Организация управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

Содержание

Введение
Глава I. Экономическая система
Экономическая система и ее элементы
Типы хозяйственных систем
Методы исследований в региональной экономике
Сущность и задачи регионального управления
Принципы и методы регионального управления
Глава II. Региональное развитие
2.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона
2.3 Методы управления региональным развитием
Глава III. Организация управления экономикой
3.1 Сущность организации управления экономикой региона
3.2 Типы организационных структур управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

управление региональной экономикой.docx

— 47.63 Кб (Скачать документ)

      Исходя из сущности, содержания  и задач регионального менеджмента,  сформулированных выше, его объект  можно классифицировать по следующим  основным признакам.

   Принадлежность объекта к той  или иной форме собственности  (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

   Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

   Характер продукции или услуг,  производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном  потребляется внутри региона,  продукция имеет межрегиональное  потребление, экспортная продукция  и др.).

   Воспроизводство условий жизнедеятельности  населения, удовлетворение потребностей  людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворения потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка). 

    1. Принципы  и методы регионального  управления.
 

   Содержание регионального менеджмента  как совокупности принципов, методов,  форм и средств целенаправленного  воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.

   К основным принципам регионального  менеджмента относятся:

Децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность  и адаптивность, а так же принцип  выделенной компетенции.

   Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а так же делегирование функций управление функций управления сверху вниз.

   Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

   Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а так же минимальной бюджетной обеспеченности.

   Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организованной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

   Принцип выделенной компетенции ( в отличии от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а так же ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

   Методы регионального менеджмента  так же обусловлены системой  рыночного хозяйства региона.  Под методами регионального менеджмента  принято понимать совокупность  приемов и средств воздействия  на хозяйствующие субъекты региона.  В практике регионального иенеджмента  используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредственного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые – по всем другим объектам. 
 

Глава II. Региональное развитие.

2.1 Цели и критерии социально-экономического развития региона. 

   Развитие региона – многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

   Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • Рост производства и доходов;
  • Перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
  • Перемены в общественном сознании;
  • Перемены в традициях и привычках.

   В настоящее время основной  целью экономического развития  большинства стран мира и их  регионов является улучшение  качества жизни населения. Поэтому  процесс социально-экономического  развития включает в себя три  важнейшие составляющие:

  • Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
  • Увеличение степени свободы людей, в том числе их эконмической свободы.

       Развитие любого региона – многоцелевой и многокретериальный процесс. 

       В качестве целей социально-экономического  развития региона используется  такие, как увеличение доходов,  улучшение образования, питания  и здравоохранения, снижения уровня  нищеты, оздоровления окружающей  среды, равенство возможностей, расширение  личной свободы, обогащение культурной  жизни. Некоторые  из этих  целей идентичны, но в определенных  условиях они могут иметь существенные  различия.

       Соответственно целям развития  регионов строится система критериев  и показателей, которые измеряют  эти критерии. Несмотря  на некоторые  различия между странами и  регионами в иерархии ценностей  и в целях развития, международные  организации оценивают степень  развития стран и регионов  по некоторым универсальным интегральным  показателям. Одним из таких  показателей является индекс  развития человека, разработанный  в рамках Программы развития  ООН. Данный показатель ранжирует  страны по восходящей от 0 до 1.

       При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • Интеллектуальны потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
  • Величина душевного дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
 

   Наряду с интегральными  показателями можно  использовать и  отдельные частные  показатели развития  региона. Среди  них:

  • Национальный доход на душу населения;
  • Уровень потребления отдельных материальных благ;
  • Степень дифференциации доходов;
  • Продолжительность жизни;
  • Уровень физического здоровья;
  • Уровень образования;
  • Степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического  развития страны. Среди долгосрочных целей – становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

   В качестве краткосрочных целей  можно рассматривать преодоление  кризиса и достижение конкретных  величин прироста валового продукта  в следующем году, квартале, месяце  и пр.  Долгосрочные и краткосрочные  цели по своему содержанию  достаточно сильно различаются,  меры по их достижению так  же неодинаковы.

   Нередко в качестве тактических  целей регионального развития  выступают промежуточные задачи, решающие роль необходимых условий  успешного развития.

   Среди таких тактических  целей развития  региона или города  можно назвать:

  • Привлечение новых видов бизнеса;
  • Расширение существующего бизнеса;
  • Развитие малого бизнеса;
  • Развитие центра города;
  • Развитие промышленности;
  • Развитие услуг сферы;
  • Повышение уровня занятности населения региона.

   И так, на уровне на уровне  региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического  развития:

  • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
  • Продолжительность жизни, уровень физического и психологического здоровья людей;
  • Уровень образования;
  • Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемый медицинских услуг);
  • Состояние окружающей среды;
  • Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • Обогащение культурной жизни людей.

   Стандартным способом оценки  экономического развития региона  является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального  производства). Такая оценка является сегодя односторонней и недостаточной. 

2.3 Методы управления региональным развитием

   Местные органы власти любого  уровня – региона, города или  района – выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-,энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

   Управление развитием может осуществляться  с помощью разнообразного спектра  стратегий, программ, конкретных  действий и одноразовых управленческих  решений, посредством которых   местная администрация  стремиться  стимулировать развитие экономики  региона, создать новые рабочие  места, увеличить налоговую базу, расширить возможности видов экономической активности, в которых заинтересованно местное сообщество (рис1).

Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
Дороги

Уборка  мусора

Водо-, газо-, тепло-, электроснабжение

Состояние и эксплуатация жилого фонда

Парки, благоустройство

Возникновение новых и развитие старых производств

Развитие  городской инфраструктуры, прежде всего  связи и комуникаций

Занятность

Уровень благосостояния

 
 

 

  Все возможные  методы воздействия  региональной администрации  на ход экономического  развития можно  сформулировать так:

  • Создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
  • Регулирование деловой активности;
  • Прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

   Рассмотрим эти методы управления  региональным развитием.

Информация о работе Организация управления экономикой