Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:58, курсовая работа
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.
Введение
Глава I. Экономическая система
Экономическая система и ее элементы
Типы хозяйственных систем
Методы исследований в региональной экономике
Сущность и задачи регионального управления
Принципы и методы регионального управления
Глава II. Региональное развитие
2.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона
2.3 Методы управления региональным развитием
Глава III. Организация управления экономикой
3.1 Сущность организации управления экономикой региона
3.2 Типы организационных структур управления
Заключение
Список литературы
Исходя из сущности, содержания
и задач регионального
Принадлежность объекта к той
или иной форме собственности
(федеральная, муниципальная,
Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
Характер продукции или услуг,
производимых субъектом
Воспроизводство условий
Содержание регионального
К основным принципам
Децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а так же принцип выделенной компетенции.
Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а так же делегирование функций управление функций управления сверху вниз.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а так же минимальной бюджетной обеспеченности.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организованной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции ( в отличии от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а так же ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
Методы регионального
Глава II. Региональное развитие.
2.1
Цели и критерии социально-экономического
развития региона.
Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
В настоящее время основной
целью экономического развития
большинства стран мира и их
регионов является улучшение
качества жизни населения.
Развитие любого региона – многоцелевой
и многокретериальный процесс.
В качестве целей социально-
Соответственно целям развития
регионов строится система
При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.
В качестве краткосрочных
Нередко в качестве
Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
И так, на уровне на уровне
региона можно рассматривать
следующие критерии и
Стандартным способом оценки
экономического развития
2.3 Методы управления региональным развитием
Местные органы власти любого уровня – региона, города или района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-,энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием может
Объекты управления функционированием | Объекты управления развитием |
Дороги
Уборка мусора Водо-, газо-, тепло-, электроснабжение Состояние и эксплуатация жилого фонда Парки, благоустройство |
Возникновение
новых и развитие старых производств
Развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и комуникаций Занятность Уровень благосостояния |
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
Рассмотрим эти методы