Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:35, реферат
Объектом исследования является предприятие Вагонный участок Ярославль. Предмет исследования - теоретические и методические вопросы обращения с отходами сжигания твердого топлива.
Целью данной работы является анализ образования и инвентаризация золошлаковых отходов предприятия, разработка технологии по переработке золошлаков с применением гуминовых кислот и дальнейшей утилизацией на полигоне ТБО материалов, а также расчет предотвращенного эколого-экономического ущерба.
ВВЕДЕНИЕ
Грандиозные масштабы научно-технического прогресса привели к созданию промышленного потенциала и интенсивному развитию всех видов транспорта. К сожалению, развитие цивилизации сопровождается нарушением экологического равновесия в результате воздействия человека на природные объекты. Одним из факторов этого воздействия является загрязнение экосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами, которое во многих регионах достигает угрожающих размеров.
На железнодорожном транспорте по данным статистической отчетности железных дорог в 2011 году образовалось 44950,1 тыс. тонн отходов производства и потребления различных классов опасности, из которых 911,2 тыс. тонн составляют отходы сжигания твердого топлива - золошлаки, что составляет почти четверть всех отходов.
Золы и шлаки от сжигания твердых видов топлива при правильном и эффективном использовании представляют огромное богатство и источник расширения сырьевых ресурсов различных отраслей промышленности.
В настоящее
время достаточно хорошо изучены
составы и потребительские
Между тем в России нет законов, предусматривающих утилизацию техногенных отходов. Во всем мире уже золошлакоматериалы (ЗШМ) применяют при строительстве дорог, при производстве строительных материалов, в сельском хозяйстве (для создания удобрений). В России же этой проблемой стали заниматься сравнительно недавно. В Москве, Санкт-Петербурге и Омске уже начали строить дороги с применением отходов от ТЭЦ.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
- необходимостью приведения природоохранных мероприятий в соответствие с потребностями современности;
- необходимостью поиска организационно-технических решений по ограничению экологического ущерба окружающей среде предприятиями железнодорожного транспорта;
Проведенный
анализ позволил определить комплекс
противоречий, обуславливающих задание
совершенствования системы
- требованиями экологической безопасности жизнеобеспечения населенных пунктов и состояние технологий утилизации и переработки отходов;
- необходимостью усовершенствования системы управления процессом утилизации и слабым развитием научно – методической базы по обоснованию ее построения и задач.
Объектом исследования является предприятие Вагонный участок Ярославль. Предмет исследования - теоретические и методические вопросы обращения с отходами сжигания твердого топлива.
Целью
данной работы является анализ
образования и инвентаризация
золошлаковых отходов
Одной из важнейших экономических, социальных и экологических проблем в настоящее время является проблема отходов. Рост городов и развитие сферы потребления, взаимодействия городских структур с природной средой характеризуется с большой сложностью и образованием огромного количества отходов.
Одновременно с этим
отходы являются источником вторичного
сырья. Выделение из их массы полезных
компонентов и развитие нового экономически
обоснованного направления «
В России проблеме отходов
в последнее время уделяется
все больше внимания. Однако работы
в данном направлении идут более
медленными темпами, чем хотелось бы,
что связано, прежде всего, с кризисными
явлениями в экономике и
Современное состояние управления отходами во многих регионах России может быть охарактеризовано как кризисное. Существующая организационно-экономическая система управления является недостаточно эффективной, неспособной обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.
Отходы производства
и потребления представляют различную
степень опасности и
Из рис. 1.1 видна степень влияния отходов на изменение природной среды и, в частности, на экологическое неблагополучие территорий, которое, в конечном счете, приводит к ухудшению среды обитания и наносит вред здоровью человека.
Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории в среднем от 2 до 50 га, отличающиеся не только размерами, но и степенью загрязненности. Характер технологических процессов, осуществляемых предприятием, определяет вид и площадь загрязнений. Наиболее распространенными из загрязнителей территорий предприятий железнодорожного транспорта является нефть и нефтепродукты, мазут, дизельное топливо, масла и смазочные материалы, антисептики, фенолы, а также остатки перевозимых грузов и отходы производства. Площадь загрязненных участков колеблется от 5 до 25% общей территории предприятия.
Санитарная очистка
территории от твердых бытовых отходов
(ТБО), является одной из важнейших
экологических проблем и
Рисунок 1.1 - Классификация отходов
по агрегатному состоянию и
Система сбора отходов предполагает наличие мест сбора отходов. На предприятиях, как правило, имеются контейнерные площадки для сбора ТБО с контейнерами вместимостью 10, 20, 30 м3, контейнеры для сбора стружки, площадки для сбора отработанных масел, топлив со специальной емкостью, загрязненного песка, опилок, спецконтейнеры и помещения для сбора отработанных ртутных ламп и т.д.
Система транспортировки отходов состоит из сооружений, в которых отходы либо хранят, либо перерабатывают с целью их нейтрализации, уменьшения занимаемого ими объема.
Система управления отходами включает четыре этапа: анализ существующего положения в системе управления отходами; разработку системы организационных мероприятий; разработку технических решений по утилизации отходов; разработку схемы финансирования на создание и эксплуатацию системы управления отходами.
При разработке схемы
обращения с отходами необходимо
учитывать ряд взаимосвязанных
аспектов проблемы управления бытовыми
отходами: непрерывный рост объемов
отходов, в том числе и ТБО;
изменение морфологического состава
ТБО и непрерывное усложнение
его за счет поступления экологически
опасных компонентов; негативное отношение
населения к традиционным местам
захоронения отходов мусора на свалках;
ужесточение законодательной
В настоящее время в системе управления отходами отмечается ослабление системы контроля над образованием и обработкой отходов; низкая степень переработки сырья и материалов на производствах, использование устаревших технологий производства; повсеместное прекращение раздельного сбора пищевых отходов; ослабление связей между предприятиями в части взаимопоставок отходов в качестве сырья; образование неувязок в уровнях платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды и ценами на продукцию и др.
Результаты аналитического
обзора современных тенденций
В среднем на каждого
жителя РФ образуется не менее 15 тонн различных
твердых отходов в год. Учитывая
невысокий уровень их утилизации,
объемы накопления отходов постоянно
возрастают, что приводит к ухудшению
экологической и санитарно-
Складирование ТБО на
полигонах требует отчуждения больших
земельных площадей и сопряжено
с высокими транспортными затратами.
При захоронении теряются ценные
компоненты, входящие в состав отходов,
и возникает опасность
Следующие показатели и характеристики проблемы ТБО делают ее насущной именно в наше время:
Объем ТБО – непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения;
Состав ТБО (рис. 1.2) – резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, номенклатура (состав) которых также расширяется;
Отношение населения – к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится все больше отрицательным;
Рисунок 1.2 – Современный состав ТБО
Законы – наблюдается ужесточение правил обращения с отходами, принимаемых на всех уровнях законотворчества;
Экономика – управление отходами усложняется. Цена утилизации отходов возрастает. Учитывая экономические реформы и роль частного сектора экономики, современное управление отходами, особенно в части разработок и внедрения новых технологий и техники, невозможно представить без частных предприятий и инвестиций.
Годовой экономический ущерб от загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления оценивается на уровне 10% валового внутреннего продукта, или 55-57 млрд.руб.
Все эти аспекты проблемы тесно взаимосвязаны, эта связь усиливается все больше (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 - «Круг проблем» ТБО
Таким образом, экологически
и экономически эффективное управление
отходами является одной из приоритетных
экологических и социально-
Организация сбора и
складирования (временного хранения) железнодорожных
отходов в ОАО «РЖД» на различных
стадиях обращения
отсутствие или сведение к минимуму вредного (опасного) влияния размещаемых отходов на окружающую природную среду;
исключение возможности
ухудшения санитарно-
недоступность хранимых отходов для посторонних лиц;
предотвращение потери отходом вторичного сырья в результате неправильного его сбора либо хранения;
удобство проведения инвентаризации отходов и контроля за обращением с ними.
Сам процесс организации
сбора и временного накопления и
хранения отходов на предприятиях и
в отделениях дорог весьма традиционен.
В рамках этого процесса администрация
соответствующими приказами назначает
ответственных лиц, которые разрабатывают
соответствующие планы, готовят
договора со специализированными
На дорогах и других предприятиях ОАО «РЖД» разрабатываются инструкции по обращению с опасными отходами производства и потребления. В планах организационно-технических мероприятий и программах предприятий предусматривается обустройство и модернизация мест накопления и временного хранения отходов с выделением на осуществление этих работ необходимых средств.