки рекреационных ресурсов обусловливается как природными факторами (включая местонахождение), так и уровнем развития элементов социальной инфраструктуры на данной территории. Экономическая оценка рекреационных ресурсов может осуществляться на основе готовности населения платить за восстановление здоровья, трудоспособности путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки. При этом готовность населения платить за отдых может перекрыть все расходы территории, связанные с отдыхом, и обеспечить не только нормативную прибыль, но и дополнительный доход. Этот дополнительный доход следует положить в основу экономической оценки лечебно- оздоровительных и рекреационных ресурсов.

Информация о работе Оценке природных ресурсов